Автохлам принесет в бюджет 440 млрд рублей
24 апреля 2013, 14:17, ИА Амител
Напомним, что в соответствии с
постановлением правительства "Об утилизационном сборе в отношении
колесных транспортных средств" с 1 сентября 2012 года импортеры техники
обязаны платить утилизационный сбор на ввозимые автомобили — минимум 20
тыс. рублей по легковым и 150 тыс. по грузовым авто. За грузовики полной
массой свыше 8 т. — от 200 тыс. до 450 тыс. рублей. Для тягачей старше
трех лет сбор составляет 1,5–1,7 млн рублей в зависимости от массы.
В
финансово-экономическом обосновании проекта ведомство приводит
прогнозный объем средств от утилизационных сборов, выделяемый на
субсидии утилизаторам. Субсидировать будут "нерентабельные элементы
системы", а именно — организации и индивидуальных предпринимателей,
которые станут заниматься утилизацией автомобилей, вышедших из
эксплуатации.
В Минпромторге констатируют, что господдержка
утилизаторам требуется в связи с текущими незначительными объемами
автохлама, а также соотношением внешних закупочных цен на компоненты и
внутренних издержек, которые несут утилизаторы.
Утилизаторам
предлагают самостоятельно рассчитывать субсидирование по
производственным и транспортным расходам при утилизации автомобилей.
Минпромторг лишь установил предельное значение субсидий в зависимости от
массы транспортного средства — сумма колеблется от 3,5 тыс. до 35 тыс.
рублей.
Утилизатор должен по заявке собственника оказать
услугу утилизации транспортного средства из того места, где пожелает
собственник, не взимая с него платы, так как расходы будут
субсидироваться государством. Компенсация будет выплачиваться на
основании документов по транспортным и утилизационным затратам, которые
понесет утилизатор в процессе переработки автохлама.
Участники
рынка смогут на свое усмотрение выплатить вознаграждение собственнику,
чтобы мотивировать его сдать машину на утилизацию. К примеру, сейчас за
сдачу легкового автомобиля на металлолом можно получить порядка 3 тыс.
рублей.
Компаниям, которые захотят получить субсидии от
государства, придется оформить соответствующую лицензию на осуществление
деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов
опасности, образовавшихся в результате утраты транспортными средствами
своих потребительских свойств.
По прогнозу ведомства, всего
до 2020 года на предоставление субсидий будет выделено 416 млн рублей.
Соответственно, наибольшие затраты коснутся легковых автомобилей и
коммерческого транспорта, грузовики и автобусы будут субсидироваться в
гораздо меньших объемах.
По информации "Известий",
Минэкономразвития согласовало проект документа, однако предупреждает,
что пока не доработано другое постановление правительства — "О
стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен
вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в
РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных
средств" (оно учитывает в том числе механизм взимания утилизационных
сборов за ввозимые импортные автомобили). Из-за этого нельзя создать
систему сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автосредств, считают
в Минэкономразвития. Ведомство настаивает на доработке концепции,
предупреждая, что в федеральном бюджете на 2013 и 2014–2015 годы
финансирование на эти цели не предусмотрено.
Утилизаторы
подтверждают, что в текущей, уже третьей редакции постановления
правительства "Об утилизации колесных транспортных средств" не осталось
ни слова о строительстве сети утилизационных мощностей, которую в
прошлом году поручал создать президент Владимир Путин.
— Из
текущего проекта постановления следует, что Минпромторг предлагает
заниматься утилизацией автотранспорта тем компаниям, которые уже сегодня
работают на ранке. Другими словами, ведомство говорит, что текущая
система утилизации вполне отвечает тем задачам, которые были поставлены,
просто ее нужно слегка привести в порядок, — говорит Денис Орешкин,
генеральный директор ЗАО "Авторециклинг". — Субсидирование создания
инфраструктуры по утилизации полностью из документа исчезло. Таким
образом, вести речь об экологии, степени переработки автомобиля и
создании системы по утилизации автомобилей полного цикла не имеет
смысла.
Эксперт УК "Финам" Алексей Захаров напоминает, что
государственная программа утилизации, которая проводилась в 2010 году
показала, что слабым местом в системе стали именно пункты переработки
автомобилей.
— Сдать автомобиль можно было только в половине
российских регионов — а надо помнить и о том, что регионы у нас большие,
то есть везти автохлам к утилизатору можно было не одну сотню
километров, — рассуждает аналитик. — Плюс ко всему в рамках "старой"
программы утилизации много компаний получили лицензии по упрощенной
процедуре. Как это повлияло на экологию, неизвестно, но вряд ли
положительно.
По подсчетам эксперта, для Московской области
полный объем затрат на "современную" утилизацию одного автомобиля
(доставка, демонтаж, осушка, шредирование, сепарация, захоронение
отходов) составляет 8–9 тыс. рублей. В других регионах доставка может
существенно повысить себестоимость утилизации. Кроме того, в рамках
"старой" госпрограммы расходы на транспортировку автохлама закладывались
в размере 5 тыс. рублей, а сейчас они уменьшены до 3,5 тыс. рублей.
—
Вполне понятно нежелание чиновников инвестировать средства в
утилизационные предприятия. Вложения надо рассчитывать, обосновывать,
получать, передавать, следить, чтобы их не разворовали. Гораздо проще
переложить все проблемы на плечи производителей, продавцов и
покупателей, — резюмировал Захаров.
Комментарии 0