Банки обяжут уведомлять клиентов о комиссиях под роспись

Для совершения банковских операций, в том числе по обмену валюты, потребуется подпись клиента в документе, где содержится стоимость услуги

13 апреля 2015, 09:13, ИА Амител

Банки обяжут письменно предупреждать клиентов о всех их расходах на совершение операции — в том числе о комиссиях — перед собственно оказанием финансовой услуги. Свое согласие клиент должен будет подтвердить личной подписью. Как выяснили "Известия", такая норма включена в проект поправок в закон "О банках и банковской деятельности" после его доработки в рамках комитета Госдумы по финансовому рынку.

Законопроект был внесен в прошлом году и сейчас рассматривается в первом чтении. Первоначально он предусматривал устное уведомление банком клиента.

— Кредитная организация обязана до совершения банковской операции предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией, и взимаемого ею за совершение соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в результате совершения соответствующей банковской операции, — говорится в доработанном тексте законопроекта, это новая формулировка части пятой 29 статьи "О банках и банковской деятельности".

В предоставленном для ознакомления документе должна содержаться в том числе информация о размере комиссии, которая взимается за совершение конкретной операции, или о ее отсутствии. Также оговаривается, что эти сведения доводятся до сведения клиента в месте проведения банковской операции в письменном виде, а клиент "проставляет собственноручную подпись на предоставленном кредитной организацией документе, содержащем информацию, указанную в настоящем пункте".

Эти нормы не распространяются на операции, совершаемые с помощью банкоматов: сейчас по закону банки и так обязаны предупреждать клиентов о размере комиссии по таким операциям. Перед окончанием расчетов с использованием банкомата данные о комиссиях  должны отобразиться на экране банкомата, а после — на выданном чеке. Кроме того, сейчас законом предусмотрена обязанность банков предоставлять максимальную информацию о затратах, связанных с кредитными договорами. А иные банковские услуги сейчас оказываются клиентам без обязательного предварительного предупреждения их о полной сумме расходов, которые они понесут, воспользовавшись ею. Особенно это актуально для операций по купле-продаже иностранной валюты (такие операции проводятся только банках и их "операционных кассах вне кассового узла"), говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Так, на информационных табло банков может быть указан курс валют, который действителен лишь при совершении операции на определенную сумму. Но клиенты часто не учитывают это обстоятельство, в результате чего уже после узнают, что купили валюту по меньшему курсу, чем указано на табло. Необходимость письменного уведомления банками клиентов о комиссиях обоснована низким уровнем финансовой грамотности населения: граждане "зачастую не могут в полной мере оценить все свои затраты, связанные с совершением банковских операций", отмечено в пояснительной записке.

Реализация предлагаемой нормы, согласен аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко, приведет "к росту защищенности конечного потребителя". По словам зампредправления "Тройка-Д Банк" Елены Русановой, письменное согласие клиента с получением его подписи предотвращает создание достаточно частых ситуаций несогласия клиента с суммой комиссии уже после проведения операции, при том что сотрудником банка в обязательном порядке озвучивается размер комиссии, а в операционных залах размещены в открытом доступе тарифы.

— Это имеет смысл при взаимоотношениях с клиентом, который воспользовался разовой услугой в банке, — говорит Русанова. — Те же, кто пользуется услугами банка на постоянной основе, как правило, ознакомлены с тарифами банка, и у таких клиентов будет вызывать недоумение требования письменного уведомления об одном и том же.

Начальник управления розничных продуктов Локо-Банка Светлана Повикалова тоже уверена, что внедрение правил предварительного письменного информирования клиентов увеличит время работы с каждым клиентом. В этом случае, предложила она, оптимизировать процесс можно будет путем расширения полей заявления на проведение той или иной операции.

В любом случае, говорят банкиры, новшество потребует затрат на доработку автоматизированных систем банка, потребует учета и порядка хранения уведомлений. Вырастет нагрузка и на представителей регулятора — Центрального банка — если предполагается формирование отчетности, подтверждающей исполнение новой нормы.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров