Дирижабли-беспилотники будут патрулировать Арктику
12 марта 2014, 09:48, ИА Амител
К 2016 году северные регионы России должны будут проводить мониторинг местности с помощью дирижаблей, оснащенных тепловизорами, лазерными датчиками, радиолокаторами и видеокамерами. Их использование включено в "дорожную карту" "Инновационный транспорт Севера", разработанную рабочей группой Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве России совместно с НП "Сибирское машиностроение". Этот документ подписан в ходе завершившегося 1 марта XI Красноярского экономического форума. В документе говорится об использовании летательных аппаратов для контроля нефтяных и газовых магистралей. При этом в ВПК говорят о возможностях их военного применения. Эксперты считают, что дирижабли перспективны только в случае серийного выпуска.
В "дорожной карте" программы "Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока" ("Инновационный транспорт Севера"; документ имеется у "Известий") упоминаются две модели летательных аппаратов — беспилотный дирижабль ДП-27 "Анюта" и привязной аэростат ЭМАК. Оба спроектированы подмосковным ОАО "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ДКБА).
В департаменте правительства по обеспечению деятельности ВПК "Известиям" сообщили, что использование этих аппаратов возможно не только для мониторинга трубопроводов, но и для патрулирования границ, ретрансляции связи, обнаружения подводных лодок и поиска мин в акваториях.
— Дирижабли смогут получить двойное применение. Сейчас о них забыли, но это вещь достаточно дешевая — при массовом производстве. В противном случае их эксплуатировать недешево, ведь необходима специальная инфраструктура, — сказал собеседник.
В ДКБА прокомментировать применение их разработок отказались. Представители предприятия сообщили, что производство аппаратов еще не началось. Сейчас существует единственный экземпляр "Анюты", который был показан еще на авиасалоне МАКС-2011. Дирижабль имеет наполняемый гелием дискообразный корпус объемом 520 куб. м, он способен поднять 200 кг полезной нагрузки на высоту 1 км. Аэростат ЭМАК прошел испытания год назад.
Президент НПО "Авгуръ — РосАэроСистемы" (производит транспортные дирижабли) Геннадий Верба полагает, что для Арктики нужны принципиально иные решения, чем "Анюта" — у этого аппарата специфическая форма корпуса, напоминающая "летающую тарелку".
— Форма тарелки — тупиковая ветвь развития. Если ветер начинает дуть под определенным углом, то аппарат переворачивается. Чтобы этого не происходило, нужна сложная система стабилизации с несколькими силовыми установками, а это снизит надежность, — сказал Геннадий Верба.
При этом эксперт согласился, что в целом аэростаты и дирижабли будут намного экономичнее любых других средств аэроразведки.
— Эти платформы позволяют поднять любое оборудование. При этом во много раз увеличивается радиус действия датчиков, охват территории. И не один другой летательный аппарат не может работать так долго, — подчеркнул Геннадий Верба.
Экс-главком ВВС России Владимир Михайлов подчеркнул, что в ближайшее время дирижабли снова станут частью военной авиации, как это было в начале XX века.
— Когда дирижабли вывели из состава ВВС, в них использовался взрывоопасный газ. Сейчас технологии ушли вперед, и дирижабли становятся крайне перспективным направлением — они дешевы, им не нужны аэродромы, для приземления годится любое поле, — отметил Михайлов.
Председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин не раз говорил о стратегической значимости арктического региона для России. В Арктике находится порядка четверти известных запасов углеводородов на планете.
— Это величайшее богатство, и было бы просто тупиковой ситуацией, если бы Россия потеряла здесь свои амбиции, — заявил Рогозин на заседании Морской коллегии в конце прошлого года.
В отстаивании интересов в Арктике Российской Федерации предстоит конкурировать прежде всего с США, Канадой, Данией и Норвегией. О своих интересах в этом регионе заявляют и другие государства — Китай, Южная Корея, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция и Великобритания.
Интересы США в данном регионе определяются не только ресурсами. Вашингтону выгодно разместить в Арктике системы противоракетной обороны и важно демонстрировать присутствие здесь своих вооруженных сил.
Министерство обороны России планирует в 2014 году завершить формирование группировки арктических войск. По поручению Владимира Путина восстанавливается сеть арктических аэродромов, причалов для атомных подлодок.
Возрождение отечественного дирижаблестроения началось в 1980-х годах, однако первые результаты появились только в начале 2000-х. На авиасалоне МАКС-2005 был представлен дирижабль Au-12м, построенный НПО "Авгуръ — РосАэроСистемы", в октябре 2006 года Свердловская область заявила о начале производства дирижаблей местными предприятиями.
В 2012 году резидентом кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" стал проект по созданию воздухоплавательного электроразведочного комплекса (полное название — воздухоплавательный электроразведочный комплекс с автономным мобильным полевым базированием для электромагнитного зондирования недр и поисков месторождений полезных ископаемых).
Проект подразумевает разработку и создание аэростата. Аппарат будет оснащен высокоточным оборудованием для проведения воздушного электромагнитного зондирования недр Земли для поиска в труднодоступных регионах месторождений различных ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источники пресных и термальных вод.
Большие планы по использованию дирижаблей были у экс-мэра Москвы Юрия Лужкова: патрулирование МКАД, борьба с пробками и перевозка пассажиров. Предлагалось даже спасать утопающих с помощью дирижаблей — мэр говорил, что "в случае обнаружения места несчастного случая специалист может прыгнуть в воду и помочь тонущему".
Частично был реализован только один проект — авиаотряд специального назначения московского ГУВД получил в распоряжение два дирижабля Au-12 — 34-метровые аппараты, способные развивать скорость до 100 км/ч, — и два аэростата Au-17. Дирижабли несколько раз появились над кольцевой автодорогой, но вскоре перекочевали в ангары КБ Мясищева в подмосковном Жуковском. После отставки Лужкова мэрия начала поиск покупателей на дирижабли, находящиеся на балансе города.
Комментарии 0