Алтайский бизнес готовится затянуть пояса потуже
02 февраля 2015, 07:15, ИА Амител
Не так давно на общем собрании Союза промышленников Алтайского края и попечительского совета АлтГТУ начальник краевого управления по промышленности и энергетике Виктор Мещеряков в своем докладе оперировал относительно оптимистичными цифрами. Так, по его словам, индекс промышленного производства по итогам десяти месяцев 2014 года в регионе составил 100,8%. Корреспондент "МК" пообщался с экспертами, чтобы узнать, сможет ли в этом году алтайская промышленность хотя бы сохранить достигнутые показатели.
Кредитное бремя все тяжелее
2014 год для бизнеса стал довольно тяжелым. Для большинства людей он запомнился падением цены на нефть, девальвацией рубля, повышением кредитных ставок, ростом инфляции и, конечно же, взаимными санкциями России и других стран. Все это просто не могло не отразиться на финансовом состоянии многих алтайских предприятий. Так, в конце прошлого года региональный арбитражный суд признал банкротом крупный холдинг ОАО "Корпорация "Алтайспиртпром". Общий долг кредиторам составил более миллиарда рублей, в то время как, согласно отчету специалиста-оценщика, назначенного судом, рыночная стоимость имущества компании составила чуть более 74 млн рублей.
Скорее всего, подобная судьба ожидает и другое алтайское предприятие — ОАО "Сибэнергомаш". Один из крупнейших в России заводов в области энергетического машиностроения за свою историю, насчитывающую более 70 лет, пережил перестройку и развал Советского Союза, но, судя по всему, этот кризис для предприятия будет последним. 28 октября 2014 года в отношении компании краевым арбитражным судом введена процедура наблюдения, а все имущество должника арестовано.
Доцент кафедры антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций МИЭМИС кандидат экономических наук Андрей Бежовец считает, что финансовый кризис в России, несомненно, внес свою лепту в крах экономически слабых предприятий как в части невозможности реструктуризировать свои кредитные обязательства, так и в части нарушения платежной дисциплины своих контрагентов. "Насколько я знаю, у "Сибэнергомаша" есть крупный дебитор — "Атом-энергомаш" с долгом почти в 200 млн рублей. С позиции антикризисного управления в этой конфликтной ситуации виноват и должник: поставка оборудования несвоевременна, а его качество не соответствует договору. Это только симптомы кризиса, а в причинах должен разобраться арбитражный управляющий, который назначен для проведения процедуры наблюдения. И уж, естественно, "Альфа-Банк", которому завод по кредитам должен около миллиарда рублей, не пойдет на реструктуризацию задолженности в сегодняшних финансовых условиях", — рассуждает специалист.
"Мы можем сейчас наблюдать увеличение кризиса ликвидности не только в банковском секторе, но и в промышленности. Одна из причин этому — повышение процентные ставок по кредитам для бизнеса из-за поднятия ключевой ставки до 17%", — констатирует эксперт.
Тем не менее он уверен, что финансовая несостоятельность предприятий — это итог развития кризисных процессов, которые начались задолго до подачи заявления в арбитражный суд о признании их банкротами. Банкротство — это невозможность рассчитаться по обязательствам и перед государством, и перед поставщиками, и перед банками. Оно не возникает вдруг и сразу, причины лежат намного глубже и внутри предприятия.
Лучше быть пессимистом
На первый взгляд может показаться, что санкции Евросоюза и США, введенные в отношении России, мало касаются алтайских производителей. Андрей Бежовец опровергает это суждение. По его словам, даже если какая-либо из алтайских компаний не попадает под эти меры воздействия, все равно коммерческие риски возрастают в разы. Ведь никто не даст гарантии, что сегодня или через три месяца не будут введены новые нормы, ограничения, дополнительный контроль и так далее (например, контроль над экспортными сделками). Кроме того, некоторые предприятия сотрудничают с филиалами американских или европейских брендов на территории РФ. А последние обязаны соблюдать санкционный режим, введенный их страной.
По мнению экономиста, девальвация рубля, резкое снижение нефтяных котировок с конца лета, санкции со стороны стран Запада, кризис ликвидности у банков и рост ставок по кредитам — это одна сторона развития кризиса. Другая сторона — это сжатие внутреннего спроса. Так, в кризисный период население склонно откладывать дорогостоящие покупки, тем более при высоких процентных ставках. Поэтому в первую очередь резкое падение числа заказов почувствуют автопроизводители и строительная отрасль. Сокращение спроса ожидается и в секторе услуг, так как падение доходов населения приведет к переориентации траты денег. В меньшей степени от кризиса пострадают в финансовом плане пищевая отрасль и торговля продуктами питания. Хотя и здесь будет наблюдаться сокращение спроса. Поэтому Алтайский край, где преобладают данные отрасли, находится в более выгодном положении по сравнению со многими другими регионами. Но дотационность края и, следовательно, его зависимость от федерального бюджета сводят на нет это преимущество.
