Авиации и космосу нужны новые материалы
30 августа 2013, 18:57, ИА Амител
В пресс-конференции приняли участие: Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Каблов Евгений Николаевич; депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Гончар Николай Николаевич; управляющий директор – Генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" Иноземцев Александр Александрович; президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Чуйко Виктор Михайлович; генеральный директор Федерального космического агентства в 1992—2004 годах Коптев Юрий Николаевич, ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Вдовин Сергей Михайлович.
Участники пресс-конференции рассказали о роли и значении новых материалов для развития экономики России, обеспечении ее обороноспособности и переходе к новому технологическому укладу.
Они проинформировали представителей СМИ о новых разработках в области интеллектуальных полимерных композиционных материалов, легких и супержаропрочных сплавов, функциональных материалов для планера и двигателя перспективных изделий авиационной и космической техники.
Особое внимание было уделено проблеме защиты материалов, деталей и конструкций летательных аппаратов от коррозии, старения, биоповреждений, а также современным методам климатических испытаний.
Кроме того, журналистам рассказали о кооперации национальных исследовательских университетов, научно-исследовательских институтов и предприятий авиационно-космической промышленности для подготовки кадров и совершенствования системы управления качеством материалов.
Без новых материалов – нет будущего
Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов поприветствовал собравшихся и сообщил, что "сегодня, на пресс-конференции, проходящей в день ВИАМ на авиасалоне МАКС, с журналистами встречаются люди, благодаря которым институт достиг тех научных высот, которые он демонстрирует сегодня".
Как сообщил Евгений Каблов, "международная практика показывает, что более 80 процентов инновационных, прорывных разработок в ведущих отраслях промышленности и других секторах экономики базируется на внедрении новых материалов и технологий". "Без новых материалов отечественному авиапрому и российской промышленности в целом вряд ли возможно совершить технологический скачок, занять лидирующие позиции на мировом рынке, обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, а главное, перейти от экспорта углеводородов к экспорту инновационной продукции", – сказал Евгений Каблов. По его мнению, именно высокие технологии, а не природные богатства должны стать не только главным экономическим двигателем России, но и цементирующей базой российского общества, гарантом обеспечения социальной стабильности.
"При этом особое внимание необходимо уделять "зеленым технологиям", вопросам утилизации и минимальному воздействию на окружающую среду, расширения рынка интеллектуальной собственности", – заявил Евгений Каблов. "Такой подход особенно важен с учетом вхождения России во Всемирную торговую организацию", – подчеркнул он.
По мнению Генерального директора ВИАМ, создание новых материалов, технологий и конструкций должно быть полностью взаимоувязано. "Для комплексного решения материаловедческих задач ВИАМ провел анализ стратегий развития государственных корпораций и интегрированных структур на ближайшие 15−20 лет", – сообщил Евгений Каблов. На основе этого анализа институт разработал "Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года". "В этом документе определены тенденции развития материаловедения во взаимосвязи с задачами авиации, авиационно-космических систем, ракетного вооружения, двигателестроения, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, строительной индустрии", – констатировал он.
По словам Евгения Каблова, сегодня ВИАМ готов предложить отечественному авиапрому и космической отрасли ряд перспективных разработок, которые могут существенно улучшить защиту и летные технические характеристики, повысить безопасность полетов, а также снизить себестоимость продукции.
В своем выступлении Генеральный директор ВИАМ сообщил также, что "в ходе работы на авиационно-космическом салоне МАКС-2013 сотрудники института подписали множество соглашений о сотрудничестве как с российскими, так и с зарубежными компаниями".
Суперсплавы для авиации
"Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед авиационно-космической отраслью, является повышение весовой эффективности авиационной и космической техники, ее прочности и ресурса. Она может быть решена благодаря разработке и внедрению сверхлегких высокопрочных материалов", – заявил Евгений Каблов.
"В первую очередь речь идет об алюминий-литиевых сплавах, которые в совокупности с внедрением перспективных технологий соединения, включая сварку в твердой фазе, позволят снизить на 20−30% массу конструкций и, следовательно, расход топлива", – сказал Генеральный директор ВИАМ.
С целью снижения веса планера за счет замены клепаного варианта конструкции на сварной, ВИАМ совместно с другими предприятиями отрасли проводит широкие исследования в области разработки новых технологий сварки алюминий-литиевых сплавов, лазерной и гибридной сварки, сварки трением с перемешиванием. Эти работы обеспечат снижение массы до 25%. Имеется положительный опыт работ ВИАМ и "Эрбас" - была изготовлена сварная ребристая панель фюзеляжа из алюминий-литиевого сплава 1424, которая выдержала 75 тысяч циклов без разрушения.
Для снижения массы алюминий-литиевые сплавы пониженной плотности внедряются в изделия авиационной техники. Листы сплава 1441 применены в обшивке гидросамолетов ТАНТК им. Г.М. Бериева. Последним важнейшим достижением является внедрение отечественного высокопрочного алюминий-литиевого сплава В-1461, освоенного в условиях ОАО "КУМЗ", в силовой набор планера истребителя Т-50 что позволило сэкономить около 100 кг полезного веса.
С целью повышения ресурса эксплуатации авиационной техники разработан высокопрочный ковочный сплав 1933 с повышенными характеристиками вязкости разрушении, который заменил сплав АК6 практически во всех современных изделиях авиационной техники (Ан-148, Як-130, Т-50, SSJ-100).
Сегодня работы ВИАМ в области алюминиевых сплавов направлены на разработку новых составов, легированных РЗМ, и технологий изготовления полуфабрикатов, а также на создание гибридных конструкций с использованием слоистых алюмостеклопластиков, что обеспечивает повышение служебных характеристик и весовой эффективности элементов конструкции на их основе до 15%.
Еще одним важным направлением для авиакосмической отрасли Евгений Каблов считает создание жаропрочных сплавов нового поколения, позволяющих повысить надежность и ресурс газотурбинных двигателей. "Важным шагом является применение ВИАМ собственных ресурсосберегающих технологий при производстве данных сплавов", – сообщил он.
С целью снижения массы конструкций газотурбинных двигателей ВИАМ ведет работы по созданию жаропрочных материалов на основе интерметаллидов титана для деталей ротора и статора компрессора высокого давления.
Новые интерметаллидные сплавы ВКНА-4У, ВКНУ-4УР, ВКНА-1В, ВИН3, ВИН4, разработанные институтом, обладают рядом серьезных преимуществ перед никелевыми жаропрочными сплавами. В частности, это касается их повышенной жаростойкости (рабочие температуры достигают 700-750°С), более низкой плотности, экономного легирования и удешевления производства. Тем самым их применение позволит увеличить надежность, уменьшить вес, повысить ресурс и снизить себестоимость лопаток турбины. Вышеупомянутые сплавы уже прошли испытания и технологическое опробование при отливке рабочих лопаток газотурбинных двигателей и установок.
В ВИАМ в целях повышения ресурсных характеристик газотурбинных двигателей разработаны супержаропрочные монокристаллические никелевые сплавы для рабочих и сопловых лопаток ВЖМ4 и ВЖМ5 с высокоресурсными жаростойкими и комплексными теплозащитными покрытиями. Сплавы обладают рекордными значениями жаропрочности, их применение позволит повысить рабочую температуру лопаток в среднем на 80–100°С.
