Бесплатная медицинская помощь стала менее доступной
01 августа 2014, 11:06, ИА Амител
"Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи. Покрыто стандартами для стационарных условий всего 17,2% заболеваний", – отметила СП РФ.
----------------------Как напомнили в ведомстве, с 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и т.п. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 года, уже после принятия правительством федеральной программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи ПГГ как на 2013-ый, так и на 2014-ый годы.
"Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения", – пояснили в СП РФ.
Как отмечено в докладе, Минздрав должен проводить мониторинг территориальных ПГГ, однако они сформированы с нарушениями законодательства. Например, в 2013 года в программах 20 регионов, а в 2014 году – 5 регионов, отсутствует перечень льготных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам бесплатно или с 50% скидкой, в том числе в Московской, Свердловской, Томской областях, Республике Татарстан и Санкт-Петербурге.
В то же время, как отметила СП, Минздравом на 2013 и 2014 годы сформированы средние подушевые нормативы с нарушениями законодательства. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую медпомощь, отнесенную к базовой программе ОМС. А норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание деятельности медорганизаций. В результате в 2013 году 60 регионов, а в 2014 году – 59, утвердили свои программы с дефицитом консолидированного бюджета. В прошлом году дефицит составил 63,3 млрд рублей, в 2014 году – почти 102 млрд рублей.
Также в ходе проверок выявлены факты утверждения территориальных программ с заниженными нормативами объема медпомощи и финансовых затрат, что привело к так называемому "скрытому" дефициту ПГГ. Так, в Московской области это составило в минувшем году – 4,1 млрд рублей и в нынешнем – 0,4 млрд рублей.
Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд рублей, а в 2014 году – по 59 программам на 55,3 млрд рублей.
Также в Счетной палате отметили, что проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. Например, по итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи в Тамбовской области составила 1 тыс рублей, а в Северной Осетии 3,5 тыс рублей. Стоимость лечения 1 больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае оказалась в 2 раза ниже, чем в Кемеровской области (16 942 рубля и 30 292 рубля соответственно), аппендицита – на 22,4% (21 523 рубля и 26 340,9 рублей соответственно).
"Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества", – подчеркнули в СП.
По итогам 2013 года сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы. В государственных больницах сокращено 35 тысяч коек. В селах за 2013 год сокращено 14 тысяч коек: больше всего в Волгоградской области (9,1%), Татарстане (7,2%), Свердловской области (4,8%), Приморском крае (4,1%) и Москве (3,7%).
"Объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей; выявлен рост на 12% больных, пролеченных в стационарах платно. Это те же государственные ЛПУ, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан", – говорится в докладе.
Кроме того были уволены 7,2 тысячи врачей, работающих в государственных медорганизациях. На 3,6 тыс человек сократилось число средних медработников.
При этом в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом предыдущего в 21 регионе зарплата врачей федеральных медорганизаций снизилась на 2-17% вследствие снижения их финансирования.
Алёна Соловьёва
Комментарии 0