Cчетная палата обвиняет Минобрнауки в срыве экспорта образования
13 мая 2013, 09:05, ИА Амител
В том, что
ряд высших учебных заведений не выполняет планы по обучению иностранцев
виновата политика распределения квот Минобрнауки, - уверены аудиторы.
Проверка Счетной палаты показала, что многие представительства и филиалы
вузов, обучающие граждан
других стран по бюджетным квотам не имеют опыта в подготовке зарубежных
студентов и не располагают условиями для организауции учебного процесса и
проживания для этой категории обучающихся. Степашин в своем письме
отмечает, что отсутствуют контроль за соблюдением цифр приема
иностранцев и прозрачность в распределении Минобрнауки квот между
вузами.
Так , к примеру, Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) получила в
2013 году 100 квот, но в конкурсе на их получение академия не
участвовала. Другой пример - Российский университет дружбы народов
(РУДН), много лет работающий с иностранцами и имеющий готовую систему
набора зарубежных абитуриентов, необходимого количества квот не получил.
Университет подавал заявку на 700 мест в 2012 году по преимущественному
праву в конкурсе, но получил лишь 30. А в 2013 году РУДН ограничили
квотами в 50 мест. При этом общее количество иностранных студентов,
обучающихся в этом университете составляет около 6 тыс. человек.
-
В настоящее время цели и задачи в области обучения иностранных граждан
определен Концепцией государственной политики в области подготовки
национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Одним из приоритетных направлений указанной концепции
является подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях
обеспечения долговременных политических и экономических интересов
России во всех регионах мира, - отмечает в своем письме Степашин.
Ежегодно из федеральных средств финансируют обучение до 10 тыс.
иностранцев. Глава Счетной палаты сообщает премьеру, что возросшее
количество негативных отзывов о существующей системе отбора иностранцев
для российских вузов, отсутствие стратегии экспорта образовательных
услуг и ряд внешнеполитических и социально-экономических факторов
стимулируют падение интереса к обучению в России, русской культуре и
языку.
Заместитель председателя Комитета по образованию
Госдумы РФ Алена Аршинова в беседе с "Известиями" сообщила, что
непрозрачное распределение квот между вузами подрывает доверие и к
рейтингу российских университетов, так как количество иностранных
студентов является одним из основных показателей эффективности работы
вуза. - Получается, что Минобрнауки и распределяет ресурсы от которых
зависит эффективность вуза (квоты для иностранцев и учебные площади) и
дает оценку, исходя из этих показателей, - говорит Аршинова. По ее
мнению, таким образом создаются неравные условия для работы и процветает
политика фаворитизма - несколько перспективных образовательных площадок
поддерживаются министерством сильнее прочих.
Больше всего,
по мнению Аршиновой, ресурсов от Минобрнауки получают Высшая школа
экономики (ВШЭ) и РАНХиГС. По словам депутата Аршиновой, ярким примером
"утечки" зарубежных абитуриентов в учебные заведения других стран
является смена потока поступающих из Таджикистана, которые теперь вместо
российских вузов выбирают университеты Китая. - Сегодня большее
количество студентов привлекает США, Китай и страны Евросоюза. Но это
отнюдь не Российская Федерация, - говорит депутат.
По данным
ФМС России за 2012 год, на территории страны обучалось около 250 тыс.
иностранных студентов. Из них 40% - это граждане стран СНГ и Балтии, 36%
- студенты из Африки и Азии, около 10% иностранных студентов - выходцы
из Европы и Латинской Америки.
В первой декаде апреля аудитор
Счетной палаты Сергей Агавцов, инспектирующий учебные заведения,
сообщал о многочисленных нарушениях при выделении бюджетных мест для
студентов-иностранцев. Теперь о результатах работы Агавцова и его коллег
доложили главе правительства. Стоит отметить, что Дмитрий Медведев в
марте этого года подписал постановление о выделении 9 млрд рублей на
повышение конкурентоспособности российских вузов среди мировых
научно-образовательных центров, в том числе и на привлечение зарубежных
специалистов и студентов.
Комментарии 0