Барнаульская прокуратура предостерегает горожан от излишней доверчивости
28 октября 2013, 17:36, ИА Амител
Как сообщила сегодня, 28 октября, ИА "Амител" помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула Анастасия Трофимова, Индустриальным районным судом г. Барнаула С. осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ (15 эпизодов преступлений) мужчина, отбывающий наказание в ФБУ ИК №6 ГУ ФСИН России по Самарской области. Он на своем сотовом телефоне случайным набором цифр звонил гражданам, проживающим на территории Барнаула.
Мужчина представлялся сыном потерпевшей и сообщал заведомо ложные сведения о том, что сын попал в аварию. Затем, изменив голос, он представлялся сотрудником полиции, и говорил, что необходимы денежные средства в сумме 100 000 рублей, чтобы сыну избежать уголовной ответственности.
После чего введенные в заблуждение граждане, передавали денежные средства, сотруднику службы такси, который действовал по поручению мошенника, и получал от него определенное вознаграждение. Затем таксист денежные средства, полученные от потерпевших, перечислял через мультикассу на счет абонентского номера мошенника.
В целом, как подчеркивает Анастасия Трофимова, мошенничество является одним из наиболее распространенных преступлений против собственности. В силу сложившейся в стране ситуации - это наиболее прогрессирующее и изменяющееся преступление: оно постоянно меняет свои формы и способы совершения.
Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре общей преступности имеют относительно небольшой удельный вес - 5% по России. Невысокий удельный вес этого вида преступления в общем числе зарегистрированных преступлений можно объяснить его высокой латентностью. Причины латентности заключены не только в разнообразии способов преступного приобретения чужого имущества, но и в нежелании многих потерпевших заявлять в органы внутренних дел о совершенном преступлении, вызванном, главным образом, их неправильным поведением. Не в меньшей степени это связано также и с тем, что мошенничество традиционно относят к категории технически сложных по замыслу и исполнению преступлений.
Особенностью "телефонного мошенничества" является то, что мошенничество совершается путем обмана, под воздействием которого владелец имущества передает имущество или право на него другим лицам либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на его другими лицами при этом мошенник находится на значительном расстоянии от потерпевшего и отсутствует визуальный контакт.
Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц, и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.
В качестве наиболее распространенных способов "телефонного мошенничества", можно указать следующие:
1. Розыгрыш призов. В этом случае мошенник звонит на мобильный телефон абонента, представляется ведущим популярной радиостанции, например, "Европа+" "Авторадио", "Русская волна", "Динамит ФМ" и поздравляет его с крупным выигрышем (телефон, ноутбук, автомобиль) в лотерее организованной радиостанцией. Затем сообщает, что для того, чтобы получить приз необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник "призового отдела" и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения, грамотно убеждает в честности акции (никаких взносов, переигровок) интересуется, может ли абонент активировать на свой номер карты экспресс-оплаты сумму, например равную 300 долларов США; объясняет, что в течение часа необходимо подготовить карты экспресс-оплаты любого номинала на указанную сумму и перезвонить для регистрации и присвоения персонального номера победителя, сообщает номер; поясняет порядок последующих действий для получения приза.
Затем мошенник объясняет порядок активизации карт в соответствии, с которым необходимо стереть защитный слой, позвонить в призовой отдел; при переключении оператора сообщить - свои коды. Оператор их активирует на номер абонента, а призовой отдел контролирует правильность его действий, после чего присваивает ему персональный номер "победителя", с которым гражданин должен ехать за призом. Предложение самостоятельно активировать карты на свой номер и приехать с доказательными документами из сотовой компании не принимаются, якобы таковы правила рекламной акции.
2. Предложение получить доступ к sms-переписке и звонкам" абонента. Зная склонность некоторых граждан "шпионить" за близкими и знакомыми, злоумышленники придумали очередной способ мошенничества. Пользователю предлагается изучить содержание sms-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 руб. на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет sms, с его счета списывается сумма гораздо большая той, что была указана мошенниками - до 500 руб., а интересующая информация так и не поступает.
3. Штрафные санкции оператора. Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и поэтому ему необходимо оплатить штраф, в определенном размере, купив карты экспресс - оплаты и сообщив их коды.
4. Ошибочный перевод средств. Абоненту поступает sms-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом".
5. SMS-просьба. Абонент получает на мобильный телефон сообщение "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если он недоступен, положи определенную сумму денег. Потом все объясню". Получив подобное сообщение, гражданин осуществляет перевод денежных средств на указанный абонентский номер сотового телефона.
6. Случай с родственниками. Мошенники через глобальную компьютерную сеть Интернет устанавливают коды для телефонной связи с городами субъекта РФ, после чего через справочную выясняют телефонные номера служб такси и других общественных организаций в этом городе. Через данные службы выясняют предполагаемые комбинации телефонных номеров, которые могли находиться в пользовании частных лиц. В дальнейшем для поиска потенциального потерпевшего мошенник произвольно набирает телефонный номер определенной АТС, например 222-00-00, после чего продолжает набор следующих порядковых цифровых комбинаций телефонных номеров по нарастающей либо нисходящей линии.
В ходе разговора с потенциальным потерпевшим мошенник представляется близким родственником – сыном, внуком, братом и т.д., после чего, имитируя приглушенный голос, (либо взволнованный) сообщает абоненту, что он попал в ДТП, в органы полиции, либо в другую чрезвычайную ситуацию. В случае убеждения собеседника в том, что он действительно разговаривает со своим родственником, мошенник сообщает, что для разрешения неприятной ситуации, в которой он оказался, необходимо выплатить денежные средства в определенной сумме.
Комментарии 0