Алтайвагон "катится вниз", - а вслед за ним и весь Новоалтайск

13 марта 2009, 16:43, ИА Амител

"Алтайский вагон катится вниз, а вслед за ним -  катится весь Новоалтайск", - утверждают журналисты телепроекта "Наши новости" ("НН"), изучив перспективы одного из крупнейших в отрасли транспортного машиностроения России  завода.

Если весь город Новоалтайск сравнить с большим организмом, предприятие Алтайвагон - его сердце. В начале 2008-го оно работало без сбоев и приступов, обеспечивая экономику города больше, чем наполовину. Финансовый кризис все изменил, настолько, что главным опасением сегодня является полная остановка этого сердца.

Одно сокращение за другим: сначала объемы выпускаемой продукции резко снизились - в связи с падением спроса у покупателей вагонов - крупных транспортных компаний, потом - штат пришлось сокращать. И налоговые поступления в бюджет города, соответственно.

"За этим следует обеспечение практически всех отраслей социальной сферы - это и здравоохранение, и образование, и спорт, это и выполнение программ, которые мы наметили, поэтому сложности, разумеется, возникнут, и они сегодня есть", -  поясняет глава города Новоалтайска Владимир Иванов.

Проблемы Алтайвагона  измеряются в общегородском масштабе: предприятие-то градообразующее. Раньше Алтайвагон обеспечивал работой больше 20%  населения Новоалтайска - 4,5 тысячи человек. Триста - уже остались без работы, в апреле - будет новая волна еще в три сотни.
Сейчас они переведены на трехдневную рабочую неделю, а специально созданная на базе центра занятости консультационная группа помогает подготовиться к предвиденным, но нежеланным изменениям.

"Разъясняем законодательство, закон о занятости населения, какие преимущества у сокращенных, но психологически народ подавлен",  - говорит юрис-консульт Государственного центра занятости населения г. Новоалтайска Ольга Каштанова.

Некоторые сотрудники предприятия ищут новую работу, не дожидаясь увольнения. Когда заработная плата постоянно уменьшается, кредиты и ипотеки  повременить не позволяют.

"Не попадаю под сокращение, но с таким графиком работы и с зарплатой я просто вынужден уволиться: у меня был средний заработок ежемесячный 17 тысяч, а сейчас - 3 или 2 тысячи - судите сами", - сообщил журналистам "НН" сотрудник ОАО "Алтайвагон" Александр Кузнецов.

Последствия болезни градообразующего предприятия распространяются на экономику всего Новоалтайска, заражая и средний, и даже малый бизнес. На местном рынке в последнее время выстраивается очередь из продавцов, а не из покупателей.

"Для маленьких п редпринимателей снижение покупательской способности чувствуется очень значительно", - поясняет новоалтайский предприниматель Сергей Романов.
Такого же мнения придерживается и его коллега Любовь Вайсбек: "Если сравнить с тем годом - у нас была хорошая проходимость людей, а сейчас мы практически ничего не продаем. Заводы стоят. Соответственно, если заводы стоят, мы ничего продавать не будем".

Чтобы поднять на ноги главный завод города, руководство Алтайвагона методом всеобщего сокращения уменьшает расходы, для увеличения же доходов - разрабатывает новый проект по организации железнодорожных грузоперевозок. Задумка серьезная - оценивается в 1 миллиард и 260 миллионов рублей, нужна финансовая поддержка государства, но без содействия краевых властей вряд ли может быть реализована.

"Что касается возможных мер поддержки со стороны администрации Алтайского края, мы оказываем им помощь, они выдвинуты непосредственно нами в Министерский региональный проект развития на поддержку, поэтому мы ведем работу с федеральным министерством, чтобы получить заявленную ими поддержку в градообразующее предприятие", - заявил недавно на пресс-конференции алтайский вице-губернатор Николай Черепанов.

 Полностью восстановить производство по силам только серьезным финансовым вливаниям. И Алтайвагон  вошел в список 299 предприятий России, которым поддержка должна быть оказана. Денег ждут как манну небесную. Если дождутся - сердце города возможно снова забьется здоровыми ритмами.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров