Андрей Колесников рассказал о смене сотового оператора с сохранением номера
10 июля 2013, 09:31, ИА Амител
С 1 декабря российские абоненты мобильной связи смогут сменить сотовую компанию с сохранением номера. Техническую возможность для таких переходов должен обеспечить реестр перенесенных номеров. Оператором этого реестра руководство Минкомсвязи хочет назначить Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) — компанию, управляющую доменами .ru и .рф. Директор КЦ Андрей Колесников рассказал корреспонденту "Известий", как будет функционировать переносимость сотовых номеров.
— Почему оператором реестра не назначат кого-то из операторов связи?
— Изначально поставлено условие, что ни один оператор связи не должен этим заниматься. Оператор реестра не может быть аффилирован с группами интересов телекоммуникационного рынка.
— Переносимость обеспечат только для мобильных номеров?
— Сейчас речь идет о Mobile number portability (MNP) внутри федерального округа. Но я думаю, что это только первый шаг. Вероятно, в ближайшем будущем нас ожидает введение переносимости мобильных номеров между федеральными округами, а затем и переносимость фиксированных номеров. При планировании базы данных мы рассчитываем на дальнейшее развитие и закладываем соответствующий функционал.
— Во сколько обойдется переход пользователю?
— 100 рублей за перенос.
— Как эта процедура будет выглядеть для обычных людей?
— Скорее всего, на первом этапе всё будет происходить в офисах продаж сотовых компаний. Человек приходит в офис оператора, к которому хочет перейти, и сообщает о своем желании. Он называет свой номер, заполняет анкету, заключает договор, выбирает тарифный план. Менеджер вбивает данные в систему, после чего начинается процедура переноса.
— Сколько будет длиться переход?
— Срок регламентируется правилами оказания услуги мобильной связи. Это восемь дней, если у человека, желающего сменить оператора, нет задолженности.
— Почему именно восемь дней?
— Операторы посчитали: нужно время, чтобы убедиться, что у абонента нет долгов, в том числе по роумингу, где данные приходят с запозданием.
— Задолженность перед одним оператором нельзя перевести на другого?
— К сожалению, нельзя: это неудобство обусловлено текущим законодательством. Абоненту сообщат о его задолженности, и он не сможет сменить оператора, пока не погасит долг.
— То есть база по задолженностям будет открыта для всех операторов связи?
— Наша система сама по себе не обладает знаниями о клиенте. Она лишь обеспечивает обмен информацией между операторами. Когда задолженность будет погашена, переход можно будет осуществить.
— Будут ли ограничения по частоте переходов?
— Изначально шла речь о шести месяцах. Но, насколько я понимаю, Минюст не согласился, сказав, что нельзя ограничивать права потребителей. Так что на следующий же день после окончания переноса можно будет менять оператора снова.
— Иногда операторы связи совершают какие-то действия, фактически не уведомляя абонента. Не сможет ли оператор связи по своей инициативе перевести к себе чужого клиента? Будут ли какие-то подтверждения, что абонент действительно сам решил перейти?
— Без заявления абонента это будет невозможно. В процесс встроены проверки, чтобы избежать мошенничества. Этому уделяется особое внимание со стороны операторов.
— Сейчас к моей банковской карточке подключена услуга SMS-уведомлений об операциях с ней. Будут ли эти извещения по-прежнему поступать после перехода к другому сотовому оператору?
— Помимо обычного номера телефона, существует еще один номер — технический или операторский. Он прописан на SIM-карте. Когда человек перейдет к другому оператору связи с сохранением номера, ему придется поменять SIM-карту. А затем подать заявление в банк, чтобы они заново привязали номер к услуге мобильного банкинга.
— То есть SIM-карту надо будет сменить при переходе от одного оператора к другому?
— Да. Надо будет вытащить старую SIM-карту и вставить новую, которую выдадут в офисе продаж нового оператора.
— Какие услуги пользователю придется переподключать?
— Бесплатные услуги переподключать будет не нужно, а вот банковские — обязательно.
— Если в процессе перехода пользователь передумает?
— Предусмотрена возможность остановки переноса. Очевидно, для этого клиенту придется еще раз прийти в офис оператора.
— Придется ли что-то менять в терминалах оплаты за телефон?
— Сегодня принадлежность к тому или иному оператору связи определяется по телефонному коду. Например, "903" — это "ВымпелКом", а "925" — это "МегаФон". С 1 декабря необходимо будет проверять каждый индивидуальный номер. Это серьезная нагрузка на систему, и мы посчитали важным построить ее таким образом, чтобы информация о перенесенных номерах была максимально доступна для всех потребителей. Система рассчитана на обслуживание до 10 млрд запросов в сутки.
— Поскольку вы подключаете платежные системы к вашей базе данных, будет ли у этих систем возможность получить персональные данные пользователей?
— В базе перенесенных номеров не хранится никакой информации об абоненте. Эта информация передается от одного оператора к другому. А платежные системы используют только номер телефона и его текущую принадлежность оператору.
— У многих операторов есть тарифы типа "звонки внутри сети — дешевле". И есть люди, которые из экономии совершают звонки только внутри сети. Как они смогут понять, перешел ли абонент к другому оператору или нет?
— Мы планируем сделать публичный сервис, где можно будет проверить текущую принадлежность номера.
— Вы называетесь Координационный центр национального домена сети интернет. Будете ли менять название в связи с новым видом деятельности?
— Нет. Совет КЦ утвердил небольшие изменения в уставе, который проходит перерегистрацию в Минюсте. Добавили пункт о новых услугах.
— Когда начнется тестирование системы?
— Тестирование идет. Вопрос с назначением оператора базы данных перенесенных номеров еще не решен, но по нашему плану 1 ноября мы должны закончить все работы. После этого наступит месяц тишины для поиска различных багов. А в эксплуатацию надо будет запуститься 1 декабря в соответствии с требованиями закона.
Комментарии 0