Дальневосточные рыбные порты «ушли с молотка»
14 октября 2014, 13:59, ИА Амител
Это решение "рыбных госменеджеров" вызвало крайнее недоумение отраслевого сообщества. В ряде субъектов к делу уже подключилась прокуратура. По мнению экспертов, данная модель не только лишает предприятия отрасли горизонта инвестиционного планирования, но может привести к их остановке. Это приведет к уменьшению конкуренции на рынке портовых услуг, за которым неминуемо последует повышение цен на перегрузку всех видов грузов.
Получается, что ФГУП "Нацрыбресурс" вместо получения дохода от сдачи в аренду государственного имущества решило забрать причалы у портов и либо создать на них свои порты (что практически невозможно без докеров, территории, кранов и погрузчиков), либо осчастливить управлением и распределением доходов существующих портов некие коммерческие структуры.
Как выяснило ИА "Дейта", с 9 сентября 2014 года все морские причалы в Приморском крае, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской областях, закрепленные на праве хозяйственного ведения с 2008 года за ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" (ФГУП "Нацрыбресурс"), подконтрольное Росрыболовству, переданы в ведение частной компании с правом заключать договора на оказание портовых услуг без участия существующих портов.
Как подтвердили в пресс-службе Росрыболовства, по результатам проведенного открытого конкурса заключен договор на оказание агентских услуг на причалах ФГУП "Нацрыбресурс" в морских портах Дальнего Востока с ЗАО "Глобойл Терминал" с целью повышения эффективности использования гидротехнических сооружений.
"В рамках договора планируется обеспечить увеличение количества судозаходов и грузооборота за счет расширения перечня оказываемых ЗАО "Глобойл Терминал" услуг для рыболовных и других судов, в том числе постановки судов к гидротехническим сооружениям и обслуживания судов; погрузо-разгрузочных работ; хранения грузов и иного имущества на территории гидротехнических сооружений; морского агентирования, – пояснили в ведомстве. – За оказание услуг предусмотрено вознаграждение в размере 10 процентов от платы, полученной по заключенным договорам, но не более 300 млн рублей".
ЗАО "Глобойл Терминал" создано в 2002 году (юридический адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Аллея Труда, д. 24/2). Основным видом деятельности в базе "СПАРК-Интерфакс" указывается хранение и складирование нефти и нефтепродуктов. Учредители ЗАО "Глобойл Групп" и ООО "Глобойл Восток". С 20 августа 2014 года обязанности генерального директора ЗАО "Глобойл Терминал" исполняет Евгений ЧУДНЫЙ. До этого времени обязанности генерального директора исполнял Олег НЕКРАШЕВИЧ, представляющийся первым заместителем генерального директора. В качестве конечного бенефициара упоминается Олег БУЗЫЦКОВ. По данным делового издания Коммерсант, в 2013 году чистый убыток "Глобойл Терминала" составил 50 млн. руб.
Возникает вопрос, каким образом новоиспеченный "стивидор" намерен оказывать услуги без наличия соответствующей портовой инфраструктуры (кранов, погрузчиков, холодильников и т.д.), не говоря уже о профессиональных рабочих. Ведь в оперативном ведении ФГУП "Нацрыбресурс" находятся исключительно причальные стенки и небольшой участок прилегающей территории. Напрашивается вывод, что вся затея с отказом предприятиям в аренде причалов организована с целью понуждения существующих предприятий "поделиться выручкой" от существующего бизнеса. Это же гораздо проще, чем зарабатывать деньги самим.
Отметим, что в соответствие с действующим законодательством РФ морские причалы и сооружения не подлежали приватизации, а остаются в собственности государства и передаются соответствующим портам в долгосрочную аренду. Например, ФГУП "Росморпорт" уже более 20 лет сдаёт от лица государства причалы в аренду ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ОАО "ВМТП"), а ФГУП "Нацрыбресурс" – ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" (ОАО "ВМРП").
К сожалению, договор аренды с самым крупным рыбным портом на Дальнем Востоке, через который проходит отгрузка порядка 35 процентов всей рыбной продукции Дальнего Востока – ОАО "ВМРП" – заключался на срок максимум пять лет. При этом в начале 2012 года ФГУП "Нацрыбресурс" отказалось традиционно продлить срок аренды причальных сооружений с Владивостокским рыбным портом, а также рядом других организаций на Дальнем востоке, что вынудило руководство рыбного порта обратиться в суд. Согласно картотеке дел Арбитражного суда Приморского края на 16 октября 2014 года запланировано заседание по вопросу об обязанности ФГУП "Нацрыбресурс" заключить договор аренды гидротехнических сооружений.
Кстати, в 2013 году ОАО "Южморрыбфлот" бессрочно продлило договор аренды через суд. Как считает гендиректор "Южморрыбфлота" Александр ЕФРЕМОВ, расторжение существующего договора аренды юридически будет затруднительно. Похожая спорная ситуация с причалами наблюдается и в Находке с портами ОАО "НМРП", ОАО "БАМР", и на Камчатке.
В 2013 году грузооборот ОАО "ВМРП" составил 3,351 тыс. тонн, налоговые поступления – 550 млн рублей, в том числе 239 млн рублей в краевой и местные бюджеты. Согласно независимой оценке, ОАО "ВМРП" предложил при заключении договора аренды причальных сооружений арендную плату в размере 46,8 млн рублей в год, что в два раза превышает ставку, действующую до 31 декабря 2011 года.
"Предложенная ФГУП "Нацрыбресурс" модель не только нелогична, но и наносит ущерб интересам государственного бюджета, – считают эксперты независимого рейтингового проекта "Дальрейт". – Вместо получения стабильной арендной платы и содержания причалов в рабочем состоянии, чиновники заключают агентский договор без всяких гарантий получения доходов, поскольку минимальный объем платежей не устанавливается агентским договором и будет зависеть от размера выручки, полученной по договорам на "оказание портовых услуг".
Напомним, что 6 августа 2014 года, президент РФ Владимир ПУТИН подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ". 7 августа 2014 года вслед за указом последовало постановление правительства РФ о введение запрета на импорт из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии сроком на один год. Запрет распространился в том числе на рыбу и морепродукты.
В сложившихся условиях возможная остановка дальневосточных рыбных портов приведет к срыву поставок рыбы и морепродуктов в западные регионы России, спровоцировав дефицит рыбной продукции. Это идет вразрез с планами руководства страны на интенсивное импортозамещение в связи с введением продовольственных санкций.
Комментарии 0