Барнаульские городские хроники. 1990 год: фотоподборка

20 января 2014, 07:40, ИА Амител

В 1990 году снежный ком кризиса, охватившего СССР, превращается в настоящую лавину. Страна медленно движется к своему распаду и, такое чувство, что этот процесс никто не пытается остановить. То тут, то там появляются признаки новой эпохи – и новой страны.

Талоны на сахар 1989 года действительны до 15 января. В феврале существующая норма этого продукта на одного человека сокращена вдвое. Теперь она составляет 1,5 кг. Моющие средства отпускают по 1 кг на одного человека. Норма хозяйственного мыла – 1 кусок. Население усиленно скупает продукты. В коопторгах продажа мяса ограничена – не более 3 кило в одни руки. В городе большие трудности даже с макаронами, не говоря уже о колбасе и сыре. В июне обсуждается вопрос – продавать ли продукты только по предъявлении паспорта. Об этом пишет Барнаул ФМ.

В самом начале года на проспекте Ленина, 24 открылся ресторан китайской кухни. Для работы в нём приехала бригада поваров из Ляонина. Входной билет стоил 5 рублей, а ужин – 30. Со временем кухня из поднебесной отступила под натиском кухни псевдо-русской. Китайский ресторан в этом здании существовал до середины  "нулевых", сейчас на его месте сетевые   "Печки-лавочки".

И если продукты в 1990-м можно достать, хоть и с трудом, то на прилавках потребительских магазинов шаром покати. Горожане покупают товары на  "чёрном рынке". К примеру, женские сапоги стоят 400 рублей, колготки – 30 рублей, лезвия для бритвы – 15, а мужская куртка – 600 рублей. Телефонный аппарат отдают за 160 рублей, в два с небольшим раза дороже – 350 рублей – стоит плейер.

Милиция пытается гасить очаги нелегальной торговли. Каждый выходной день на  "барахолке" задерживают до 100 человек. Но продавцов это не останавливает. Есть спрос – есть и предложение. Они не стесняются продавать и по-настоящему дорогие вещи — автомобиль  "Жигули" стоит в среднем 30 тысяч. Но самый дорогой товар на  "Барахолке" – вездеход  "Ниссан", за него просят 160 тысяч.

В мае открывается коммерческий магазин с пошлым названием  "Люкс". В него можно сдать на реализацию любой ходовой товар: от женских сапог до корейского магнитофона. По словам учредителей магазина, это противовес чёрному рынку.

На фоне продовольственных проблем продолжаются проблемы политические. Всё чаще на улицах проходят митинги, всё чаще слышна критика существующего строя.

Рабочие локомотивного депо требуют навести порядок на Привокзальной площади у мемориала, где идёт спекулятивная торговля. В противном случае  "локомотивщики перестанут признавать Советы за власть!"

Лозунг  "К ответу большевиков-вампиров!" на митинге демократов на стадионе  "Мотор" никаких возражений со стороны членов КПСС не вызывает. Как писали в 1990 году в газетах:  "Митинговало всего-то 350 человек".

Апатия горкома партии проявляется всё заметнее. Коммунисты либо не могут, либо не хотят предотвращать развал существующего строя. Партийцы собираются и обсуждают изменения в устав, так как  "старый устав не соответствует действительности". Также власти готовят установку ещё одного памятника Ленину – в дополнение к существующим в городе 13-ти. Из рядов КПСС за 1990 год исключено 4 с половиной тысячи членов.

Сквозь трещины асфальта советской реальности начинают пробиваться ростки новой эпохи. В конце года выходит первый номер газеты  "Свободный курс", её соредакторы – Юрий Пургин, Владимир Овчинников и Вячеслав Соколов. Создана компьютерная компания  "Байт". Основано ООО   "Алтайгриф", фирма предоставляет слуги телефонной и пейджинговой связи1.

Ещё год запомнился установкой на гостинице  "Центральная" дозиметра, фиксирующего уровень радиации. Прибор изготовили в институте ядерной физики города Алма-Аты. К прибору выстраиваются очереди из желающих понять — есть в организме радиация или нет.

В 1990 году на грани банкротства оказался строительный трест  "Стройгаз". Из-за тяжёлого финансового положение строительный гигант вынужден прекратить работы в районе землетрясения в Армении. Убытки составили почти 2 миллиона рублей.

В воздухе пахнет развалом страны и, кажется, уже всем понятно, что ветер не переменится.

Фото — М. Хаустов, В. Моисеенко, А. Шевченко и архивы редакции Барнаул ФМ.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров