Экономист: Год работы кабинета Медведева отмечен ростом безработицы среди молодежи и падением уровня жизни россиян
правительство неисправимых оптимистов
21 мая 2013, 17:39, ИА Амител
Отметив заметный рост благосостояния населения - свыше 4%, Медведев заявил, что у нас "неплохая инфляция для России, и если не случится ничего крайне неожиданного, то мы сможем сохранить ее на этот год в районе 6%". Также он отметил положительные сдвиги в борьбе с безработицей. "Их тоже можно по-разному толковать, но для общественного самочувствия, когда безработица ниже, чем она была за все последние годы, не только кризисные, но и некоторые предкризисные, это тоже неплохо. Эти 5,5% дались нам весьма непростой работой, деньгами бюджета, поддержкой целого ряда программ", - заявил Медведев.
Но так ли все хорошо в жизни, как получается на словах у Медведева? Как изменился реальный, а не статистический уровень жизни россиян в течение года, что на самом деле происходит с их доходами? Об этом "СП" рассказал экономист Владислав Жуковский.
- Действительно, с формальной точки зрения, ситуация выглядит не так плохо. Но давайте не будем забывать, что для малообеспеченных слоев населения инфляция составила не 6,6%, а все 15%, и это спровоцировало стремительное обнищание миллионов людей. Но об этом, конечно, никто в правительстве не говорит. Благодаря вливанию бюджетных ресурсов в потребительский сектор, через широко разрекламированную в печати кампанию по индексации доходов бюджетников и работников социальной сферы, чиновникам удалось отчитаться о росте реальных располагаемых доходов россиян на 4,2% по итогам прошедшего года.
"СП": - Но это же, вроде бы, неплохой показатель для России?
- Показатель-то неплохой, но нужно отдавать отчет в том что, во-первых, "реальными" эти доходы являются лишь условно – их рост на 4,2% зафиксирован на фоне официальной, оторванной от реальности, оценки инфляции в 6,6%. Если же учесть, что так называемая "социальная инфляция" для 70% населения, от 60 до 80% семейного бюджета которых тратится на оплату услуг естественных монополий, ЖКХ, транспорта и продуктов питания, составляет 13-15% ежегодно, то получается, что реальные доходы россиян вовсе не выросли, а упали на 4-7%. А во-вторых, цифры Росстата отражают лишь среднюю температуру по больнице. Рост доходов зафиксирован благодаря суммированию доходов миллиардеров и коррумпированных чиновников, с доходами малоимущих россиян - учителей, врачей, ученых, рабочих и так далее.
"СП": - Как развивается ситуация в нынешнем году?
- Даже несмотря на многочисленные приписки и статистические манипуляции Росстата, в первые месяцы зафиксировано фактическое падение темпов роста уровня жизни россиян. После роста на 4,2% по итогам прошедшего года, увеличение на 3,5% в январе-феврале текущего года выглядит откровенно слабым результатом. Особенно принимая во внимание факт, что получен этот результат во многом благодаря статистическому эффекту "низкой базы" для сравнения. Ведь в первых двух месяцах ушедшего 2012 года, от которых Росстат отсчитывает эти 3,5%, прирост доходов составил едва заметные 1,3%. Если же очистить результаты первых двух месяцев 2013 года от эффекта "низкой базы", то реальные цифры окажутся гораздо скромнее: прирост денежных доходов не дотянул и до 2%.
"СП": - Медведев похвалился, что правительство с большим трудом добилось снижения безработицы, так ли это в реальности?
- Далеко не все так безоблачно. Крайне плохо обстоят дела с занятостью среди молодежи и выпускников ВУЗов. Так, в возрастной группе от 15 до 19 лет уровень безработицы увеличился на 2,9%, и зашкаливает за 29,7% экономически активного населения страны. Да и в возрастной группе от 20 до 24 лет доля безработных не опускается ниже 13,2%.
По-прежнему сохраняется тяжелая ситуация на рынке труда в целом ряде слаборазвитых республик. Несмотря на все победные реляции и красивые лозунги региональных властей относительно их экономических "успехов", уровень безработицы в Ингушетии превышает 46,9%, в Чечне достигает 27,1%, в Дагестане не опускается ниже 12,5%, в Республике Тыва более 15%, на Алтае - 11,6%, а в Забайкальском крае приближается к 10,7%.
Кроме того, в России, в результате социально-экономической катастрофы, к которой привели "рыночные преобразования" либеральных реформаторов в 1990-е годы, на протяжении многих лет растет пропасть в уровне социально-экономического развития сельской местности и городов. Неудивительно, что безработица в сельской местности почти в два раза превышает уровень безработицы в городах – 9% против 4,7%.
"СП": - Но ведь у нас еще есть много работающих, которые получают зарплату на уровне пособия по безработице?
- И это самое главное. Если к "причесанным" данным Росстата прибавить численность тех граждан России, которые имеют работу, но вынуждены трудиться неполный рабочий день или неполную неделю, на половину ставки, испытывают задержки с выплатой заработной платы или находятся в вынужденных и неоплачиваемых отпусках, то реальный уровень безработицы приблизится к 16-17% экономически активного населения страны.
А если к этому добавить тех 11,2 млн россиян, чьи трудовые доходы не дотягивают даже до сегодняшнего, многократно заниженного показателя прожиточного минимума в 6 705 рублей, то по сути дела безработными окажется не менее 20-22% экономически активных граждан России. Так что реальный уровень безработицы в стране примерно в 3,5 раза превышает официальные оценки Росстата, и хвалиться Медведеву тут абсолютно нечем.
"Переквалифицируюсь в управдомы"
Порядка 400 крупных предприятий было создано в России за год работы нового правительства, сообщил премьер-министр Медведев. "Эта цифра сама по себе позитивная, и это не малые предприятия, а именно крупные производства, самые разные", - пояснил Медведев. А о малых предприятиях в своем отчете премьер, почему-то, даже не упомянул. Видимо потому, что здесь хвалиться нечем.
Только за последние месяцы года в России перестало существовать, в том числе, обанкротилось или ушло "в тень", 412 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые оказались не в силах выдержать резкий рост страховых взносов с прежних 17 тыс. рублей, до 35,6 тыс. рублей, который установило правительство с начала этого года. А это почти 10% от общего числа предприятий малого бизнеса в России. Конечно, о таких "достижениях" работы правительства Медведеву в "день рождения" вспоминать не хочется.
- Малый бизнес в России стал настолько маленьким, что с высоты кресла Медведева его уже и не видно. Предприятия закрываются, и причиной тому обвальное падение прибылей малых и средних предпринимателей, - рассказал "СП" индивидуальный предприниматель, директор "Центра финансовых проблем" Максим Тимофеев. – Если в начале прошлого года прибыль росла на 24%, то в начале этого года она упала на 17%. Особенно пострадали предприниматели, работающие в оптово-розничной торговле, на рынке недвижимости, и в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса. Многие из них занялись бизнесом не от хорошей жизни, а просто пытались поддержать свой семейный доход. Они и без того сводили концы с концами, а тут еще и это увеличение страховых взносов. Ведь для фирмочек малого бизнеса, в отличие от "крупняка", резкая потеря 18% дохода весьма ощутима, вот они и закрываются.
"СП": - Но ведь правительство уже решило изменить страховые взносы, сделать послабление для малого бизнеса?
- Правительство решило, теперь будет решать Госдума, потом Совфед, а поезд уже ушел. Для тех, кто свернул свой бизнес, в этом решении нет никакого смысла – они уже не вернутся. К тому же, когда отменят эти грабительские страховые взносы, кто компенсирует предпринимателям потери прибыли в первом полугодии? Может, правительство Медведева будет отвечать рублем за свои необдуманные решения или президент Путин? Ведь доходы предпринимателей не растут так быстро, как, наверное, это себе представляют чиновники и депутаты Госдумы, и закрыть образовавшуюся дыру в балансе предпринимателям будет просто нечем. Около миллиона людей уже остались без работы, и будет еще больше.
"СП": - Как вы оцениваете экономические результаты работы правительства за этот год?
- А как вы думаете? В этом году я практически потерял свой оптовый бизнес, лишившись оборотных средств. Сначала был кассовый разрыв – деньги поступали медленнее, чем нужно было их тратить, а запаса никакого не осталось. И в банке взять не получилось – не смог найти подходящего залога, да и ставки кредитов запредельные. Потом этот кассовый разрыв плавно перешел в устойчивый дефицит, и я понял, что нужно выходить из бизнеса, пока не увяз в долгах. Но зато вышел по нулям, чистым, и то ладно. Так что мне благодарить Медведева не за что, никакой поддержки со стороны властей я не получил. Среди моих друзей и знакомых, я думаю, тоже никто его не похвалит. Трое свернули свои предприятия в розничной и оптовой торговле, двое – в грузоперевозках и такси, и еще один в сфере обслуживания. И теперь никакое снижение страховых взносов им, то есть, нам уже не поможет. Будем переквалифицироваться в управдомы, как говорил Остап Бендер.
Комментарии 0