Дмитрий Ливанов: «Единый учебник истории» — это целая концепция»

28 августа 2014, 13:51, ИА Амител

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал "Известиям", сколько будет "единых учебников истории" и когда они окажутся в школах. 

— Сегодня было распространено ваше заявление, что Минобрнауки откажется от единых учебников по отечественной истории. Это действительно так? Если нет — то когда появится единый учебник по истории? В какой стадии готовности он находится?

— Нет, это не так. Необходимо расшифровать укрепившееся понятие "единый учебник истории". Это, конечно же, не одна единственная и всеобъемлющая книга, по которой станут учиться все классы поголовно.

"Единый учебник истории" — это целая концепция, которая призвана привести к содержательному и структурному единообразию учебники для всех возрастных групп школьников, равно как и методические пособия для учителей, саму систему преподавания.

— Если не будет единого учебника — то что подразумевают стандарты? Может быть много разных учебников, но сделанных по единому стандарту? Не является ли это нарушением поручения президента страны?

— Поручение президента будет выполнено. Оно звучит так: "организовать разработку учебников, учебных пособий и методических материалов на основе концепции с привлечением различных авторских коллективов, в том числе молодых ученых, а также проведение научной экспертизы разработанных учебников и их широкого общественного обсуждения". Именно такая работа совместно с Российским историческим обществом и велась.

Мы работаем над содержанием образования, делаем его более современным, глубоким. Именно поэтому сначала утверждается общая концепция учебно-методического комплекса, а потом прорабатывается конкретика: проводится подготовка учителей, новых учебников, пособий и др.

Например, сейчас мы приняли концепцию математического образования, которая распространится на все уровни: от детского сада до аспирантуры. Математическая подготовка будет, таким образом, серьезно меняться.

Так и с историей. Мы утвердили новый учебно-методический комплекс, и, согласно ему, издательства разрабатывают учебники, учителя проходят необходимую подготовку, приводятся в соответствие пособия. Учебно-методическая концепция одна. Уже в 2015 году разработка завершится, и учебники (печатный и электронный варианты, а также учебно-методический комплекс для преподавателей) должны быть представлены на экспертизу. По итогам экспертизы станет ясно: сколько будет учебников.

— С каким учебником по истории пойдут школьники в школу? С единым или всё же нет? Если учебник не готов, как будет вестись преподавание истории?

— На сегодняшний день учебники истории, которые содержатся в Федеральном перечне учебников, уже прошли проверку Российского исторического общества на предмет соответствия концепции и пока будут использоваться в образовательном процессе. Однако сама концепция преподавания будет иной благодаря тому, что учителя уже прошли курсы повышения квалификации и для них разработаны специальные методические пособия.

Кроме того, сейчас мы вносим изменения в порядок включения учебников в Федеральный перечень учебников: для них будет проводиться отдельная "историческая" экспертиза. Прохождение этой экспертизы станет необходимо для включения учебника истории в Федеральный перечень. Новые издания сейчас готовят несколько групп авторов. Как только они будут готовы — пройдут экспертизу и станут претендовать на включение в перечень.

— Кто войдет в экспертный совет, который утвердит новые учебники и стандарты?

— Вопросы включения учебников в Федеральный перечень рассматривает научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. Совет сформирован из представителей Государственной думы, Совета Федерации, администрации президента, Минобрнауки России, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских, региональных, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций, организаций учителей предметников, специалистов области образования.

Кроме того, в состав совета включены экспертные организации, делавшие научную и педагогическую экспертизу (Российская академия наук и Российская академия образования), представители общественных организаций, проводивших общественную экспертизу. Решение совет принимает коллегиально путем голосования.

— Будет ли единый учебник истории в вузах?

— Концепция охватывает только учебники, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Для вузов не существует какого-либо единого федерального перечня.  

Опрос на ИА "Амител":

Нужен ли России единый учебник истории?
да 254 чел.
нет 53 чел.
не знаю 18 чел.
Всего проголосовало: 325 чел.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/575874#ixzz3Bf3V0dgG

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров