«Если нет цели, то ничего не достигнешь»: интервью с самым сильным человеком Алтая
14 октября 2014, 10:00, ИА Амител
Интервью ИА "Амител" дал самый сильный человек Алтая Сергей Коновалов.
С ходу назвать количество спортсменов Алтайского края, когда-либо устанавливающих мировые рекорды, – задача не из легких даже для тех, кто спорт знает от и до.
Одного из них вы теперь точно будете знать: в прошлом году Сергей Коновалов установил мировой рекорд в жиме штанги лежа в весовой категории до 100 килограммов. Рекордный вес, 342,5 килограмма, кому-то может взорвать мозг. Вдумайтесь: триста сорок два с половиной килограмма.
Свой рекорд он еще не раз побьет – после разговора с главным героем никаких сомнений не осталось.
***
– Федерации силовых видов спорта.
– Что входит в обязанности руководителя федерации силовых видов спорта?
– Через федерацию мы проводим соревнования и развиваем пауэрлифтинг. С недавнего времени активно продвигаем силовой экстрим: это очень зрелищные соревнования, вы могли их видеть у нас в городе на центральных площадях в дни праздников. Недавно также начали проводить соревнования по натуральному бодибилдингу и бикини.
– Алтайские пауэрлифтеры, как я понимаю, в России на слуху? Новости о победах наших спортсменов появляются с завидной регулярностью.
– Как пример – мы скоро отправляемся на чемпионат мира по федерации НАП в Екатеринбург, соревнования будут проходить в различных номинациях. Так вот в большинстве из них наши спортсмены будут фаворитами. Еще один интересный факт: в нашей федерации среди профессионалов есть звание "Элита", которое ценится куда выше, чем остальные звания. Так вот, когда только во всей России было пятнадцать человек с этим званием, пятеро из них были воспитанниками моего тренера Алексея Меркулова.
Вообще, в профессиональном пауэрлифтинге есть несколько федераций. Так, сейчас в Алтайском крае есть еще федерация WPC и IPF.
– Успехи барнаульских пауэрлифтеров как-то способствуют, чтобы к нам приезжали звезды этого вида спорта?
– Для приезда к нам звезд необходимо спонсировать. По большому счету наши титулы знаменитым спортсменам особо не интересны.
– На один чемпионат мира могут приехать все сильнейшие, на другой – нет. Почему так происходит?
– Обычно самые сильные спортсмены едут туда, где платят. Подготовиться к турниру стоит дорого, и чтобы выйти на новый результат, особенно на высоком уровне, нужно вложить в свою подготовку немало средств.
– Со стороны не очень понятно, на что идут деньги в пауэрлифтинге.
– На восстановление, на питание. Да элементарно – до места проведения соревнований еще нужно как-то добраться, что тоже недешево. Так что мы относимся к своему виду спорта как к хобби, за которое нужно платить: выступаем, радуемся результатам. Турниров, на которых можно заработать больше, чем ты потратил на свою подготовку, очень мало. Постепенно и в России они появляются, но организация таких соревнований требует больших усилий и затрат.
– При подготовке к соревнованиям все финансовые затраты ложатся на плечи самого спортсмена?
– "Рельеф" своим спортсменам старается помогать, существуют различные доплаты. А вообще, конечно, результат дают не какие-то секретные препараты или таблетки, с которыми у многих ассоциируется штанга, а подготовка: психологическая подготовка к самой тренировке, грамотно подобранный тренировочный процесс. Секрет нашей команды – в тренере Алексее Меркулове, который смог все это организовать, выстроил пирамиду: обучил нас, мы обучаем следующее поколение тренеров. Сейчас к нам приходит немало людей, которые быстро достигают высоких результатов, получают звания. Некоторые из них думают только о своих достижениях, а про работу тренеров как-то забывают.
Вспоминаю, как прогрессировал с 14 до 18 лет: сейчас люди достигают такого прогресса за пару месяцев. В этом огромная заслуга тренеров.
***
– В четырнадцать лет меня туда привел друг, а до этого я сам занимался дома с гантелями, качал пресс, смотрел передачу нашего Александра Старыгина, где он показывал различные упражнения. К тому же время было такое, что постоянно на улице стреляли мелочь. Потом уже просто хотелось нравиться девчонкам.
– Главное достижение в пауэрлифтинге, которым гордитесь?
