Разница между ценами производителей и сетей доходит до 195%
11 февраля 2015, 08:55, ИА Амител
"Известия" сравнили цены производителей продовольственных продуктов, посредников и торговых сетей. Выяснилось, что сильнее всего по пути на полку дорожает морковь — на 195%, а также картофель — на 160%. Гречка становится дороже на 135%, молоко — на 91%, капуста — на 73%, говядина — на 51%. По словам экспертов, максимальную наценку посредники устанавливают на мясо — до 40%. Как заявляют в Федеральной антимонопольной службе, на "горячую линию" ведомства за последние полгода обратилось 7 тыс. человек с жалобами на завышенные цены в продуктовых магазинах.
Начальник Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко рассказала, что только за одну неделю — с 2 по 9 февраля — на "горячую линию" ФАС России поступило более 650 обращений — почти все они по поводу роста цен в розничной торговле. Чаще всего россияне замечали завышенную стоимость овощей и фруктов (180 жалоб), молочной продукции (150) и сахара (78). Меньше всего поступило жалоб по поводу курицы и свинины. Только три обращения касались роста оптовых цен производителей и оптовых поставщиков, пять — обращения на сельскохозяйственную продукцию и сырье и еще одно — на рост оптовых цен на рыбу.
Двойная наценка
Как рассказал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, средняя цена производителей на 1 кг говядины (бескостной) — 280—290 рублей. Средняя цена мяса в московских торговых сетях, по данным ФГБУ "Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе", подведомственного Минсельхозу, на 2 февраля составляла 431 рубль. Таким образом, по пути на прилавок товар подорожал на 51%.
Один килограмм свинины, по словам Юшина, у производителей стоит около 300 рублей. В торговых сетях, по данным Минсельхоза, его уже продают за 365 рублей. В итоге наценка составляет 31%. Килограмм куриного мяса (тушка) у производителей стоит 125–130 рублей, в сетях — 175 рублей. Наценка, таким образом, составляет 40%.
Производитель мяса — компания "Агро-Содружество" — подтверждает эти цифры. Компания продает 1 кг говядины за 250–350 рублей, свинину — за 160–285 рублей. Мясо кур в компании стоит 50–183 рубля за килограмм.
— В зависимости от сорта мяса производитель продает продукт с наценкой 20–40%, — рассказала управляющий партнер торгового дома "Петровский" Анна Вовк. — Оптовик же продает товар в сеть с наценкой еще 25–40%. А торговая сеть "накручивает" еще от 15 до 50%.
"Лучшая рыба — это колбаса"
Слова популярной перестроечной песни снова популярны: возросшие цены на морепродукты и рыбу перевели их в категорию деликатесов. И здесь, как выяснили "Известия", основная наценка идет от сетей.
Как рассказал гендиректор "Северной компании" и президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев, сети в среднем повышают цену на готовую рыбную продукцию на 45–50%, на охлажденную рыбу — на 15–20%.
Компания закупает рыбу у иностранных поставщиков, развозит ее по российским городам, перерабатывает некоторую продукцию. При этом производители не обращаются к другим посредникам и сами отвозят товары или в распределительный центр магазина, или непосредственно в сам магазин.
Замороженные сибас и дорада компания продает примерно по 400 рублей за 1 кг. В сетях они стоят примерно по 500 рублей. Таким образом, наценка составляет 25%.
— Сети часто проводят акции на рыбу, и тогда их наценки снижаются до нуля, — отметил Виталий Корнев.
Он рассказал, что сразу после введения Россией эмбарго многие сети пытались резко увеличить доходность, подняв цены. Но они столкнулись с падением покупательского спроса и вернулись к обычным наценкам. Но из-за падения спроса сети теперь зарабатывают меньше.
— Например, 1 кг семги раньше стоил 400 рублей, сеть продавала 10 т в месяц, оборот составлял 4 млн рублей, маржа сети — 10%, то есть 400 тыс. рублей, — рассказал Виталий Корнев. — Сейчас 1 кг стоит 1,2 тыс. рублей. Сеть продает 2 т, оборот получается 2 млн рублей, маржа осталась та же — 10%, но в рублях выходит 200 тыс. рублей. Возможно, сети хотели бы сделать наценку больше, но тогда и продажи еще сильнее сократятся.
