Больницы и школы принудят экономить тепло и воду
12 мая 2014, 09:55, ИА Амител
В течение пяти лет начиная с 2015 года государственные и муниципальные бюджетные учреждения должны будут снизить свое энергопотребление на 15% от уровня 2014 года (на 3% ежегодно) и сократить использование воды как минимум на 5% (на 1% ежегодно). Это касается в том числе детских садов, школ, больниц. Для этого финансирование их коммунальных расходов — в первую очередь на электричество, тепло и газ в совокупности — будут резать на 3% каждый год. Такие поправки в закон "Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности" и другие акты подготовило Минэкономразвития (текст законопроекта есть у "Известий").
Попытки заставить муниципалов экономить энергию предпринимаются с 2009 года. Тогда были установлены параметры сокращения энергопотребления в регионах за счет ресурсов бюджетных организаций на 15% по каждому из видов топлива к 2014 году. Однако Минэкономразвития констатирует в пояснительной записке к законопроекту, что эти цели не были выполнены в полном объеме. Министр энергетики Александр Новак в прошлом году также публично признал, что энергоемкость ВВП страны при сохранении нынешней ситуации в экономике РФ к 2020 году может быть снижена лишь на 22% к текущим значениям, а не на 40%, как было запланировано госпрограммой от 2008 года ("Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года").
По мнению Минэкономразвития, контролировать реализацию мероприятий по энергоэффективности бюджетных организаций фактически стало возможно лишь после принятия в конце октября 2012 года параметров объективного расчета показателей объемов потребляемых ресурсов. Теперь же, как заверили "Известия" в Минэнерго, определять уровень экономии топлива в каждом отдельном случае планируется на основе показаний современных счетчиков на электричество, воду и тепло, которые уже установлены в бюджетных организациях практически по всей стране.
Свежие поправки Минэкономразвития предлагают ежегодное сокращение бюджетного финансирования коммунальных расходов муниципальных учреждений на 3% от уровня 2014 года. Как отметила пресс-секретарь экономического ведомства Елена Лашкина, дополнительная экономия средств по сравнению с учтенным снижением потребления ресурсов будет оставаться у учреждения. То есть, если школа наэкономила больше чем на 3%, ее бюджет на следующий год выше чем на 3% сокращать не будут (бюджеты составляют из расчета освоенного в предыдущем периоде).
В каждом регионе предусмотрена собственная программа энергоэффективности, финансируемая из федерального, регионального, муниципального бюджетов, а также из внебюджетных источников, напомнили в Минэнерго. По информации ведомства, общероссийскую программу мероприятий по энергоэффективности с 2013 по 2020 год на 93%, или 5,6 трлн рублей, предполагается финансировать из внебюджетных источников, на 6% ― из бюджетов регионов и только на 1% ― из федеральной казны. В основном планируется привлекать частных инвесторов. Например, интересно такое сотрудничество электроэнергетическим и производственным компаниям, которые обещают сменить в школах, садах и больницах ветхое электрическое и тепловое оборудование ― за оплату из сэкономленных на энергосбережении средств. За осуществлением программы назначат "уполномоченных по энергосбережению" ― на уровне губернаторов, мэров и руководителей муниципалитетов. Сейчас таких должностей пока не предусмотрено, как не прописаны в законе и санкции или поощрения для регионов, которые не выполняют либо перевыполняют нормы энергопотребления.
Относительно успешный опыт таких проектов есть. Например, по словам Юрия Помелова, начальника управления ЖКХ удмуртского города Глазова, администрация города заключила соглашение о сотрудничестве с питерской компанией "Интегратор энергетического комплекса". Ей поручено разработать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Глазове, а также создать механизм полномасштабного энергетического сервиса в городе.
— За счет заключения энергосервисных контрактов запланирована установка автоматического регулирования энергопотребления в ряде муниципальных бюджетных учреждениях Глазова. Также планируется перевести с угля на газ местную котельную "Водоканала", — сказал чиновник.
В школах Челябинска мероприятия по энергоэффективности начинаются с энергоаудита, рассказал председатель Городской думы Челябинска Станислав Мошаров. По его результатам в школе № 147 за счет бизнес-структур заменили внутреннее и наружное освещение, провели ремонт системы отопления, радиаторы, установили индивидуальный тепловой пункт с современным оборудованием. В результате по итогам 2013 года школа сэкономила больше 200 тыс. рублей на отоплении и больше 50 тыс. рублей — на электроэнергии, похвастался депутат. Он надеется, что этот опыт в городе будет распространен и на другие образовательные учреждения.
Однако не все регионы преисполнены оптимизма в вопросе выполнения федеральных норм экономии ресурсов. Игорь Шпектор, глава Союза городов Крайнего Севера и Заполярья, бывший мэр Воркуты, считает, что одна лишь установка счетчиков без роста бюджетного финансирования проектов проблему не решит.
— Например, для экономии тепловой энергии необходим тепловизор, показывающий расход излучения тепла через стены домов, изоляцию труб. Такие приборы повсеместно выявляют удручающее состояние домов по ветхости изоляции и трубопроводов. Всю эту начинку, как и краны для воды, нужно менять, а это всё колоссальные расходы. Вода льется сверх меры при сливе устаревших, неисправных зачастую унитазов в бюджетных учреждениях или школах, несмотря на все приборы учета. И получается, что замена оборудования может дать экономию не в 5–15%, а выше, но расходы эти нужно окупать. А банальные отключения воды "по часам" не принесут даже этого результата. Привлекать бизнес к участию в обеспечении энергоэффективности можно, если обещать профильным компаниям за замену оборудования контракты на основе действующих энерготарифов. Но не по каждой статье энергоресурсов такое возможно. В частности, водоканалам невыгодно экономить воду, так как они получают деньги от реализации воды и потеряют средства в случае ее снижения, — сказал он "Известиям".
Аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг считает, что бюджетные организации не справятся даже с указанными Минэкономразвития более щадящими, чем пять лет назад темпами энергосбережения, поскольку на эти нужды необходимы огромные инвестиции. К тому же, по его словам, это может косвенно ударить по темпам роста экономики в сторону их замедления, поскольку такие инвестиции будут окупаться не одно десятилетие.
+++Читайте далее: http://izvestia.ru/news/570490#ixzz31SySli1b
Комментарии 0