Для повышения жаропрочности и коррозионной стойкости лопаток газотурбинных установок разработаны новые сплавы ЖСКС-1 и ЖСКС-2, которые обладают лучшими характеристиками и свойствами по сравнению с применяемыми в настоящее время сплавами ЖС-32, ЦНК-8Н, ЗМИ-3У и ЖС-26. При этом изготовление вышеупомянутых новых сплавов существенно дешевле, они прочнее и легче, содержат меньше вредных примесей и обладают повышенной коррозионной стойкостью даже по сравнению с коррозионностойким сплавом ЗМИ-3У. Кроме того, они обладают высокой технологичностью при изготовлении лопаток газотурбинных установок, ресурс которых с использованием "новинок" может составлять свыше 100 тысяч часов, что позволит обеспечить их высокую конкурентноспособность на российском и мировом рынках.
Интересные "новинки" есть и в области никелевых сплавов. Так, высокожаропрочный никелевый сплав с поликристаллической структурой ВЖЛ-21 обладает более высокими физико-механическими свойствами по сравнению с широко применяемыми жаропрочными сплавами ЖС-6У и ВЖЛ-12, в частности, пластичность его в 2–2,5 раза выше, чем у сплава ЖС-6У. Сплав ВЖЛ-21 также может быть безболезненно внедрен в отечественное производство, которое в основном использует жаропрочные никелевые сплавы, разработанные еще в 60-х годах прошлого века.
Среди основных технологий, определяющих повышение ресурса и надежности деталей ГТД, особое место занимает ионно-плазменная технология высоких энергий, обеспечивающая формирование на поверхности жаростойких, коррозионно- и эрозионностойких, износостойких и др. функциональных слоев и покрытий. Для монокристаллических рабочих лопаток турбины высокого давления из безуглеродистых жаропрочных сплавов в ВИАМ разработаны специальные покрытия для защиты как внешней поверхности, так и внутренней полости лопаток. Покрытия имеют противодиффузионные барьерные слои, препятствующие диффузии алюминия и хрома в поверхность жаропрочного сплава.
Для реализации технологий разработано ионно-плазменное оборудование (установки МАП-1М, МАП-2), в том числе для ассистированного осаждения (МАП-3). Ассистированное осаждение обеспечивает повышение эрозионной стойкости нитридных, карбидных покрытий в 2 раза за счет изменения структурного состояния покрытий и повышение на 20−25% жаростойкости конденсированных покрытий за счет устранения микропористости ионно-плазменных покрытий.
В ВИАМ успешно решена задача комплексной переработки всех отходов, образующихся при производстве сплавов в металлургическом и литейном производствах. Разработана серийная ресурсосберегающая технология переплава отходов в вакууме, которая позволяет из 100% литейных отходов получать шихтовые заготовки, которые по химическому составу, чистоте и свойствам полностью соответствуют требованиям действующих ТУ на поставку. Полученные сплавы не уступают сплавам, изготовленным из свежих шихтовых материалов, которые поставляются на моторные заводы с металлургических комбинатов. Однако их стоимость заметно ниже: для сплавов, содержащих рений, (ЖС32) – на 40−50%, для сплавов без рения (ЖС6У) – на 20−30%. Данная технология в настоящее время используется для поставки сплавов на предприятия: ОАО "УМПО", ОАО "НПО Сатурн", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева" и ФГУП "ММПП "Салют".
Для обеспечения производства малоразмерных газотурбинных двигателей высококачественными заготовками дисков из высокожаропрочных никелевых и высокопрочных титановых сплавов в институте разработан принципиально новый экономичный способ их термомеханической обработки – изотермическая штамповка на воздухе (во всем мире эта процедура проводится в вакууме, что существенно удорожает процесс производства). Это стало возможно благодаря использованию разработанных ВИАМ высокоресурсных жаропрочных сплавов для штампов и специального защитного антиокислительного покрытия, являющегося одновременно высокотемпературной смазкой при деформации.
Покрытия повышают стойкость штамповой оснастки в 2–3 раза. Реализация разработанных технологий изготовления штамповок обеспечивает увеличение коэффициента использования металла в 2-3 раза за счет уменьшения технологических припусков в процессе штамповки и механической обработки и снижение трудоемкости производства в 3–5 раз за счет сокращения операций при штамповке и окончательной механической обработке деталей, а также снижение стоимости штамповок в 1,5–2 раза.
С учетом возрастающих требований к экологической безопасности отдельным направлением работы института является создание и внедрение защитных покрытий, отвечающих современным требованиям по содержанию вредных соединений хрома и других.
В ВИАМ создано специализированное производство для получения порошковых никелевых и титановых припоев способом газоструйного распыления расплава, оснащенное современным технологическим и испытательным оборудованием. Разработана и внедрена ресурсосберегающая технология производства ультрадисперсных порошков для селективного лазерного спекания, лазерной LMD-наплавки, а также припоев и сплавов-наполнителей для высокотемпературной вакуумной пайки с высокой однородностью гранулометрического состава порошков (свыше 80% выход годного для фракции 40–100 мкм и 50% для ультрадисперсных порошков 15–20 мкм).
Будущее за композитами
Как заявил Евгений Каблов, "полимерные композиционные материалы: угле-, стекло-, органопластики и гибридные материалы на их основе, прочно заняли одно из основных мест среди конструкционных и специальных материалов в самолето-, вертолетостроении и космической технике". "В настоящее время в России нет ни одного современного летательного аппарата, в конструкции которого не были бы использованы разработанные ВИАМ композиты", – сообщил он.
По его словам, объем применения угле-, стекло- и органопластиков достиг 50% от массы авиационного планера, обеспечивая ее снижение на 20–25%, при этом широкая номенклатура ПКМ востребована различными предприятиями авиационной, космической отраслей и оборонно-промышленного комплекса. "Данные материалы широко применяются не только для производства самолетов, ракетной техники, но и изделий гражданского и двойного назначения", – подчеркнул Генеральный директор ВИАМ.
"Проведенные в нашем институте исследования позволили разработать российские связующие, обеспечивающие работоспособность при температурах 200−350°С, и композиционные материалы на их основе, по уровню свойств идентичные зарубежным аналогам", – сказал Евгений Каблов. Он добавил, что "дальнейшие работы в этом направлении будут направлены на создание нового поколения связующих, термостойких матриц и наполнителей для угле-, стекло- и органопластиков с целью повышения стойкости ПКМ к ударным нагрузкам". По мнению Евгения Каблова, "актуальным направлением работы ВИАМ является продолжение создания интеллектуальных материалов с функциями самодиагностики, которые впоследствии позволят создавать "умные" конструкции, адаптирующиеся к внешним нагрузкам". "Чтобы показать значимость этого направления, скажу: авиационные власти США приняли решение, что с 2017 года в стране не будет эксплуатироваться ни один самолет, не имеющий в конструкции крыла систему мониторинга состояния в виде оптоволоконных датчиков", – подчеркнул он.
"Связующие, созданные ВИАМ для основных силовых элементов крыла, фюзеляжа и хвостового оперения обладают уникальными прочностью, стойкостью к ударам, деформативностью и не уступают продуктам мировых лидеров в области композиционных материалов авиационного назначения", – сообщил Евгений Каблов. "При этом они созданы с учетом требований энергоэффективности технологических процессов и экономичности материалов", – констатировал он.
Специалистами ВИАМ осуществляются работы по изготовлению и поставке следующих материалов: препреги угле-, стекло- и органопластиков, пенопластов, а также конструкций из полимерных композиционных материалов.
В ВИАМ разработаны новые высокодеформативные полимерные связующие, калиброванные препреги с высокой точностью весовых характеристик (позволяют с 25 до 5–7% снизить разброс физико-механических свойств конструкционных ПКМ, что в свою очередь дает возможность конструктору снизить коэффициент запаса прочности с 3,5 до 1,7), а также ПКМ нового поколения на их основе. Ведется работа по созданию новых составов препрегов ПКМ, синтактных и пеноматериалов, режимы изготовления препрегов и ПКМ на их основе.