Обмелевшие молочные реки
Директор по продажам Дмитровского молочного завода Денис Меньшиков рассказал, что средняя отпускная цена за 1 л молока (3,2% жирности) — 50 рублей.
По информации Российского союза предприятий молочной отрасли, средняя цена производителей за 1 л молока — 35 рублей. По информации Минсельхоза, в сетях молоко продается по 67 рублей за 1 л. Таким образом, наценка может доходит до 91%.
— Цена крупных оптовиков — 33 рубля за 1 л, далее торговая компания продает магазинам молоко в среднем с наценкой 5–8 рублей, а на прилавке уже продукт оказывается под ценником в 50 рублей, — рассказывает управляющий партнер торгового дома "Петровский" Анна Вовк. — Даже если производитель продаст молоко напрямую в торговую сеть, то на прилавке оно оказывается по средней цене 45 рублей за 1 л.
Если брать средние цены производителей (данные Минсельхоза), масло стоит 42 рубля за 200 г. Средняя цена в сетях — 75 рублей. Наценка может доходить до 77%. Сметана в сетях продается в среднем по 49 рублей за 200 г, творог — по 74 рубля за 200 г. Если брать цены Дмитровского завода, наценка составляет 63% по сметане и 35% — по творогу.
Как рассказали в компании "Дмитровские овощи", 1 кг картофеля у них стоит 20 рублей, моркови — 30 рублей, капусты — 33 рубля. По информации Минсельхоза, картофель в магазинах стоит в среднем 52 рубля, морковь — 68 рублей, капуста — 52 рубля. Таким образом, наценка составляет по картофелю 160%, по моркови — 195%, по капусте — 73%.
В Картофельном союзе назвали средние цены производителей: 1 кг картофеля — 22 рубля, моркови — 23 рубля, капусты — 39 рублей.
Компания "Дмитровские овощи" является посредником по продаже лука: она закупает его у производителя по цене 27 рублей за 1 кг, а продает за 30 рублей. В сетях 1 кг лука в среднем стоит 46 рублей, общая наценка — 70%.
Гендиректор ООО "Дмитровские овощи" Владимир Чикин рассказал, что оптовая цена для каждого клиента устанавливается индивидуально.
— Во-первых, у некоторых сетей при заключении договоров предусмотрены бонусы (скидки при выполнении различных условий, например досрочной оплаты). Во-вторых, в цену закладывается доставка: если мы поставляем продукты, например, в Воронеж, то транспортные услуги обойдутся в 2 рубля, а если в Лобню — то 50 копеек, — подчеркнул Чикин.
В компании отметили, что на рынке овощей и фруктов много посредников — так называемых трейдеров.
— В России очень мало производителей фруктов, поэтому эта сфера интересна для посредников. Чаще всего фрукты "тянут паровозом" и овощи, — говорит Чикин. — Мы больше работаем с сетями, но иногда сотрудничаем с трейдерами, которые также потом везут в сети, и с мелкооптовыми компаниями, работающими с небольшими магазинами и ресторанами.
Совсем не сладко
Как рассказали представители Оренбургского хлебокомбината, батон белого хлеба (0,5 кг пшеничного) компания продает за 21 рубль, буханку черного (0,7 кг ржано-пшеничного) — за 23 рубля. По данным Минсельхоза, средние цены в сетях на белый хлеб — 34 рубля, на черный — 34 рублей. Таким образом, наценка на белый составляет 61%, на черный — 47%.
Производители сахара продают его по 43–44 рубля за 1 кг.
— В разных регионах России у нас функционируют 10 сахарных заводов (среди них "Тихорецкий" и "Курганинский" — Краснодарский край, "Алексеевский" — Белгородская область, "Чишминский" — Республика Башкортостан), — рассказал представитель компании "Разгуляй". — Напрямую торговым сетям сахар не продаем — работаем с посредниками.
Индивидуальный предприниматель Иван Серов как раз и является одним из таких посредников. По его словам, он покупает сахар в том числе у краснодарских заводов, добавляет свою наценку — от 1 копейки до 1 рубля за 1 кг.
— Наценка зависит от объема и цены, — сказал он. — Я продаю товар компаниям, которые развозят его дальше по регионам.
По его словам, нередко в цепочке перекупщиков может быть 5–6 компаний или индивидуальных предпринимателей, и каждый из них добавляет свою наценку.
В сетях, по данным Минсельхоза, 1 кг сахара стоит 61 рубль. Таким образом, общая наценка составляет 41%.
Средняя цена производителей на десяток куриных яиц, как "Известиям" рассказали в Росптицесоюзе, — 46 рублей. В организации уточнили, что сейчас цены традиционно поднялись перед Пасхой, но потом снизятся. Согласно данным Минсельхоза, средняя цена в магазинах Москвы — 72 рубля за десяток. Таким образом, разница составляет 56%.
— На яйца, так как это скоропортящийся продукт, наценка посредников обычно составляет 30–35%, — сказала Анна Вовк.
Как рассказали в компании "Народненский крупозавод", она продает 1 кг гречки за 45 рублей. С сетями компания напрямую почти не сотрудничает — передает продукцию оптовикам. По данным Минсельхоза, в сетях гречка стоит 106 рублей. Получается, что общая наценка — 135%.
Как показывает практика, минимальные наценки у производителей и крупных поставщиков.
Как рассказала руководитель пресс-службы ЗАО "Киевская площадь" Дилара Раянова, в московском агрокластере "Фуд Сити" цены на продукциюустанавливают сами производители или их представители.
— Средняя цена за килограмм мяса кур составляет 135 рублей. Свинина стоит 220 рублей за 1 кг, баранина — 260 рублей, говядина — 255 рублей, — говорит Раянова. — Средняя стоимость творога — 65 рублей, сыра — 115 рублей. Картофель можно купить за 22 рубля, капусту — за 26 рублей, морковь — за 25 рублей.
Сети оправдываются
Если проследить за цепочкой ценообразования, то видно, что большая часть наценки появляется именно в сетях. Ажиотажный спрос на некоторые группы товаров, слухи о дефиците, разговоры о санкциях — всё это позволило ритейлерам безнаказанно повышать стоимость продуктов на 50% и выше, даже тогда когда это не было продиктовано экономическими реалиями.
В январе Московская прокуратура провела проверки и выявила факты завышения цен на отдельные виды продуктов в магазинах "Азбука вкуса", "Магнолия", "Дикси", "Магнит", "Билла" и "Спар". По результатам проверок было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях.
Такие же рейды ФАС и прокуратура провели и в других городах. Особо отличилась сеть "Магнит", принадлежащая Сергею Галицкому. Так, в Омске, согласно результатам проверки, которую прокуратура провела совместно с региональными управлениями Роспотребнадзора, Россельхознадзора и ФАС, сетевики существенно завысили цены на продукты, за что получили более 20 представлений. Крупные торговые сети проверяла и прокуратура Кабардино-Балкарии. По итогам проверок, в Эльбрусском районе выявлен рост цен на продовольственные товары всё в том же "Магните" на 30%. В декабре прошлого года в Карельском УФАС зафиксировали жалобы на "Магнит" в городе Лахденпохья, где стоимость сахарного песка выросла с 32 до 102 рублей.
Сами представители торговых сетей между тем в комментариях "Известиям" утверждают, что компании стараются делать всё, чтобы наценки на продукты были минимальными.
Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов рассказал, что торговые наценки на самые востребованные товары либо остаются неизменными, либо даже снижаются. Так, например, с 26 января по 9 февраля закупочная цена на пшеничную муку выросла на 2%. При этом розничная цена осталась на прежнем уровне. Цену на капусту производители увеличили на 5%, а в магазинах она снизилась на 1%. Также была снижена стоимость яиц на 3% при прежних условиях поставщика. В то же время розничная цена на морковь возросла на 1% по сравнению с закупочной, а розничная цена на пшено — на 3%.
