Банки обяжут уведомлять клиентов о комиссиях под роспись
Для совершения банковских операций, в том числе по обмену валюты, потребуется подпись клиента в документе, где содержится стоимость услуги
13 апреля 2015, 09:13, ИА Амител
Банки обяжут письменно предупреждать клиентов о всех их расходах на
совершение операции — в том числе о комиссиях — перед собственно
оказанием финансовой услуги. Свое согласие клиент должен будет
подтвердить личной подписью. Как выяснили "Известия", такая норма
включена в проект поправок в закон "О банках и банковской деятельности"
после его доработки в рамках комитета Госдумы по финансовому рынку.
Законопроект
был внесен в прошлом году и сейчас рассматривается в первом чтении.
Первоначально он предусматривал устное уведомление банком клиента.
—
Кредитная организация обязана до совершения банковской операции
предоставить клиенту информацию о размере комиссионного вознаграждения,
установленного кредитной организацией, и взимаемого ею за совершение
соответствующей операции, либо об отсутствии такого вознаграждения, а
также указать размер и состав расходов, которые понесет данный клиент в
результате совершения соответствующей банковской операции, — говорится в
доработанном тексте законопроекта, это новая
формулировка части пятой 29 статьи "О банках и банковской деятельности".
В
предоставленном для ознакомления документе должна содержаться в том
числе информация о размере комиссии, которая взимается за совершение
конкретной операции, или о ее отсутствии. Также оговаривается, что эти
сведения доводятся до сведения клиента в месте проведения банковской
операции в письменном виде, а клиент "проставляет собственноручную
подпись на предоставленном кредитной организацией документе, содержащем
информацию, указанную в настоящем пункте".
Эти нормы не
распространяются на операции, совершаемые с помощью банкоматов: сейчас
по закону банки и так обязаны предупреждать клиентов о размере комиссии
по таким операциям. Перед окончанием расчетов с использованием банкомата
данные о комиссиях должны отобразиться на экране банкомата, а после —
на выданном чеке. Кроме того, сейчас законом предусмотрена обязанность
банков предоставлять максимальную информацию о затратах, связанных с
кредитными договорами. А иные банковские услуги сейчас оказываются
клиентам без обязательного предварительного предупреждения их о полной
сумме расходов, которые они понесут, воспользовавшись ею. Особенно это
актуально для операций по купле-продаже иностранной валюты (такие
операции проводятся только банках и их "операционных кассах вне
кассового узла"), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Так,
на информационных табло банков может быть указан курс валют, который
действителен лишь при совершении операции на определенную сумму. Но
клиенты часто не учитывают это обстоятельство, в результате чего уже
после узнают, что купили валюту по меньшему курсу, чем указано на табло.
Необходимость письменного уведомления банками клиентов о комиссиях
обоснована низким уровнем финансовой грамотности населения: граждане
"зачастую не могут в полной мере оценить все свои затраты, связанные с
совершением банковских операций", отмечено в пояснительной записке.
Реализация
предлагаемой нормы, согласен аналитик инвестиционного холдинга "Финам"
Антон Сороко, приведет "к росту защищенности конечного потребителя". По
словам зампредправления "Тройка-Д Банк" Елены Русановой, письменное
согласие клиента с получением его подписи предотвращает создание
достаточно частых ситуаций несогласия клиента с суммой комиссии уже
после проведения операции, при том что сотрудником банка в обязательном
порядке озвучивается размер комиссии, а в операционных залах размещены в
открытом доступе тарифы.
— Это имеет смысл при
взаимоотношениях с клиентом, который воспользовался разовой услугой в
банке, — говорит Русанова. — Те же, кто пользуется услугами банка на
постоянной основе, как правило, ознакомлены с тарифами банка, и у таких
клиентов будет вызывать недоумение требования письменного уведомления об
одном и том же.
Начальник управления розничных продуктов
Локо-Банка Светлана Повикалова тоже уверена, что внедрение правил
предварительного письменного информирования клиентов увеличит время
работы с каждым клиентом. В этом случае, предложила она, оптимизировать
процесс можно будет путем расширения полей заявления на проведение той
или иной операции.
В любом случае, говорят банкиры, новшество потребует затрат на доработку автоматизированных систем банка, потребует учета и порядка хранения уведомлений. Вырастет нагрузка и на представителей регулятора — Центрального банка — если предполагается формирование отчетности, подтверждающей исполнение новой нормы.
Комментарии 0