– Не задумывался об этом. Рад, что своим опытом могу помочь другим людям. Больше даже радуюсь, если у других людей что-то получается. О каких-то конкретных цифрах думал, когда был моложе. Конечно, рад, что установил мировой рекорд в жиме – 342,5 килограмма. Кстати, из всех мировых рекордов в номинации "Жим лежа в экипировке" два принадлежат русским, один украинцу, остальные же у американцев. Было приятно, что и наши люди появляются: все-таки у американцев больше возможностей показывать высокие результаты.
– Любой успех в спорте это преодоление: неудач, травм… Главное преодоление Сергея Коновалова?
– Какой-то конкретный пример привести трудно. Единственное, что приходит на ум, это преодоление звездной болезни: если и были ее проявления, то тренером пресекались сразу. Могу рассказать про основные принципы, благодаря которым добился высоких результатов.
– Расскажите, конечно.
– Самое главное – полное послушание тренера. После знакомства с моим наставником в семнадцать лет моя жизнь полностью поменялась. Я делал все, как он говорил, даже музыку слушал только ту, что он мне советовал. Никогда не было мысли, чтобы что-либо сделать иначе, чтобы не выполнить хотя бы один подход к штанге – не мог даже представить себе такого. Это помогло мне прогрессировать куда быстрее тех, кто относились к тренировкам с меньшей серьезностью.
Второй момент – полная сфокусированность на своей цели. В университете мало того, что из-за тренировок прогуливал пары. Было даже, что по этой причине пропустил экзамен. Его назначили на девять утра, а мне в полдень на тренировку, перед которой нужно хорошо выспаться. Я не пропагандирую мысль, что нужно все бросить и заниматься только спортом, но лично для меня это было само собой разумеющимся. В период, когда не тренировался и восстанавливался после травм, даже не понимал, зачем я ем и сплю – до такой степени спорт был в моей голове.
– Конкретный пример влияния тренера на вас приведете?
– Сложно вспомнить. Помню, что параллельно с самими тренировками у нас была так называемая тренировка мозга. Нужно было правильно настроиться, потому что если не поставить себе какую-то конкретную цель, то никогда ничего не достигнешь. С самого начала мой наставник мне внушал, что я буду чемпионом. Сначала я не понимал этого, а затем для меня все места, кроме первого, перестали существовать.
Это ведь только со стороны кажется: подошел к штанге и поднял. На самом деле, задача пауэрлифтера – собрать в себе все, что ты натренировал к этому моменту, и в одну секунду продемонстрировать. Это в нашем виде спорта самое сложное.
– Как строится ваш тренировочный процесс?
– У всех алтайских силачей, которые занимаются у Алексея Меркулова, план примерно одинаковый: выступил на соревнованиях, затем снижаешь нагрузку – начинаешь с маленьких весов выходить на пик формы… Как говорится, "шаг назад – два вперед": делаем шаг назад, когда отдыхаем, затем поднимаемся на новый уровень.
– Серьезные травмы у вас случались?
– Штанга падала, такое бывало, но за серьезную травму это не считаю. Переломов, отрывания мышц, слава Богу, не было.
– Неужели падение на грудь штанги весом в 300 килограммов менее страшно, чем перелом?!
– Штанга падала не с вытянутых рук, да и травм из-за этого не было.
– Не так давно в Интернете выкладывали видео, как на жиме лежа спортсмен уронил на себя штангу и умер…
– К сожалению, и такое бывает. Однажды видел, как у нас на соревнованиях на девушку из Новосибирска на жиме лежа упала штанга весом 180 килограммов с высоты поднятых рук. Она ушла в раздевалку, а затем вышла на третий подход и пожала.
– Последний раз, когда приходилось применять физическую силу?
– Когда маме носил мешки с картошкой. Правда, перед соревнованиями появляется инстинкт самосохранения: знаешь, что в случае неудачного движения можешь травмироваться, так что на автомате пытаешься приложить меньше усилий.
– Три кратких совета от Сергея Коновалова, как "накачаться".
– Первое – должна быть четко поставленная конкретная цель. Без нее невозможно: человек должен знать, к чему стремится. Причем должна быть как "дальняя цель", итоговая, так и "ближняя" – сначала вот этот результат, затем чуть лучше и так далее. Второй, самый главный совет, обязательно слушать тренера. Тренер всегда прав, нужно для себя это уяснить. Мы можем себя жалеть, где-то отдохнуть, тренер же все это пресекает. И третье – верить в себя.
***
– "Химики" это все, кто сильнее тебя – такое мнение у большинства. Люди рассуждают: невозможно без "химии" тягать такие веса, при этом сами они еще не пробовали заниматься. Ладно еще так говорят про мужчин, но когда то же самое говорят про девушек, это обидно. Они через столько проходят, чтобы достичь результата: слезы, боль… А потом им говорят, что они просто съели таблеточку. Хотя когда про наших девушек так говорят их конкурентки на соревнованиях, иногда даже приятно: если без употребления стероидов добились лучших результатов, значит это круто.
– Без специальных добавок добиться высоких результатов в пауэрлифтинге реально?
– Смотря что подразумевать под добавками. Если мы говорим о спортивном питании, то на то оно и спортивное. Почему бы не помочь своему организму? В автомобиль тоже нужно заливать хорошее масло, чтобы он не сломался. Если не помогать организму, то вряд ли его надолго хватит.
– Правда, что теперь на барнаульских соревнованиях проводится допинг-контроль?
– В соревнованиях среди любителей он обязателен. Профессионалы сами решают, принимать ли допинг или нет. Для любителей такую проверку ввели, чтобы "чистые" спортсмены были конкурентоспособными.
– Ловили у нас в Барнауле кого-нибудь на допинге?
– Не слышал о таких случаях.
***
– Ваши рекордные веса в главных упражнениях пауэрлифтинга?
– 370 килограммов на приседании, 342,5 килограмма жим лежа, 320 килограммов тяга.
– Что чувствует человек, который ложится на жимовую скамью, а над ним штанга почти в 350 килограммов?
– Главное ощущение – без Бога я не справлюсь. Со мной Бог, поэтому мне нечего бояться.
Когда я ехал на турнир, где пожал 342,5 килограмма, я думал, что кроме, как на Бога, надеяться мне не на что. Перед теми соревнованиями было столько травм, сколько еще никогда не было, из-за них подготовки практически не было. Потом возникла проблема с экипировкой: одна не подходила, вторую не мог надеть. Из-за этого пришлось худеть на шестнадцать килограммов, чтобы влезть в нее.
На том самом подходе с рекордным весом мне сняли штангу, и в этот момент у меня подломились кисти. Понял, что если начну движение, то штанга, скорее всего, упадет мне на лицо. Но в такой момент думать особо некогда, и все произошло само собой.
– Кстати, об экипировке. Объясните непрофессионалу, в чем смысл жима в ней, если результаты увеличиваются чуть ли не в полтора раза?
– Мне нравится приводить в пример прыжки в высоту и прыжки с шестом. В высоту я смогу прыгнуть. Если же мне дадут шест, не уверен, что смогу преодолеть хотя бы такую же высоту. Для хороших прыжков с шестом нужно специально тренироваться по другой технологии.
Жим в экипировке и без нее это два разных вида спорта. "Сколько килограммов к жиму дает майка" – так думают люди, которые в экипировке не занимались. Подготовка к упражнениям совершенно разная. Когда тренируюсь в экипировке, люди могут спрашивать: "Сколько жмешь без майки?" А я без нее в тот момент и не тренируюсь, может быть.
– Все равно не очень понятно: со стороны кажется, что экипировка как тот же допинг.
– Майка не помогает, к ней нужно долго приспосабливаться. На том же рекордном турнире штангу весом в 310 килограммов я даже не мог опустить. Экипировка очень жесткая, для начала еще нужно продавить ее вниз. Нагрузка в этот момент такая, что на тренировках мы в подобных случаях раньше теряли сознание. Сейчас такого уже нет, но обычно в такие моменты на лице лопаются капилляры. Моя мама говорила, что у нее было точно так же, когда она меня рожала.
– Когда-нибудь было страшно перед подходами?
– По молодости, когда повесят большие блины, всегда боялся. Со временем прошло.
– Как настраиваетесь перед упражнением? Слушаете музыку, как многие?
– На протяжении моих выступлений перепробовал, кажется, все. И били меня, и орал, и песни пел, и стихи читал. Сейчас – молюсь.
– Какие стихи можно читать перед упражнением со штангой весом 350 килограммов?!
