Бывший руководитель барнаульской телекомпании АТН Анатолий Кирилин: "Речь идет о самом обыкновенном захвате медиапространства"
21 декабря 2006, 11:39, ИА Амител
Член союза российских писателей, бывший руководитель телекомпании АТН Анатолий Кирилин опубликовал сегодня в газете "Алтайская правда" очерк "Куда уплывает канал?". Известный писатель и журналист рассуждает о местном телерынке и приходит к неутешительному выводу: "идет обыкновенный захват медиапространства":
Почти все, чему позволено жить сегодня, - бизнес. Для одних это хорошо, для иных - совсем наоборот. Не будем выводить процентное соотношение тех и других. Если одному плохо, какое ему дело до множества успешных и удачливых. Речь сегодня о телевидении. Оно, как и все прочее, живо там, где связано с бизнесом или является собственно им, перетекая в шоу-бизнес, довольно перспективное направление в зарабатывании денег. Казалось бы, у телевидения, как у всякой прочей прессы, есть и другие задачи. Эта очевидность первого взгляда, всмотришься - все те же деньги.
Концентрация крупных, а впоследствии и не очень крупных предприятий в руках мощных межрегиональных корпораций под эгидой федерального центра так или иначе перешла из активной фазы в более-менее спокойное русло, мудрено обозначенное "процессом капитализации". Купил, продал подороже - и так далее. И вот подошла очередь медиапространства. Не станем лезть в дела столиц, рассмотрим современные тенденции перехода каналов и телекомпаний из рук в руки на нашем региональном уровне. Со второй программой все ясно: местные "Вести" в столичной "одежде" и прочей стилистике от Москвы - по будням да час на тематические программы по субботам.
Своеобразие еще одного метрового канала, работающего в основном на Барнаул и окрестности (между прочим, около миллиона зрителей), кому-то может показаться аномалией. Еще бы, на нем размещено шесть компаний, не считая сетевых партнеров из федерального центра, - ГТРК, "Алвест", "Катунь", "Спектр", "Мир", АТН! А с другой стороны - ну и что? Трудности с управлением? Ерунда, всяк управляется сам по себе, своими собственниками -советами акционеров или собраниями участников. Зато у одних -концерты по заявкам, чего нет более ни у кого, у других -авторские программы, что тоже по нынешним временам в провинции редкость (зачастую даже исключают такую номинацию из телевизионных конкурсов, не востребована, дескать). У третьих -красоты родных мест, неспешная и величавая природа.
Бизнес, однако, и тут сильнее, не стану лукавить, реклама переступает все возможные пределы. Жизнь заставляет. И все-таки своеобразие местного телевидения, его провинциальность, которую все поругивают, не понимая, что в провинции изображать из себя столицу стократ смешнее и порочнее, чем быть провинциалом, тем, кто ты есть. Провинциальное телевидение сегодня - единственное окно, благодаря которому у телезрителя есть хоть какое-то право выбора получить нечто взамен варева, готовящегося одним поваром в одной кастрюле на всю страну, огромную страну. Там якобы профессионально. И хохочем сразу по трем программам, как до сих пор не надорвались?
Вернемся к теме. Все началось в конце лета известием о продаже страховой компанией "Росэнерго" своей доли (контрольный пакет) в уставном капитале ООО ПКО "Бизнес-Центр Сибири", по чьей лицензии работала телекомпания АТН. Собственно, другой деятельности, кроме телевизионного производства и вещания, у "Бизнес-Центра" не было. Не будем вдаваться в подробности сделки, отметим, впрочем, что некоторыми правомерность ее оспаривается. Даже в судебном порядке. Покупатель, как объясняли любопытным журналистам, - некий московский медиахолдинг. Что это - предприятие или сообщество -не нам выяснять, однако стоит заметить, что официальным покупателем значится ЗАО "Стрит", один из участников ООО "Бизнес-Центр Сибири". То-то и удивительно, зачем в этом случае наводить тень на плетень?
Новый исполнительный директор АТН, привлеченный прежде всего как кризис-менеджер, рьяно взялась за экономику: сузила штатное расписание, устранила высокооплачиваемых (а соответственно и самых квалифицированных) работников. Авторских программ на АТН было не много, не осталось ни одной. Зачем они? Затратно. Бизнес есть бизнес. Осталась пока сыроватая программа "Курьер", которая не успела вырасти ни в новости, ни в альтернативу новостям. Она тоже весьма затратна, но убери ее -чем выполнять требования лицензии? Экономить необходимо везде и во всем - закон бизнеса, только не на телевидении, как все-таки некоем придатке культуры. Иначе получим доведенный до совершенства ствол березы в виде древка для знамени.
На телевидении, хотя и безбожно гонимые сегодня, остаются настоящие производственники, те, кто еще в состоянии выдавать собственный оригинальный продукт. И они никогда не согласятся с жесткой телевизионной аскезой. Представьте себе высококлассного специалиста-текстильщика, пришедшего в восторг от переоборудования его комбината под торговые залы. На специалистов-текстильщиков давно наплевали, они торгуют тапками на рыночных углах. Видеооператоры снимают свадьбы и похороны. Сериал приключений на седьмом канале продолжается. Некие люди начинают искать встреч с руководством "ТВ-Мир", "Катуни", других компаний. И вести разговоры о возможной продаже компаний. Кому, зачем - тайна сия велика есть.
Кстати, не вдаваясь в подробности учредительства, собственности и пр., выскажу предположение, что забрать у государева предприятия этот кусок проще, чем у любой другой компании. Вопрос лишь в том - кто забирает? И еще - кто дает согласие? Но это и есть главные вопросы на сегодня, ответы на которые будут скрываться до последнего, как в случае с АТН. И итог всего мы узнаем только тогда, когда нажмем третью кнопку. Ничего удивительного, так мощно вторгаться во владения местных собственников могут только федералы, мешки с деньгами. Будут ли сопротивляться местные теледеятели и надолго ли их хватит - тоже вопрос из целой системы неизвестных. Во всяком случае, неожиданные и неурочные проверки в телекомпаниях уже идут.
Любителям поговорить об открытости бизнеса лучше обходить тему телевидения стороной, ибо никакой открытостью здесь не пахнет. Напротив, все засекречено до крайности. Вероятно, потому что телевидение, эфирное пространство - особая статья в переделе собственности, здесь вуалью с красивым названием "инвестиции" не прикроешься. Кому в голову придет инвестировать развитие алтайского телевидения, если куда проще забрать его, да и все. Это не месторождение, которое с собой не утащишь. Словом, речь идет о самом обыкновенном захвате медиапространства.
Комментарии 0