Остаться без сладкого. Алтайские кондитеры боятся закрыться из-за резкого подорожания сырья

Ингредиенты для кондитерских изделий резко подорожали. Но повысить цены на свою продукцию производители не могут из-за политики торговых сетей

24 января 2022, 07:12, Василий Морозов

Крупные российские и международные кондитерские компании заявили о планах поднять цены на свою продукцию с 1 февраля на 20% и более. Это связано с резким подорожанием ингредиентов в конце 2021 и начале 2022 года. Выросла стоимость и продуктов, и упаковки. 

В отличие от крупных кондитерских предприятий, небольшие компании возможности увеличивать отпускные цены на свой товар не имеют. С одной стороны, им не дают это сделать торговые сети. С другой — они понимают, что люди перестанут покупать подорожавшие сладости. Amic.ru пообщался с алтайскими кондитерами и узнал, какие выходы они видят из этой ситуации.

“Подорожало всё”

Официальная инфляция в России, по последним данным Росстата, составляет 8,6%. В Алтайском крае она примерно на 1-1,5 процентного пункта больше. Но кондитеры прогнозируют рост цен на их продукцию намного выше: потому что те ингредиенты и товары, которые подорожали больше всего, при расчёте инфляции не учитываются.

Цены в Алтайском крае показали самый большой рост за последние шесть лет

Цены в Алтайском крае показали самый большой рост за последние шесть лет

Например, стоимость очищенных семян подсолнечника за год увеличилась в два раза — с 68 до 125 рублей, говорит начальник производства компании, выпускающей экопродукты и кондитерские изделия, Андрей Гурин. При этом на 20% — только за вторую половину 2021 года.

“Цены выросли по многим позициям. Например, картон для упаковки подорожал в полтора-два раза. Полиграфия, этикетки — в два раза. Какао — почти на 20% только за два последних месяца. Сегодня поставщики пластиковых банок уведомили, что с 1 февраля поднимут цены на 10-15% из-за подорожания сырья и комплектующих”, — сказал Гурин. Цены на некоторые товары, уточняет он, растут также в зависимости от курса доллара — например, орехи. 

Подорожание ингредиентов, которое произошло за последние месяцы, не последнее, говорит гендиректор Старой кондитерской фабрики Дарья Федорцова. Поставщики предупреждают о дальнейшем росте цен. 

“Арахис стоил 128 рублей за килограмм, сейчас — 170. Масло подорожало с 209 до 238 рублей. И в целом почти все ингредиенты стали дороже на 20%”, — отметила Федорцова.

“Выход — ухудшать качество”

Большинство игроков кондитерского рынка, особенно из числа небольших (а это почти все предприятия за исключением двух-трёх крупных) смотрят на дальнейшее развитие событий пессимистично. Ещё несколько лет назад были крупные и средние оптовики, с которыми можно было гибко выстраивать ценовые отношения. Сейчас почти все заняли торговые сети, говорит директор компании “Главкондитер” Андрей Романовцев. 

“Если у крупных кондитеров есть такие ресурсы, как кредитование, кроме того, они могут диктовать свои условия ретейлерам, то у нас таких возможностей просто нет. Единственный вариант — сокращать издержки”, — сказал Романовцев.

По данным управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, в 2020 году в регионе действовало более 100 кондитерских предприятий. В 2020 году они произвели 24,7 тыс. тонн кондитерских изделий, из которых 1,2 тысячи тонн — на экспорт. Одними из самых крупных предприятий являются “Кондитерская фирма “Алтай” (бренд “Савинов”), Барнаульская халвичная фабрика, Старая кондитерская фабрика. 

Пытаться сохранить низкие цены и не разориться в условиях подорожания ингредиентов можно только за счёт ухудшения качества продукции, сказал amic.ru представитель одного из кондитерских предприятий края. “Вероятнее всего, так и придётся поступить”, — посетовал он.

Ухудшить качество не всегда возможно, отмечает руководитель Старой кондитерской фабрики Федорцова. Есть рецептура, за которую продукцию и ценят потребители. Однако отступает от стандартов уже теперь почти весь рынок: например, из-за подорожания шоколадных и какао-бобов на рынке уже почти вся кондитерская глазурь — это “пальмовое масло”. Но это уже тенденция, заложенная несколько лет назад. 

“Закрытие бизнеса — реальный исход”

Переложить возросшие издержки на потребителя алтайские кондитеры, как говорят они сами, не могут. По словам Андрея Гурина, причина этому — слишком большая конкуренция, которую легко проиграть в том числе по цене. 

У потребителя дополнительных денег на то, чтобы платить за кондитерские изделия больше чем сейчас, просто нет, говорит гендиректор барнаульского хлебозавода “Хлеб-4” Александр Терновой. Доходы населения не растут, в отличие от обязательных платежей, сетует он.

“Покупатель не готов платить повышенную цену, ведь более важные траты тоже растут — например, коммунальные услуги, которые если не оплатишь, то тебе их перекроют. “Кондитерка” и так не была слишком маржинальной отраслью, но сейчас даже рентабельность (окупаемость, — прим. ред.) уже нулевая”, — сказал Терновой.  

Выхода нет. Почему алтайский общепит не верит данным о восстановлении отрасли

Выхода нет. Почему алтайский общепит не верит данным о восстановлении отрасли

По словам Тернового, варианта развития событий для своего предприятия он видит два. Первый — всё-таки поднимать цены и смотреть, что будет. Второй — закрывать кондитерское производство. Стоит отметить, что сладости — далеко не основной продукт предприятия Александра Тернового.

Полностью остановил работу своего кондитерского бизнеса экс-депутат АКЗС Альберт Лунев. Как он говорил amic.ru, к этому подтолкнул рост цен на ингредиенты вкупе с действиями торговых сетей. Ретейлеры не только не дают поднимать цены, пытаясь сохранять их на минимальном уровне, но и периодически облагают поставщиков различными штрафами. Наценка торговых сетей составляет по разным категориям товаров 30-50% и выше.

Не сладко. Почему у бывшего депутата АКЗС Альберта Лунева возникли проблемы в бизнесе

Не сладко. Почему у бывшего депутата АКЗС Альберта Лунева возникли проблемы в бизнесе

“Мы можем поднять цены на свою продукцию только один раз в год, чаще нельзя, — подтверждает гендиректор Старой кондитерской фабрики Дарья Федорцова. — Нам удалось повысить цены на 10% только на ту продукцию, которую продаём не через сети. А это крайне небольшие объёмы. Кроме “Марии-Ра” и других сетей, сбыта другого нет. Если ретейлеры считают продукт недостаточно дешёвым, они просто заменяют его другим. Например, так они вывели из продажи наш мармелад. Ежегодно наши продажи падают на 10-15%”.

Получается, что с одной стороны давят цены, с другой — сети. И в таких условиях вполне вероятный вариант развития событий — закрытие бизнеса, говорит Федорцова.

Комментарии
    Новости партнеров