– Это было что-то из мотивационных песен. Сейчас точно не вспомню, но смысл был в том, чтобы не думать о весе.
– Настрой перед подходом действительно так сильно помогает, как считают многие?
– Это вопрос индивидуальный. Хотя, считаю, чем больше мы придумываем, что нам что-то помогает, тем хуже. А вдруг музыка перед выходом не включится? Весь настрой насмарку.
– Футболисты иногда разговаривают с мячом. Вы со штангой не разговариваете?
– Такого не было.
***
– Тот, на котором установил рекорд в жиме, – год назад в Екатеринбурге.
– Курьезные случаи на соревнованиях бывали?
– С ходу не вспомню. Зато вспоминаю, что мой тренер очень часто поднимал вес только с третьей попытки. Первые две попытки могли быть неудачными: кажется, что будет провал. Зато перед третьим подходом он еще добавлял вес – и, в итоге, выигрывал.
– Зрителей на соревнованиях пауэрлифтеров бывает много?
– Нет, в основном только сами спортсмены и те, кто помогает. Наш вид спорта не очень зрелищный, посторонней публике не очень-то понятно, что там происходит. Раньше было обидно: хотелось славы, трансляций… Сейчас это нет, занимаешься ведь для самого себя.
– На зарубежных соревнованиях бывать приходилось?
– Однажды побывал на турнире в Финляндии, в небольшом городе Миккели.
– Чем запомнилась Финляндия?
– Чистотой, это сразу бросается в глаза. Люди друг другу верят. Например, в супермаркет можно зайти с большой сумкой, и никто тебе слова не скажет. Инкассаторская машина – обычный минивен: пакеты с деньгами складывали прямо в багажник. Помню, кстати, что после победы мы поднимали российский флаг на флагшток в военной части – так радовались победе.
А в США год назад не пустили: не дали визу. При этом объяснений, почему отказано, от них не дождешься.
– Может быть, испугались конкуренции?
– Не исключено. Был, кстати, такой случай. Наших спортсменов в американском посольстве спрашивают: куда едете? Те отвечают – на соревнования. Американцы уточняют, можем ли занять первое место. Наши в ответ – за этим и едем. После этих слов в визе отказали.
***
– Ставлю перед собой самые высокие цели: поднимать на жиме лежа больше всех в мире. Когда говорят про бокс, все вспоминают Тайсона, когда про баскетбол, то Джордана. Хочу, чтобы и меня вспоминали в пауэрлифтинге.
– Ученые когда-то подсчитали минимальное время, за которое человек сможет пробежать стометровку. Есть ли предельный вес в жиме лежа?
– Если смотреть с точки зрения физиологии, то мышцы могут выдержать очень много. Например, мышца даже нетренированного человека способна выдержать несколько тонн. Правда, кости не настолько крепки и сильно ограничивают возможности.
Изначально, вообще, в человеке заложен большой потенциал, который пауэрлифтер должен развить. Штангу в нашем виде спорта поднимает, по сути, голова. Мы посылаем нервный импульс, от скорости которого зависит, насколько мы сократим мышцу. Так что рамки человек ставит сам себе в голове, а сила-то неограниченна. Вот почему молодые люди у нас сейчас так быстро прогрессируют: они видят перед собой примеры и видят, что высокий результат можно быстро достичь, а мы в свое время этого не видели. Сейчас рекорд в жиме в экипировке примерно 500 килограммов. Думаю, что эта цифра еще будет увеличиваться.
– Верите, что пауэрлифтинг когда-нибудь станет олимпийским видом спорта? Разговоры об этом ходят с недавних пор.
– Если только лет через пятьдесят… Не верю, если честно. Но если это случится, то будет замечательно: финансовые вливания будут совершенно другие, и результаты, соответственно, сильно увеличатся.
– Напоследок с вас напутственные слова, после которых даже самый ненавидящий спорт человек захочет прийти в спортзал?
– На мой взгляд, пауэрлифтинг хорош тем, что на каждой тренировке, особенно на начальном этапе, виден прогресс. Благодаря нашему виду спорта, человек вообще может стать победителем по жизни: например, находить лучшую работу или достигать успеха в переговорах. Это все потому, что благодаря пауэрлифтингу ты становишься человеком, который привыкает ставить цели и достигать их.
Дмитрий Евполов
ФОТО: из личного архива Сергея Коновалова
Комментарии 0