Детектор лжи: половина кадровиков — за, больше половины россиян — против
25 марта 2014, 08:18, ИА Амител
Какой работодатель не хочет, чтобы сотрудники служили ему верой и правдой? В каждой десятой фирме добиваются этого буквально – и проверяют кандидатов на полиграфе (детекторе лжи). Однако, как выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, россияне чем дальше, тем менее охотно соглашаются участвовать в подобных экспериментах.
В ходе опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб подавляющее большинство (89%) сообщило, что в их компании кандидатов на полиграфе не проверяют. 9% российских предприятий и организаций практикуют такие методы проверки лишь для кандидатов на определенные позиции. Две компании из каждых ста прогоняют через детектор лжи весь персонал без исключения.
Несколько чаще других полиграф используют компании с численностью сотрудников более 5 тысяч человек (в каждой пятой из них тест проходят кандидаты на некоторые позиции). Используют его и фирмы, где трудится от 500 человек до тысячи (13% периодически, 2% — всегда). По сравнению с 2010 годом выборочно использовать полиграф работодатели сейчас стали на 2 процентных пункта чаще.
Однако отношение к такому способу проверки по сей день остается неоднозначным. Как отмечали опрошенные кадровики, полиграф применяется только в случае подозрений в адрес сотрудника. Да и эффективность у детектора лжи довольно сомнительная. "Дорого, нервно и результат очень зависит от проводящего и расшифровывающего профессионала", — поясняли опрошенные эйчары и добавляли, что в таких мерах по большому счету нет необходимости: "Мы отбираем сотрудников не в разведку".
Тем не менее половина сотрудников кадровых служб считает, что сам по себе детектор лжи — дело неплохое. 4% думают, что применять его стоит при тестировании кандидатов на все позиции, 46% — для определенных позиций. 44% уверены, что необходимости в полиграфе в ходе приема соискателей на работу нет, 6% затруднились дать ответ. Число сторонников полиграфа среди эйчаров за 4 года увеличилось на 3 процентных пункта.
Чаще других высказывались за использование детектора лжи сотрудники кадровых служб крупных компаний (58% HR-менеджеров из фирм численностью свыше 5 тысяч человек). А те, кто работает с персоналом в небольших коллективах, видимо, больше рассчитывают на свой опыт и интуицию. Сторонники такого метода работы с персоналом поясняли, что сама по себе проверка с помощью полиграфа не запрещена Трудовым кодексом РФ, другое дело, что заставить человека пройти ее нельзя, это дело добровольное. Но и работодатель, говорили кадровики, имеет право получить информацию о лояльности и деловых качествах кандидата. "Никого же не удивляет, что работники, связанные с пищевым производством, обязаны проходить медосмотр и сдавать анализы", — комментировали респонденты.
Те же опрошенные, что не приемлют таких HR-технологий (44%), называли такие проверки "издевательством" и считали возможными их только в случаях, когда должность соискателя связана с особой ответственностью — коммерческой и государственной тайной, работой в силовых структурах и т.п. "Считаю применение полиграфа при тестировании подтверждением бессилия и профессиональной несостоятельности отдела персонала компании"; "Я проходила детектор лжи при приеме на работу. Было такое чувство, что я полнейшее ничтожество или уголовник"; "Дорого и нецелесообразно"; "Это некорректно по отношению к соискателям и нарушает права человека", — говорили сотрудники кадровых служб.
Как показал опрос 1800 экономически активных россиян, 59% из них согласны пройти проверку на полиграфе при приеме на работу. 29% категорически против, а 12% затруднились с ответом. Среди женщин противников испытаний на детекторе лжи на 8 п.п. больше, чем среди мужчин. Молодое поколение такой способ контроля воспринимает намного спокойнее, чем люди постарше. Две трети респондентов до 24 лет (66%) согласились бы пройти "допрос с пристрастием", а вот в группе россиян от 35 до 44 лет подобных смельчаков чуть больше половины (53%). Чем дальше, тем меньше соискатели готовы подвергать себя проверке на лживость с применением техники. В 2006 году не стал бы протестовать против применения полиграфа 71% опрошенных, сейчас – только 59%.
Удивительно, но некоторые респонденты прямо-таки рвались к детектору лжи. "Мне нечего скрывать и есть чем гордиться!"; "Я работала в органах, и для меня это обычная проверка"; "Я горд, что прошел такую красочную жизнь, что рассказать об этом даже и не стыдно", — говорили они. Но других одолевали сомнения: "У меня хорошее воображение, и я могу представить, что действительно что-то сделала, хотя на деле этого не было, и разволноваться"; "Если они при приеме позволяют себе такое, что же будет дальше? Если меня работодатель изначально не уважает и не доверяет, я ухожу с такого собеседования"; "Я же на работу устраиваюсь, а не в убийстве подозреваюсь"; "Не надо из людей делать рабов. Нужно думать не об этом, а о защите труда", — гордость соискателей была явно сильнее, чем предубеждения их будущего начальства.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 100
Время проведения: 17-20 марта 2014 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
В ходе опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб подавляющее большинство (89%) сообщило, что в их компании кандидатов на полиграфе не проверяют. 9% российских предприятий и организаций практикуют такие методы проверки лишь для кандидатов на определенные позиции. Две компании из каждых ста прогоняют через детектор лжи весь персонал без исключения.