— Во-первых, мы проводим регулярные тендеры, — говорит Русанов. — Во-вторых, ведем регулярный мониторинг рыночных цен, анализируем ценовые предложения каждого поставщика на предмет объективности относительно рынка. Особо тщательно анализируем повышение отпускных цен, сравниваем с другими предложениями и ищем альтернативу.
По словам Русанова, наценка компании в среднем может составлять от 0 до 25% в зависимости от товара.
Директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова сказала, что компания старается сдерживать рост цен на продукты за счет экономии на размещение рекламы.
— Наша политика — это политика широкого дискаунта, которая подразумевает минимальные наценки на товары, представленные в сети, — говорит Курносова. — Естественно, при росте закупочных цен закономерно поднимаются и наши цены, поэтому мы ведем активные переговоры с поставщиками по сдерживанию цен. Мы отказываемся от размещения рекламы, а всю экономию, которую получаем, используем, чтобы снизить цены и поддержать покупательную способность наших клиентов. Также мы предлагаем нашим клиентам товары собственных торговых марок в экономичной упаковке, цены на которые ниже, чем аналогичные известных брендов.
Менеджер по региональным коммуникациям розничной сети "Лента" Яна Могилева рассказала, что компания работает напрямую с производителями без дистрибуторов, что исключает дополнительную наценку на товар.
— В течение последних месяцев мы сдерживаем цены в своих магазинах. Динамика роста отпускных цен в гипермаркетах "Лента" отстает от темпов роста закупочных цен на 1,7%. За период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,5%, при этом поставщики "Ленты" повысили свои цены на 14,5%, — говорит Могилева. — В конце 2014 года мы запустили специальную линейку товаров "эконом" в категориях "овощи и фрукты", "молочные товары", ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников отметил, что в некоторых торговых сетях цены на овощи могут быть ниже закупочной стоимости.
Впрочем, эксперты говорят, что ритейлеры давно научились манипулировать статистикой так же хорошо, как и ценами.
— Правильно поставить наценку — это наука, не стоит думать, что сети на всё ставят 30 или 40%, — сказал Сергей Юшин. — На ходовые товары, которые обеспечивают поток покупателей, например на куриные тушки, наценка вообще может быть 10%. Но человек, когда приходит в магазин, покупает ведь не только курицу — он берет еще хлеб, молоко, яйца, мороженое, шоколадку. И таким образом набирается та наценка, которую магазин хочет с человека взять.
По словам директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова, нередко отследить всю цепочку — от производителя до прилавка — бывает очень сложно. Например, очень хаотично устроен рынок овощей.
Посредник в зависимости от вида товара может быть один, а может — 5–6.
Например, компании, которые закупают рыбу за рубежом и частично перерабатывают ее здесь, сами могут развозить продукцию по торговым точкам. А сахарные заводы обычно не развозят свою продукцию по магазинам, и одна упаковка сахара по пути на прилавок может побывать у 5–6 посредников.
— Обычно посредники играют какую-то функцию — складскую, функцию переработки, сортировки, упаковки, логистики, — сказал эксперт. — К примеру, такой посредник, как дистрибуторский склад, принимает машины от разных предприятий, потом формируют заказ для магазина и отвозит его. Каждое предприятие считает, насколько оно в состоянии самостоятельно развозить товар по торговым точкам. И многие приходят к выводу, что легче и дешевле воспользоваться услугами дистрибуторского склада.
Анна Вовк пояснила, что посредники (торговые компании) необходимы рынку потому, что они освобождают производителей от множества издержек.
— Проблематично заниматься поставками продукции напрямую в торговые сети, так как это сопровождается огромным количеством проблем: договоры, "выбивание" долгов (это работа юристов, бухгалтеров), логистика (перевозка и складирование) и т.д. — на себя эти задачи берут оптовики, — говорит Вовк. — Реальная себестоимость этого процесса по Москве от 6 до 10%, по России он еще ниже.
Недавно генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%. Однако никаких жестких санкций в отношении ритейлеров так и не было принято. И пока ФАС, прокуроры и правительство будут спокойно наблюдать за скачкообразным ростом цен на продукты питания, вряд ли аппетиты сетевиков уменьшатся.
Комментарии 0