Финансы как система. Четыре бизнес-процесса, которые помогут собственнику контролировать работу компании
Руководитель компании “Финансбург” Елена Жданова рассказала об основах финансовой грамотности для руководителей и собственников бизнеса
20 января 2022, 09:03, ИА Амител
Благополучие бизнеса во многом зависит от финансовой системы предприятия. Поэтому каждому предпринимателю нужно знать, сколько денег можно вывести из бизнеса без ущерба для компании, сколько собственного капитала в бизнесе, “в прибыль” или “в убыток” работает предприятие.
С этими вопросами часто обращаются к финансовому консультанту. Для тех, кто хочет “держать руку на пульсе” и благополучно развивать свой бизнес, руководитель компании ”Финансбург” Елена Жданова рассказала о самых важных аспектах, связанных с финансовой системой предприятия.
Елена Жданова
Итак, вы — собственник бизнеса. Вы запустили бизнес, собрали команду и выстроили систему продаж. Теперь нужно научиться понимать финансовую ситуацию на предприятии и выстроить финансовую систему, которая позволит принимать правильные управленческие решения.
Финансовая система должна быть на любом предприятии, независимо от размеров и организационно-правовой формы. Это бизнес-процессы, которые через финансовые показатели дают достоверную информацию о состоянии дел на предприятии для принятия управленческих решений. В неё входят финансовое планирование, контроль, учёт и финансовый анализ.
Финансовое планирование
Финансовое планирование — это взгляд в будущее компании. Используемые инструменты — это расчёт финансовой модели и бюджетирование.
Для долгосрочного планирования или для экономического обоснования проекта используют финансовую модель, где просчитывают разные сценарии развития событий и размер прибыли от проекта. То есть, например, сколько можно забрать денег в виде дивидендов или реинвестировать их в бизнес или новый проект.
Для краткосрочного планирования на предприятии обычно составляют бюджеты на определённый период — месяц, квартал, год. Бюджеты определяют, на какие показатели должны выйти менеджеры компании, чтобы достичь определённых целей. Существуют три основные формы: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса. Если предприятие в этот период планирует инвестировать какие-либо проекты, то ещё составляется инвестиционный бюджет.
Учёт
Это основа всей финансовой системы компании. Без правильно поставленного учёта нет ни анализа, ни контроля.
“Я выделяю четыре вида учёта – бухгалтерский, налоговый, управленческий и учёт по международным стандартам финансовой отчётности. Чаще всего на микропредприятиях и в малом бизнесе применяются только первые два. Но на самом деле они не дают правильных данных для принятия управленческих решений”, – рассказывает руководитель компании “Финансбург” Елена Жданова.
Дело в том, что бухучёт ведётся на основании закона о бухгалтерском учёте, положениях и федеральных стандартах. Отчётность по бухучёту составляется для внешних пользователей (государства, банки, контрагенты и т.д.).
Также и налоговый учёт — это сбор и регистрация документов для исчисления налогов, регламентируется налоговым кодексом РФ. Налоговая отчётность нужна только для налоговых органов.
Современные программные продукты позволяют вести эти два учёта в одной программе и значительно облегчают жизнь бухгалтеров, но не дают возможности собственнику получить оперативную и достоверную информацию для принятия собственных решений. Для этого создают управленческий учёт.
“Бухгалтерский и управленческий учёт можно и нужно совмещать. Основная причина отсутствия управленческого учёта на предприятиях – нежелание бухгалтеров его вести. Это тема для отдельного обсуждения”, – пояснила Елена Жданова.
Анализ
Это система знаний и показателей, которая даёт информацию для принятия управленческих решений. Обычно при анализе сравнивают план с фактом, факт отчётного периода с фактом предыдущего периода или свои результаты с результатами конкурентов. При анализе деятельности компании выявляют положительные или отрицательные отклонения, выясняют их причины, корректируют дальнейшую деятельность.
Контроль
Завершающий этап финансовой системы предприятия, который позволяет минимизировать риски потерь активов (деньги, имущество компании). Контрольные меры направлены на выявление непреднамеренных ошибок, а также сознательных мошеннических действий сотрудников.
Наиболее распространёнными видами мошенничества являются кража денег, перечисление денежных средств по поддельным счетам, искажение управленческой отчётности, кража оборудования, инструментов, техники, невозврат выданных авансов, покупка для личного пользования, “откаты” поставщиков.
“Как правило, эти проблемы встречаются в организациях, где обстановка располагает к их совершению, или когда компания быстро растёт, а система контроля не поставлена на должный уровень”, – отметила руководитель компании “Финансбург” Елена Жданова.
Комментарии 0