Дума в первом чтении приняла закон об ограничениях для иностранцев в СМИ

24 сентября 2014, 08:23, ИА Амител

Дума в первом чтении приняла закон об ограничениях для иностранцев в СМИ: документ ограничивает максимально возможную долю иностранного участия во всех российских СМИ 20 процентами. Сейчас иностранцы не могут учреждать в России лишь теле- и радиоканалы.

Во время вчерашнего обсуждения законопроекта за принятие документа высказались все фракции. Так, один из авторов законопроекта Вадим Деньгин из ЛДПР заметил, что в настоящее время "идет атака на умы россиян". "Иностранцы покупают доли в российских СМИ и начинают влиять на умы наших детей. Прошу поддержать этот законопроект", – призвал Деньгин.

Зампредседателя и вероятный новый глава комитета по информационной политике Леонид Левин подчеркнул, что предлагаемый законопроект не ограничивает политику работы СМИ, а ограничивает лишь владение капиталом. Левин напомнил, что во многих российских СМИ работает большое количество специалистов из числа иностранных журналистов.

По словам Левина, законопроект не подразумевает ограничений на их работу. "Иностранные журналисты смогут продолжить работать в редакциях. Милости просим", – заявил зампред комитета. "Нужно понимать разницу между владельцами и управленцами", – добавил он.

Еще одним аргументом в пользу законопроекта Левин назвал деофшоризацию. "Многие российские компании уже вернули свои капиталы в Россию. Пришла пора навести порядок в этом отношении и в сфере СМИ", – заключил Деньгин.

Ожидается, что второе чтение документа состоится уже в пятницу. Как заявил сегодня журналистам зампред комитета по информационной политике Левин, на поправки к законопроекту будет дан один день. По его словам, это нужно для того, чтобы проект мог быть рассмотрен во втором чтении в ближайшую пятницу.

Ранее сегодня источник РБК, близкий к руководству Госдумы, заявил, что законопроект об ограничении доли иностранных инвесторов в российских СМИ может быть принят во всех трех чтениях до конца этой недели. Об ускоренном принятии документа знает и федеральный чиновник. Поправки ко второму чтению, вероятно, будут носить технический характер, полагает один из думских собеседников РБК.

Рассмотрение законопроекта с самого начала проходит по ускоренной процедуре. Уже в день внесения в минувшую среду документ был отправлен в рассылку заинтересованным ведомствам. В пятницу комитет по информационной политике рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении, указав лишь на отдельные технические недочеты.

Законопроект был внесен депутатами оппозиционных фракций – Вадимом Деньгиным из ЛДПР, эсэром Владимиром Парахиным и коммунистом Денисом Вороненковым.

Поправки в закон "О СМИ" затрагивают четырех эфирных вещателей (СТС, "Домашний", "Перец" и Disney), русскоязычные версии западных телеканалов, распространяющихся через кабельные сети (Discovery, TV 1000, Eurosport, Cartoon Networks и др.), а также крупнейшие издательские дома (Burda, Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Bauer Media, "Эдипресс-Конлига" и др.). Причем, если действующая редакция закона запрещает иностранцам лишь прямое владение СМИ сверх оговоренной нормы, то поправки пресекают и косвенное владение через цепочку российских юрлиц.

+++

Мария Бондаренко, РБК

Телевидение

В эфирном ТВ сегодня есть лишь два международных стратегических инвестора: шведская Modern Times Group, которая владеет 37,9% телевизионного холдинга "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и "Перец"), и американская Walt Disney Co., которой принадлежит 49% канала Disney. Кроме того, сейчас на NASDAQ торгуется около 36% головной компании "СТС Медиа", зарегистрированной в американском штате Делавэр, – CTC Media Inc. Официальные представители "СТС Медиа" и канала Disney отказались комментировать внесенные в Госдуму поправки. Зато иностранные вещатели широко представлены на тематическом ТВ: через кабельные сети и спутник сегодня в России распространяются русскоязычные версии таких каналов, как Discovery, TV 1000, Universal Channel, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и др. Учредителями этих СМИ в соответствии с действующей редакцией закона о СМИ являются российские юрлица, но их владельцами – иностранные компании. Например, учредитель зарегистрированного в Роскомнадзоре электронного СМИ Discovery Channel (свидетельство ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) – ООО "Дискавери Коммьюникейшнс", 49% которого принадлежит зарегистрированной в Великобритании DN Publishing Music Ltd, 51% – ООО "Дискавери Холдинг". Его владельцем, в свою очередь, выступает все та же DN Publishing Music Ltd. Представитель группы Discovery в России отказался от комментариев.

Радио

В радиовещании зарубежных стратегических инвесторов сегодня нет. Примечательно, что французская группа Lagardere, в конце 2011 года продавшая кемеровскому холдингу "Сибирский деловой союз" 100% Европейской медиагруппы (радиосети "Европа Плюс", "Ретро FM" и др.), своей причиной ухода из России назвала как раз изменения в российском законодательстве. Запрет иностранцам владеть свыше 50% в электронных СМИ распространялся изначально только на телеканалы, радиостанции попали под это ограничение только в 2011 году.

Интернет

В интернете самые популярные интернет-ресурсы не являются СМИ. Не имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре и русскоязычные сайты западных медиакомпаний. К примеру, в соответствующем реестре не значится сайт Русской службы Би-би-си – bbc.co.uk/Russian.

Печатные издания

Иностранные инвесторы широко представлены в печатных изданиях. ИД Burda (журналы "Лиза", Playboy, Ooops!, "Отдохни" и др.) на 100% принадлежит немецкой группе Hubert Burda Media. Свои полностью подконтрольные подразделения в России есть у американского ИД Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler и др.) и немецкого ИД Axel Springer (Forbes, OK!, Geo и др.). Основным владельцем компаний, образующих ИД Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, "Домашний очаг", Harper’s Bazaar, Grazia, Men’s Health, National Geographic, The Moscow Times, "Ведомости" и др.), является финская Sanoma Corp. А американской Hearst Corp. принадлежит 50% в ИД Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, "Антенна–Телесемь", StarHit и др.). Представители Conde Nast, Sanoma Independent Media, Axel Springer отказались от комментариев. Другие ИД не ответили на запрос РБК.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров