Будущих полицейских протестируют на наркотики и алкоголь
11 апреля 2013, 10:21, ИА Амител
О необходимости тотальной проверки на пристрастие к наркотикам и алкоголю как кандидатов на службу в МВД, так и действующих сотрудников эксперты говорили уже давно. Последней каплей для принятия жесткого решения стала кровавая бойня в столичном супермаркете в апреле 2009 года, устроенная начальником ОВД "Царицыно" Денисом Евсюковым. С 1 января прошлого года вступил в силу закон "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты". В статье 17 этого документа четко прописано, что кандидаты на службу в МВД "проходят психофизиологические исследования (обследования), тестирования, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами". Первым о необходимости внедрения полиграфов и прочих технических новинок говорил экс-министр Рашид Нургалиев, а потом и Владимир Колокольцев подтвердил решимость их немедленного введения.
— Надо укреплять и развивать психологические и кадровые службы. Я подписываюсь под каждым новшеством в этом направлении — тесты, полиграфы и т.д., — заявил новый министр сразу после назначения в эксклюзивном интервью "Известиям".
И в последнее время МВД планомерно закупает оборудование для проведения таких исследований — полиграфы и различные аппаратно-программные комплексы. Однако сам порядок прохождения проверки не был прописан во внутренних документах МВД, что позволяло любому сотруднику отказаться от тестов и затем отстаивать свою правоту в суде в случае увольнения.
На днях департамент государственной службы и кадров (ДГСК) ведомства представил на публичное обсуждение проект соответствующего приказа, приложением к которому является непосредственно сам "Порядок". Особо подчеркивается, что основная задача документа — определить правоотношения, возникающие между кандидатами на службу и МВД.
Согласно новому документу, исследования кандидатов и уже действующих сотрудников будут проводить сотрудники кадровых служб, а также подразделений собственной безопасности или специалисты, "определенные ДГСК". Все они должны пройти специальную переподготовку и иметь подтверждающий документ. Организовать их обучение и подготовку предложено руководителю этого департамента Владимиру Кубышко на базе полицейских вузов. Курировать всю работу будет отвечающий за кадры замминистра МВД Сергей Герасимов.
Сами проверки будут проводиться "путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, в том числе с применением специализированных технических устройств, не относящихся к медицинским изделиям и не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде".
Все тесты кандидатов возможны только с их письменного согласия. К приказу прилагается примерный образец такого заявления-согласия: "Я (фамилия, имя, отчество) без давления или принуждения с чьей-либо стороны, добровольно выражаю свое согласие на участие в проведении исследований...".
В нем кандидат также соглашается на видеозапись теста и предупреждается о возможном увольнении, если впоследствии вскроется, что он предоставил ложные сведения, "повлиявшие на составление положительного письменного заключения специалиста и решение вопроса о приеме на службу".
Кандидат должен быть протестирован в течение пяти дней после явки к специалисту. Отложить исследование допустимо только на такой же срок решением начальника органа МВД по мотивированному обращению кандидата, а также в случаях, если он принимает определенные лекарственные препараты или у него случилось обострение болезни, связанной с сердечной или дыхательной недостаточностью.
Письменное заключение по каждому кандидату направляется в 10-дневный срок начальнику подразделения МВД, где он хотел служить, а копия — в комиссию по психологическому отбору. Сами результаты действительны в течение шести месяцев. Они являются служебной тайной, а сам проверяемый может ознакомиться с документами в отделе кадров. Обжаловать выводы специалистов можно в центральной комиссии по психологическому отбору, а в дальнейшем и в суде.
Член комиссии по дальнейшему реформированию МВД, генерал-лейтенант в отставке Александр Гуров заявил "Известиям", что внедрение новых тестов — мера нужная и назревшая.
— Основная задача сейчас — подготовка специалистов, которые будут проводить проверки, чтобы не допустить перекоса и ошибок, — считает эксперт.
По его словам, в советское время ни о каких детекторах лжи и специальных аппаратных комплексах не было и речи. А кандидатов проверяли в устных беседах и с помощью негласной "установки" — скрытого сбора информации о человеке, его связях и привычках. Гуров особо отмечает, что даже полиграф не дает гарантии от ложных показаний.
— В США за 20–30 лет приговорили к смерти 150 невиновных, и детектор не помог, — говорит он. — При расследованиях он не очень эффективен, но при подборе кадров себя оправдывает.
Адвокат Евгений Черноусов, сам много лет отслуживший в МВД, отметил, что проблема алкоголиков всегда стояла довольно остро, а о наркоманах в рядах милиции заговорили еще в 1970-х годах.
— Бывали случаи в южных республиках — в Казахстане, в Средней Азии. Ловили и в высших учебных заведениях МВД, — рассказывает юрист. — Но огласки этим случаям не давали, и долго сохранялся миф о чистоте рядов.
В связи с этим он считает, что с введением тестов для кандидатов на службу в МВД Россия запоздала примерно на 30–40 лет. Черноусов также убежден, что только проверки на детекторе лжи и тестирование на других комплексах — утопия. По его мнению, необходимо идти дальше и принимать более кардинальные меры — вводить и для будущих, и для действующих сотрудников проверки со взятием анализов — крови, мочи и волос — так же, как проводятся экспертизы и исследования в рамках уголовных дел.
Комментарии 0