Новое поколение ПКМ нашло свое применение в самолетах МС-21, ПАК ФА, ПАК ДА, ПМИ (самолет 5-го поколения, разрабатываемый ОАО "ОКБ "Сухого" по контракту с Индией), модификации SSJ, высокоскоростного вертолета, двигателя ПД-14.
При этом разработки ВИАМ не уступают, а по ряду показателей превосходят лучшие зарубежные аналоги таких мировых лидеров, как фирмы Hexcel и Cytec.
Для создания новых композиционных материалов в институте разработаны уникальные полимерные связующие, обладающие высокими прочностью и стойкостью к ударным нагрузкам (воздействиям), а также новые принципы синтеза уникального класса полимеров повышенной теплостойкости для размеростабильных конструкций (нашли широкое применение в изделии Т-50). ВИАМ реализованы новые технологические принципы создания полимерных композиционных материалов – использование прецизионных препрегов с высокой точностью содержания компонентов наряду с использованием информационных (IT) технологий, изготовлением заготовок в специализированных "чистых" помещениях и деталей на автоматизированном оборудовании для формования, обеспечивают снижение разброса свойств материалов, а соответственно, коэффициентов запаса при создании конструкций из них. Новые композиционные материалы и системы комплексной защиты для них также обеспечивают повышенную устойчивость изделий из ПКМ при воздействии климатических и других факторов внешней среды.
В ВИАМ разработаны жаропрочные керамические композиционные материалы, работоспособные до температуры 1600°С без охлаждения, на их основе созданы прототипы жаровой трубы. Ведутся работы по разработке нового поколения конструкционных керамических, стеклокерамических монолитных и композиционных материалов на основе тугоплавких соединений, работоспособных до температур 2500°С, стойких к коррозии, с высокой износостойкостью.
ВИАМ совместно с ЦАГИ реализует тему интеллектуальных полимерных композиционных материалов. Это "умные" материалы, содержащие оптоволоконные датчики с брэгговскими решетками, которые способны в режиме реального времени извещать о напряженно-деформированном состоянии конструкции. Наличие такой информации позволяет пилоту избежать опасности.
Ведется разработка естественных композиционных материалов, а также принципиально нового класса материалов – эвтектических композитов на основе ниобия, упрочненного силицидами ниобия, которые позволят повысить на 150−200ºС рабочую температуру.
Рабочие температуры связующих, разработанных ВИАМ, достигают 350°С для органических и кремнийорганических материалов, 800°С − для неорганических и 1200°С − для керамоматричных композиционных материалов.
На основе высокопрочных и термостойких клеев созданы новые композиционные материалы – долгоживущие клеевые препреги марок КМКС (на стеклонаполнителях) и КМКУ (на угленаполнителях). Отличительной особенностью этих материалов является то, что они позволяют реализовывать высокоэффективную технологию сборки клееных высоконагруженных сотовых (слоистых) и интегральных конструкций из неметаллических материалов одинарной и сложной кривизны, когда формование обшивок и приклеивание их к сотовому заполнителю происходит за один цикл. Эти материалы обладают высокой прочностью и стойкостью к усталостным нагрузкам, обеспечивают снижение массы, повышение трещиностойкости, предела выносливости и длительной прочности, герметичности монолитных и сотовых клееных конструкций.
Применение клеевых препрегов в конструкции изделия Т-50 позволило снизить весовые характеристики крыла на 5-7%, повысить качество поверхности планера, вследствие чего значительно улучшились его специальные характеристики, а также были достигнуты заданные радиотехнические характеристики радиопрозрачных обтекателей в широком диапазоне радиочастот.
Вместе с тем ВИАМ активно осваивает производство разработанных материалов. Так, в институте созданы опытно-промышленное производство прецизионных препрегов и центр компетенций по разработке и квалификации ПКМ, не имеющие аналогов в Российской Федерации.
