Бывший замглавы Минрегионразвития: «Я действовал исключительно в интересах государства»
28 октября 2014, 16:52, ИА Амител
Замоскворецкий районный суд Москвы начал рассматривать уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на подготовку саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года. На скамье подсудимых оказались бывшие заместители главы Минрегионразвития Роман Панов, руководитель ФКУ "Дальневосточная дирекция Минрегионразвития России" Олег Букалов, учредитель ООО "ГК Контроль" Роман Барбашов и предприниматель Алексей Кудрявцев. Все они находятся под стражей. Перед началом заседания возле зала суда столпились родственники и друзья подсудимых.
После 14:00 конвой провел обвиняемых в зал и поместил их в клетку, которая оказалась тесноватой для четверых мужчин. Телеоператорам дали несколько минут для съемки. "Вы признаете свою вину?" — спросил один их корреспондентов, но в ответ последовала тишина. "Скажите, а на что вы потратили эти деньги? Шубу жене купили?" — раздался женский голос. Подсудимые никак не реагировали.
Когда операторы покинули зал, вошла судья Наталья Сусина. Процесс начался с ходатайств. Так, у стороны защиты возникли претензии к полномочиям представителя Минрегионразвития, признанного потерпевшим. Адвокаты отметили, что указом президента ведомство было ликвидировано и больше не существует. Представитель потерпевшего пояснил, что бывшее министерство все еще находится на стадии ликвидации, поэтому формально еще функционирует. Эту процедуру, по его словам, предполагается завершить 1 декабря. Судья заявила, что у нее нет документов, подтверждающих, что Минрегионразвития ликвидировано.
Далее Панов отметил, что конвой ему и другим обвиняемым запретил общаться с прессой, которая задавала "провокационные вопросы".
— Прошу разрешить пообщаться с прессой, если у них есть вопросы, — сказал он.
— Вне рамок судебного заседания подсудимые не лишены права общаться с прессой, — ответила судья.
На этом прокурор Наталья Костюк начала оглашать обвинительное заключение. По ее словам, Панов в должности замминистра отвечал за реализацию программы строительства объектов саммита АЭС на Дальнем Востоке. В рамках своих полномочий он имел доступ к информации о "денежных средствах, свободных от бюджетных обязательств". Для реализации этой программы была создана ФКУ "Дальневосточная дирекция Минрегионразвития России", которую возглавил Букалов.
Постоянным подрядчиком строительства была компания ЗАО "Крокус интернешнл". По данным следствия, фирма среди прочих объектов строила части лабораторного и административного комплекса Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Под влиянием Букалов компания отказалась от выполнения работ по лабораторному корпусу, поэтому был объявлен конкурс на госконтракт по выполнению "научно-технического сопровождения строительства" на 56 млн рублей.
По мнению следствия, Букалов обеспечил победу на конкурсе компании "ГК Контроль". На самом деле никакие работы компания не проводила, Барбашов лишь придавал видимость деятельности, считает обвинение. На счет компании были перечислены 39 млн рублей, а далее деньги перевели на счета трех фиктивных организаций. Как отметила прокурор, реально эти фирмы не работали и были оформлены на лиц, не имеющих отношения к коммерческой деятельности. "Данными средствами Панов и другие соучастники распорядились при неустановленных обстоятельствах", — сказала гособвинитель.
Второй эпизод связан со страхованием строившегося конференц-центра в поселке Аякс на острове Русский. Как отметила прокурор, объект и так был застрахован компанией "Крокус". Но Панов и его соучастники решили застраховать его в "Росгосстрахе" на сумму в 50% от стоимости контракта, то есть не менее 60 млн рублей. Эти деньги они хотели похитить, сказала гособвинитель. Букалов объявил конкурс на право страхования от пожара и природных катаклизмов. Но "Росгосстраху" было отказано в участии в конкурсе, выиграла его ООО "Альфа-страхование". Таким образом, соучастникам не удалось похитить 60 млн рублей.
В ответ арестованные чиновники сказали, что обвинение им непонятно и вину свою они не признают. Панов подтвердил, что подготовка к саммиту АТЭС входила в его обязанности, но это была лишь часть его работы. Подсудимый пояснил, что он отвечал за более чем сто объектов строительства, в том числе и за Дальневосточный университет, состоящий из нескольких десятков корпусов. "Строительство осуществлялось в крайне сжатые сроки, — сказал он. — Именно скорость строительства была главным фактором". Панов отметил, что за все время подписал более тысячи документов. "Я действительно знаю, что на каждом объекте происходило и почему", — заявил он.
Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке во время саммита АТЭС-2012. Фото: Алексей Куценко / РИА Новости
Подсудимый рассказал, что компания "Крокус" вскоре стала срывать сроки введения объектов в эксплуатацию, выполняла свою работу плохо. О всех работах Панов лично информировал правительство России. "Я действовал исключительно в интересах государства, руководствуясь законом и должностными обязанностями, корыстного умысла не преследовал", — отметил он.
Панов также сказал, что у него был "постоянный конфликт" с другим подсудимым — Букаловым. Якобы они спорили по поводу сроков ввода объектов в эксплуатацию. С остальными фигурантами он познакомился только после возбуждения уголовного дела. "О деятельности фиктивных фирм мне ничего не известно", — сказал Панов. Бывший чиновник отметил, что Барбашов работал на объектах строительства с 2010 года, но в другой компании в качестве субподрядчика у "Крокуса". "Он задолго до нас этим занимался", — пояснил экс-замминистра.
Всего на подготовку к саммиту АТЭС было выделено 73 млрд рублей. На проектирование лабораторного комплекса Дальневосточного университета — 2,5 млрд рублей, рассказал подсудимый. Контролировали этот объект совершенно другие лица в дирекции, так как он и Букалов были заняты устранением последствий пожара на мосту на остров Русский.
Панов рассказал, что все контракты с "Крокусом" подвергались постоянному пересмотру, в том числе по просьбе самой компании. По его словам, директор фирмы не хотел, чтобы субподрядчики видели суммы госконтрактов, чтобы меньше им платить. Иногда министерство даже обращалось в суд, чтобы принудить организацию подписать тот или иной договор. Все это позволяло экономить бюджетные средства, утверждал Панов.
В результате срыва сроков возникла необходимость привлечения независимого подрядчика, которым стала "ГК Контроль".
Панов отметил, что обвинительное заключение было составлено с ошибками, по его мнению, из-за небрежности следствия. Так, ошибочно описано его рабочее место в Москве, которое считается местом преступления. По его словам, даже адрес следователи перепутали, и он работал в другом районе Москвы. А на момент перечисления некоторых сумм на счета фиктивных организаций Панов уже находился в СИЗО.
Что касается второго эпизода, Панов сказал, что "Росгосстрах" ему никак подконтролен не был. "Крокус" страховал объекты только на момент строительства. Но так как Конференц-центр был достроен, понадобилась дополнительная страховка, потому что Дальний Восток — регион сейсмоопасный.
На этом прокурор решила допросить представителя потерпевшего. Он ответил на несколько несложных вопросов прокурора, в ходе которых пояснил, что Минрегионразвития узнал об ущербе в 90 млн рублей после возбуждения уголовного дела. Ни на один вопрос защиты представитель потерпевшего ответить не смог.
— Вы подтверждаете сумму ущерба? — спросила его судья.
— Она была установлена обвинением, и у нас нет оснований не доверять обвинению, — ответил он.
— Вы подтверждаете данную сумму?
— Подтверждаю, — после минуты молчания сказал он.
На этом допрос окончился, и гособвинитель заявила ходатайство, которое в самом начале оглашала сторона защиты — в связи с ликвидацией Минрегионразвития признать явившегося представителя ненадлежащим потерпевшим. Таковым она попросила признать Министерство финансов.
Букалов назвал происходящее "политикой двойных стандартов". "Прокурор отклонила наше заявление, а теперь сама же ходатайствует об этом", — возмутился он. Панов также возразил, отметив, что Минфин не подходит в качестве потерпевшего, так как у него иные функции, нежели у Минрегионразвиия. Судья не стала разрешать данное ходатайство, отметив, что оно преждевременное.
На этом Панов заявил, что желает дать показания, после чего повторил то, что говорил ранее. Единственное, он отметил, что "Крокус" постоянно пытался получить дополнительное финансирование, и часто получал средства не через проведение конкурса, а по постановлению правительства. В таких случаях все рабочие вопросы компания пыталась решить в обход министерства. В результате у чиновника сложились конфликтные отношения с руководством "Крокуса" и с сотрудниками аппарата правительства, которые давали Минрегиону "ненадлежащие поручения в отношении финансирования компании".
У гособвинения вопросов не было. Следующее заседание назначено на 31 октября.
Подробнее http://rusplt.ru/society/ya-deystvoval-isklyuchitelno-v-interesah-gosudarstva-13902.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=pad
Комментарии 0