Благодаря санкциям подешевели мягкие сыры, скумбрия и кальмар
01 декабря 2014, 14:44, ИА Амител
После введения Россией в августе продуктовых антисанкций по отношению к странам Европы и к США, российская розница столкнулась с проблемой смены поставщиков и ограниченным предложением по целому ряду категорий. Из-за этого и из-за падения курса рубля продуктовая инфляция, по данным Росстата, разогналась в январе-октябре 2014 года до 9,6% (аналогичный показатель за 10 месяцев 2013 года — 5,5%).
Однако, по данным исследователей и участников потребительского рынка, политика импортозамещения привела и к снижению розничных цен на некоторые продукты питания: это мягкие сыры, отдельные виды рыб и морепродуктов, пишут "Известия".
Так, по данным консалтинговой компании Nielsen, исследовавшей цены на продукты питания в сетевой рознице, к октябрю по сравнению с июлем снизились цены на мягкие сыры — бри, камамбер, сулгуни, горгонзола, адыгейский, творожные сыры — в среднем на 11%, с 312 до 277 рублей за 1 кг по России и с 519 до 460 рублей за 1 кг в Москве (–13%). Санкции введены Россией 6 августа.
Также, по данным Nielsen, немного подешевели замороженная рыба и замороженные морепродукты. На 3% замороженная рыба (не лососевых пород) подешевела в Москве, в среднем с 246 до 238 рублей за 1 кг, но в других городах России эта продукция прибавила в цене 1% — со 181 до 182 рублей за 1 кг. А замороженные морепродукты подешевели в среднем по России на 3%, с 296 до 288 рублей за 1 кг., в Москве цена на них уменьшилась на 4% — с 393 до 379 рублей за 1 кг.
— В период после введения продуктового эмбарго мы видим явное понижение среднерыночной цены за 1 кг в категории "мягкий сыр". Объясняется падение цен тем, что из категории ушли импортные сыры, представленные преимущественно в премиальном сегменте: бри, камамбер, горгонзола. Снижение цен происходит на уровне 10-13%, — говорит Юлия Маруева, партнер продовольственного подразделения "Nielsen Россия".
Руководитель департамента переработки молока Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") Владимир Чеверов в беседе с "Известиями" сообщил, что с начала августа по октябрь существенно подешевело только сливочное масло — цена за 1 кг упала на 5%. Однако, по его словам, это эффект "сезона большого молока", когда полученное за летний период сырое молоко было переведено в сухое молоко и сливочное масло. Уже через пару недель, как отмечает Чеверов, сливочное масло прибавит 10% в цене за счет повышенного спроса на этот продукт в канун новогодних праздников, когда россияне закупают его для праздничного стола. В общем же Владимир Чеверов отмечает падение спроса на молоко и молочную продукцию в последний месяц. По его словам, из-за поднятого ажиотажа российская семья предпочитает купить лишнюю пачку гречки или упаковку макарон вместо дополнительной коробки молока или кефира.
Как рассказал исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков, после ограничения импорта рыбы и морепродуктов существенно снизились оптовые закупочные цены на скумбрию и кальмара.
— Скумбрия подешевела с 75 до 65 рублей с августа за 1 кг, а кальмар с 65 до 50 рублей. На эти наименования продукции предложение даже превысило спрос, — говорит Сергей Гудков. По его словам, падение цены на скумбрию — это позитивно для отечественного потребителя, так как эту рыбу рассматривают как альтернативу популярной и дорожающей сельди (поставки из Норвегии запрещены).
Оценки исследователей потребительского рынка и представителей поставщиков продукции совпадают с данными торговых сетей.
— По ряду позиций действительно цены снизились. Это связано с разными факторами: сезонность (овощи, фрукты), переход, в связи с эмбарго, на более дешевые импортозаменители отечественного производства (сыры), сдерживание цен самими производителями (например, молочная продукция Valio, чье производство постепенно локализуется в России), появление новых собственных торговых марок, конъюнктура на мировом рынке (например, переизбыток предложения кальмара и скумбрии привел к снижению цен на эти морепродукты), — говорит менеджер по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Андрей Творогов.
Однако по большей части категорий продуктов питания продавцы и поставщики констатируют рост цен в пределах 30%. В Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" считают, что эффект от продвижения отечественных производителей и импортозамещения станет заметен для россиян лишь через несколько лет.
— Во многом это связано с резким ослаблением рубля, которое влияет также и на себестоимость отечественных товаров, где используются импортные составляющие. При совместных усилиях для того, чтобы по максимуму импортозаместиться и не зависеть от изменения курса валюты, должно пройти достаточное количество времени — два-три года, — предупредил зампред правления "Руспродсоюза" Дмитрий Леонов.
Напомним, срок приема заявок на конкурс ПолитАмика "Алтайский ответ санкциям" (лучший алтайский продукт) продлен до конца 2014 года: участие в нем БЕСПЛАТНОЕ! Участником данной акции может стать любое предприятие, производящее продукты питания в Алтайском крае. Для этого сотрудникам предприятий необходимо САМИМ определить, какой из производимых у них продуктов является лучшим.
Для того, чтобы стать участником конкурса, необходимо прислать заявку на почту svetilo@list.ru. В заявке следует указать: название продукта, его состав и цену, а также - краткую справку о предприятии и координаты. Также необходимо прислать фотографии продукции - отдельно, в формате jpg.
Крайний срок подачи заявки - 31 декабря 2014 года.
После новогодних праздников на ПолитАмике начнется голосование.
Помимо этого, мы планируем пригласить в редакцию ИА "Амител" одного или нескольких читателей — из "народных экспертов" — и провести online-дегустацию. Также в "прямом эфире" будет показана церемония вручения приза победителю конкурса.
Комментарии 0