Не просто стекло
Как сообщил Евгений Каблов, "в ВИАМ разработан специальный способ упрочнения авиационных органических стекол – ориентация или иными словами вытяжка стекла при повышенной температуре". Такие ориентированные стекла применяются практически на всех отечественных самолетах и вертолетах. "Эти стекла не теряют своей прочности при ударе, при царапании и даже при сквозном пробое. При желании в лист ориентированного стекла можно даже забить гвоздь, и оно не растрескается", – заявил Генеральный директор ВИАМ.
Для решения проблемы "бликования" остекления приборов самолета в институте, помимо антибликовых покрытий, разработаны фильтры переменной оптической плотности (стекла или полимерные пленки, светопропускание которых плавно изменяется по оптическому полю детали остекления). Тем самым часть солнечной радиации, попадающей в кабину из верхней полусферы, эффективно ослабляется, уменьшая величину блика. В то же время практически прозрачное стекло на уровне глаз пилота не мешает ему оценивать окружающую обстановку.
Природа как главная угроза
"Различные климатические факторы: солнце, воздух, вода, песок, пыль, микроорганизмы и перепады температур зачастую становятся главными врагами различных сооружений, конструкций и технических систем, создаваемых человеком", – заявил Евгений Каблов. В качестве примера Евгений Каблов привел тот факт, что "ежегодные мировые потери от коррозии оцениваются в 2,2 трлн долларов, и в таких странах, как США, Великобритания, Германия, достигают 3% ВВП". "При этом по крайней мере четверти всех потерь можно было бы избежать, если использовать научно обоснованные методы защиты материалов от коррозии и других климатических факторов", – констатировал он.
"Особую опасность климатические факторы представляют для крылатых машин", – подчеркнул Генеральный директор ВИАМ. По его словам, чтобы оценить ресурс и надежность сложных технических систем, а также для их успешной защиты необходимо понимать, какое воздействие на материалы оказывают климатические факторы. "С этой целью ВИАМ выдвигает идею создания единой сети климатических испытательных центров, так как нами накоплен богатый опыт в этой области", – сообщил Евгений Каблов.
В процессе эксплуатации авиационной техники в различных климатических зонах, особенно в условиях теплого влажного тропического климата, наблюдается микробиологическое поражение различных материалов. Особенно сильному поражению подвергаются герметики.
Специалистам ВИАМ удалось решить задачу по подбору биозащитных добавок, введение которых в состав герметиков не оказывает существенного влияния на технологические свойства (вязкость герметизирующей пасты, жизнеспособность герметика) и не вызывает снижения физико-механических и эксплуатационных показателей. Разработаны два топливостойких герметика ВИТЭФ-1Б и ВГФ-2М, обладающих повышенной грибостойкостью.
Кроме того, в ВИАМ созданы эрозионностойкие, атмосферостойкие, радиопрозрачные, антикоррозионные, влагозащитные покрытия, технологии их изготовления и нанесения, что позволяет обеспечивать эксплуатацию российской техники в различных климатических зонах.
Для защиты лопастей винтов самолетов и вертолетов разработана полиуретановая эмаль марки ВЭ-62, которая обладает высокими адгезией, физико-механическими свойствами, превосходит применяющуюся в настоящее время эмаль ЭП-140 по атмосферостойкости в 6 раз, по эрозионной стойкости − в 5 раз. Эмаль ВЭ-62 применена для окраски лопастей винтов винтовентиляторных двигателей ОАО "Аэросила" и успешно эксплуатируется в Венесуэле.
Для надежной антикоррозионной защиты внутренней полости нахлеста сварного соединения, выполненного точечной электросваркой, разработаны сварочные составы ПСП-2М с термостойкостью 150°С и КСП-2АК с термостойкостью до 300°С, которые превосходят применяющиеся грунтовки типа ФЛ-023 по термостойкости в 2 раза, по защитным свойствам - более чем в 10 раз. Они экологически безопасны, позволяют проводить сварку в течение 24 ч после нанесения, а также гальванообработку сварных деталей. Материалы применяются для изделий "МиГ".
В ВИАМ разработана и выпускается термоэрозионностойкая эмаль для защиты полетной палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", покрытие не имеет аналогов в мире, так как способно выдерживать неоднократное прямое газодинамическое воздействие двигателей самолетов, предохраняя материал палубного покрытия от разрушения.
Для теплоизоляции пневмо-, масло- и гидросистем авиакосмической техники, в том числе трубопроводов сложной конфигурации, элементов системы кондиционирования воздуха (СКВ) летательных аппаратов применяется трудносгорающий эластичный пенополиимид марки ВПП-1.
Для обеспечения газонепроницаемости надувных конструкций (спасательных трапов, баллонетов вертолетов) требуются легкие, прочные тканепленочные материалы. А еще надувной трап не должен расплавиться и сгореть при пожаре, чтобы люди смогли спастись. Такие сложные задачи были решены при разработке целого комплекса материалов (ткани, связующего, клея для швов и теплоотражающего покрытия).
Всего 10 г/м2 эмали ВЭ-72, распределенные на тканепленочном материале, выдерживают нагрузку открытого теплового потока более 30 минут, при этом конструкция не горит, не теряет целостности и газонепроницаемости.
Кроме того, ВИАМ ведет работы по созданию специальных покрытий и технологий их нанесения, которые позволяют не только защитить технику от различных воздействий, но и снизить ее заметность.
Как утолить кадровый голод
Как сообщил Евгений Каблов, "в ВИАМ решена острейшая для ОПК России проблема кадрового потенциала". "Так, в середине 90-х средний возраст сотрудников превышал 61 год, а сейчас этот показатель – около 44 лет, причем кадровый состав был обновлен примерно на 80 процентов. Это стало возможным благодаря тому, что успешно претворяется в жизнь политика преемственности и передачи опыта, обновляется производственный и исследовательский парк, созданы условия для научного и кадрового роста, обеспечивается высокий уровень социальной защищенности и заработной платы", – заявил он. По словам Евгения Каблова, в ВИАМ успешно действует схема "школа – вуз – аспирантура – защита кандидатской диссертации – защита докторской диссертации", активно работает Совет молодых ученых и специалистов, осуществляются различные схемы социальной поддержки молодежи, которая чувствует, что ее труд востребован государством.
Вспоминая о "Буране"
В ходе пресс-конференции Евгений Каблов также презентовал книгу "Доспехи для Бурана. Материалы и технологии ВИАМ для МКС “Энергия–Буран”", которая издана институтом к 25-летию полета легендарного советского орбитального космического корабля. Книга посвящена истории создания уникальных материалов для данного проекта, рассказывает об интересных, ранее неизвестных фактах его разработки и реализации, освещает историю развития отечественной авиационной и космической техники. "Только помня о выдающихся достижениях нашей науки и промышленности, опираясь на богатую историю, опыт и багаж знаний, Россия сможет создать и реализовать новые масштабные инновационные проекты", – констатировал в этой связи Евгений Каблов.
Законодательство для науки
Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Николай Гончар, отвечая на вопросы журналистов, поддержал Евгения Каблова в том, что кадровый вопрос является важнейшим для государственных научных центров. "Именно представители научных центров должны подготовить свои предложения по изменению законопроекта с целью разработки механизмов привлечения людей в науку и производство, – отметил он. – Наша общая важнейшая задача – обеспечение привлечения кадров среднего звена. Последнее слово за специалистами. И я обещаю, что оно будет услышано".
Николай Гончар подчеркнул, что "система льгот, разработанная для государственных научных центров, уже зарекомендовала себя очевидными результатами". "То, что сделано в отношении инженерного звена, доказывает, что предложения, которые вносит ВИАМ и лично Евгений Николаевич Каблов, дают результаты, − отметил Николай Гончар. − Механизм продемонстрировал свою эффективность".
Научный потенциал необходимо сохранить и преумножить
Председатель научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии" Юрий Коптев рассказал журналистам о крупнейшем проекте в истории отечественной авиакосмической техники – создании многоразовой космической системы "Буран". В разработках принимали участие более 1100 предприятий, свыше 1 млн сотрудников этих предприятий были задействованы.
Было создано множество сложнейших технических решений, которые обеспечили уникальность проекта, к примеру, разработка многоразовой теплозащиты. "Многоразовые космические системы создаются и сегодня, и опыт создания "Бурана" востребован, – сообщил он. – Это еще раз доказывает необходимость сохранения и развития научного потенциала, созданного нашими предшественниками". По словам Юрия Коптева, величие любого государства основывается, прежде всего, на научно-техническом потенциале. "ВИАМ, безусловно, вносит немалый вклад в развитие этого потенциала", - подчеркнул он.
Ультрачистые материалы
Виктор Чуйков, заместитель министра авиационной промышленности СССР, обратил внимание журналистов на то, что "при создании любого поколения двигателей обязательно разрабатываются специальные программы по созданию материалов". "На каждом этапе работы над двигателем исключительную, ключевую роль играют именно материалы. Без хороших материалов сделать конкурентоспособный современный двигатель невозможно, − отметил он. – И эту задачу нужно решать в первую очередь. К примеру, производство маломерных материалов после развала СССР стало нерентабельным с точки зрения рынка. Однако в ВИАМ изыскали возможность, и маломерные материалы здесь выпускаются. Это происходит благодаря стратегии, которую проводит руководство института, и умению видеть будущее".
Виктор Чуйков отметил, что выпускаемый сегодня металл очень трудно сертифицировать, поэтому для создания качественных конкурентоспособных двигателей необходимо наладить выпуск ультрачистого материала. И такой металл производится в ВИАМ благодаря тому, что институт занимается не только научной деятельностью, но и активно работает над внедрением своих разработок. "Сегодня ВИАМ – один из лучших производителей как чистых, так и других востребованных в промышленности металлов. И институт готов внедрить свои технологии на всех металлургических заводах страны", - подчеркнул Виктор Чуйков.
Успех проекта зависит от ВИАМ
Александр Иноземцев, генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель", рассказал о разработке полноразмерного двигателя ПД-14 (производство которого – ближайшая перспектива Пермского моторного завода) и отметил, что роль ВИАМ в данном проекте исключительно важна и ответственна. "Мы сделали вывод, что из зарубежных материалов, доступных на мировом рынке конкурентоспособный двигатель создать невозможно, − заявил он. – Мы можем купить оборудование, но разработать технологии могут только специалисты ВИАМ".
По словам Александра Иноземцева, благодаря Евгению Николаевичу Каблову и его команде ВИАМ сегодня является мощнейшей инновационной структурой, которая не только разрабатывает материалы, но и организует их малотоннажное производство, сокращая и упрощая их путь к масштабному серийному выпуску. Кроме того, Александр Иноземцев отметил, что "в настоящее время одна из важнейших задач для производителей – сертификация материалов по западным нормам. И эту задачу также успешно решают специалисты ВИАМ".
Потенциал ГНЦ
Сергей Вдовин, ректор Мордовского государственного университета, от имени руководства Республики Мордовия поприветствовал участников авиасалона и пресс-конференции. В своем выступлении он рассказал об эффективном взаимодействии государственных научных центров (ГНЦ) и, в частности, ВИАМ, с высшими учебными заведениями с целью наращивания объемов научных исследований.
"Успех этой коллаборации в том, что мы взаимообогащаем друг друга. "К примеру, наш университет активно сотрудничает с ВИАМ в сфере климатических испытаний. Готов проект по ультразвуковой диагностике авиатехники, есть и другие замыслы, которые обязательно будут осуществлены", - отметил Сергей Вдовин.
Пресс-служба ВИАМ
Комментарии 0