Несколько чаще других полиграф используют компании с численностью сотрудников более 5 тысяч человек (в каждой пятой из них тест проходят кандидаты на некоторые позиции). Используют его и фирмы, где трудится от 500 человек до тысячи (13% периодически, 2% — всегда). По сравнению с 2010 годом выборочно использовать полиграф работодатели сейчас стали на 2 процентных пункта чаще.
Однако отношение к такому способу проверки по сей день остается неоднозначным. Как отмечали опрошенные кадровики, полиграф применяется только в случае подозрений в адрес сотрудника. Да и эффективность у детектора лжи довольно сомнительная. "Дорого, нервно и результат очень зависит от проводящего и расшифровывающего профессионала", — поясняли опрошенные эйчары и добавляли, что в таких мерах по большому счету нет необходимости: "Мы отбираем сотрудников не в разведку".
Тем не менее половина сотрудников кадровых служб считает, что сам по себе детектор лжи — дело неплохое. 4% думают, что применять его стоит при тестировании кандидатов на все позиции, 46% — для определенных позиций. 44% уверены, что необходимости в полиграфе в ходе приема соискателей на работу нет, 6% затруднились дать ответ. Число сторонников полиграфа среди эйчаров за 4 года увеличилось на 3 процентных пункта.
Чаще других высказывались за использование детектора лжи сотрудники кадровых служб крупных компаний (58% HR-менеджеров из фирм численностью свыше 5 тысяч человек). А те, кто работает с персоналом в небольших коллективах, видимо, больше рассчитывают на свой опыт и интуицию. Сторонники такого метода работы с персоналом поясняли, что сама по себе проверка с помощью полиграфа не запрещена Трудовым кодексом РФ, другое дело, что заставить человека пройти ее нельзя, это дело добровольное. Но и работодатель, говорили кадровики, имеет право получить информацию о лояльности и деловых качествах кандидата. "Никого же не удивляет, что работники, связанные с пищевым производством, обязаны проходить медосмотр и сдавать анализы", — комментировали респонденты.
Те же опрошенные, что не приемлют таких HR-технологий (44%), называли такие проверки "издевательством" и считали возможными их только в случаях, когда должность соискателя связана с особой ответственностью — коммерческой и государственной тайной, работой в силовых структурах и т.п. "Считаю применение полиграфа при тестировании подтверждением бессилия и профессиональной несостоятельности отдела персонала компании"; "Я проходила детектор лжи при приеме на работу. Было такое чувство, что я полнейшее ничтожество или уголовник"; "Дорого и нецелесообразно"; "Это некорректно по отношению к соискателям и нарушает права человека", — говорили сотрудники кадровых служб.
Как показал опрос 1800 экономически активных россиян, 59% из них согласны пройти проверку на полиграфе при приеме на работу. 29% категорически против, а 12% затруднились с ответом. Среди женщин противников испытаний на детекторе лжи на 8 п.п. больше, чем среди мужчин. Молодое поколение такой способ контроля воспринимает намного спокойнее, чем люди постарше. Две трети респондентов до 24 лет (66%) согласились бы пройти "допрос с пристрастием", а вот в группе россиян от 35 до 44 лет подобных смельчаков чуть больше половины (53%). Чем дальше, тем меньше соискатели готовы подвергать себя проверке на лживость с применением техники. В 2006 году не стал бы протестовать против применения полиграфа 71% опрошенных, сейчас – только 59%.
Удивительно, но некоторые респонденты прямо-таки рвались к детектору лжи. "Мне нечего скрывать и есть чем гордиться!"; "Я работала в органах, и для меня это обычная проверка"; "Я горд, что прошел такую красочную жизнь, что рассказать об этом даже и не стыдно", — говорили они. Но других одолевали сомнения: "У меня хорошее воображение, и я могу представить, что действительно что-то сделала, хотя на деле этого не было, и разволноваться"; "Если они при приеме позволяют себе такое, что же будет дальше? Если меня работодатель изначально не уважает и не доверяет, я ухожу с такого собеседования"; "Я же на работу устраиваюсь, а не в убийстве подозреваюсь"; "Не надо из людей делать рабов. Нужно думать не об этом, а о защите труда", — гордость соискателей была явно сильнее, чем предубеждения их будущего начальства.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 100
Время проведения: 17-20 марта 2014 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Комментарии 0