Эксперт считает, что в ближайшее время улучшения экономической обстановки не последует: "Причина — отсутствие такого главного фактора экономического роста, как повышение уровня жизни населения через рост их доходов. Так, девальвация рубля продолжит инфляционные процессы. Конечно, многое будет зависеть от действий ЦБ и правительства. Но даже по оптимистичному прогнозу инфляция в 2015 году составит 17%, а по пессимистичному — 35%. Рост реальной заработной платы будет запаздывать за инфляцией, и, скорее всего, работодатели будут пользоваться ситуацией на рынке труда, чтобы снизить свои затраты. Как говорит уважаемый мной экономист Михаил Делягин, "нужно осознать, что сегодняшний кризис — это всерьез и надолго". И в выгодном положении здесь оказывается как раз пессимист. По исследованиям психологов, в проблемных ситуациях оптимист погибает первым. Он, ожидая каждый день скорых улучшений, устает ждать, теряет веру в себя и погибает. Нужно понимать, что кризис — это новая норма, ее нужно принять как данность".
Преодолеем кризис вместе
Андрей Бежовец считает, что для того, чтобы "смягчить удар" по производителям, высшему руководству страны нужно не менять "правила игры" в налоговом законодательстве. Например, повышая ставки налога на добычу полезных ископаемых правительство РФ дополнительно раскручивает спираль инфляции, т. к. это неизбежно через мультипликативный эффект увеличит цены в других отраслях, сопряженных с нефтегазовой отраслью.
Сейчас многие говорят о снижении ключевой ставки до 10,5%. По мнению эксперта, это не принесет положительного результата. Денежные средства, взятые под низкий процент, могут быть использованы в спекулятивных целях на валютном рынке, что приведет к дальнейшему обесцениванию рубля. Необходимо разграничение спекулятивных денег и финансов, работающих в реальном секторе. Для последнего нужно вводить низкую процентную ставку. А эффективные инвестиционные проекты в Алтайском крае есть. Эксперт уверен, что кредиты, например под 5% годовых, частично компенсировали бы предприятиям реального сектора экономики финансовые потери, связанные с обесцениванием рубля.
Будучи также и практиком, специалист привел пример из хорошо знакомой ему сферы. Так, одна крупная алтайская флексотипография в конце 2014 года заключила договор финансовой аренды на поставку европейской печатной машины. Но сегодня она вынуждена пересмотреть объемы инвестирования. И причина не только в девальвации рубля, но и в удорожании кредитных средств.
Еще одной действенной мерой, по мнению экономиста, может стать увеличение прожиточного минимума. Он уверен, что эти действия смогут обеспечить нужный эффект и помогут преодолеть кризис уже в 2015 году, даже при неблагоприятных внешних обстоятельствах.
Андрей Бежовец предложил еще ряд мер: "Алтайский край — это аграрный регион. Поэтому представляется важным убрать из цепочки "производитель — конечный потребитель" посреднические звенья или предложить альтернативные каналы продвижения сельскохозяйственной продукции. Кроме того, представляется логичным усилить интеграционные процессы между алтайскими предприятиями в цепочке по вертикали, чтобы заказы и контракты не уходили в другие регионы РФ. И здесь лозунг "Поддержим алтайского товаропроизводителя" будет уместен. Кризис переживать вместе всегда легко".
По мнению эксперта, финансовый кризис — это время, когда нужно навести порядок в своих внутренних бизнес-процессах, перестроить свою политику управления затратами и перейти на бюджетное управление.
Текущие проблемы
Исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Евгений Ганеман отметил, что, несмотря на большие трудности во втором полугодии 2014 года, алтайским промышленникам удалось сохранить объемы 2013 года. Так, за 2014 год индекс промышленного производства в Алтайском крае составил около 100,2% по сравнению с предыдущим. Поэтому нельзя говорить о том, что наша промышленность "рухнула".
Тем не менее появились очень серьезные сложности. По словам специалиста, их несколько. Во-первых, это банковская система. Проблема в том, что брать кредиты по новой, повышенной ставке — это "самоубийство". Даже когда ставка имела меньшее значение, все равно было довольно тяжело, потому что банки перешли на систему запрещения пролонгации (отказа от изменения срока выплаты кредита в большую сторону). Предприятия должны в сроки гасить "тело кредита", что для некоторых в условиях кризиса представляется практически невозможным.
Во-вторых, дополнительные трудности для промышленников создало повышение цены на сырье (в первую очередь на металл) и электроэнергию, рост стоимости которой обгоняет даже инфляцию. Эксперт также обратил внимание на то, что девальвация рубля алтайским предпринимателям сослужила плохую службу, ведь многие из них покупают комплектующие, материалы и оборудование из-за рубежа за доллары и евро. А доход-то в "деревянных".
Имеет место и психологический момент. Евгений Ганеман подчеркнул, что на фоне разговоров о неблагоприятной экономической обстановке многие предприятия-заказчики предпочитают сокращать затраты за счет снижения числа закупок. Например, именно из-за уменьшения заказов сейчас страдает "Алтайвагон".
Эксперты сходятся во мнении, что если экономическая ситуация не изменится к лучшему, то в 2015 году следует ждать спада объемов производства. "Никто не может сейчас сказать — ни академик, ни министр, — что ждет нас через год. Союз промышленников Алтайского края старается держать ситуацию в руках и находить возможные пути для сохранения производства и рабочих мест. Но даже будучи оптимистами, мы видим возможные трудности и готовимся к ним. Так, мы наметили ряд мер, которые мы комплектуем и отсылаем в Российский союз промышленников и предпринимателей, чтобы правительство могло ознакомиться с нашими предложениями", — резюмирует специалист.
+++
Комментарии 0