Экс-советник главы Росрыболовства Александр Савельев: В Россию всегда везли искусственную дрянь, а не рыбу

14 октября 2014, 08:17, ИА Амител

Россия запретила ввоз рыбы из стран Евросоюза и США. Казалось бы, вот и шанс для наших рыбаков. Они годами стонали: мол, мы готовы наполнить магазины самыми свежими товарами, да проклятый импорт мешает. Но... чуда не произошло. Рыба подорожала, и только. Значит, не способны наши рыбаки ни на что, думает обыватель. О том, как на самом деле устроена рыбная отрасль, мы поговорили с Александром Савельевым, самым на сегодня продвинутым экспертом. Он - руководитель Информагентства по вопросам рыбной отрасли. До этого почти семь лет возглавлял Центр общественных связей Росрыболовства.

ОТ МИНСЕЛЬХОЗА - ОДНА БОЛТОВНЯ

- Ответные санкции в целом - благо или зло для отрасли?

- Безусловно, благо. Для страны, омываемой тринадцатью морями, насчитывающей более двух миллионов озер и более двух миллионов рек, чудесным образом возник шанс реализовать свой рыбный потенциал. У нас 240 промысловых видов рыбы. Почти год можно ежедневно менять рыбное блюдо и ни разу не повториться.

В Россию ввозили и будут ввозить исключительно дрянь в виде искусственно выращенной рыбы. Вся эта норвежская семга, китайская тилапия, вьетнамский пангасиус, все эти дорады, сибасы - рыба из садков и канав, вскормленная кормами с добавлением стимуляторов роста, антибиотиков, красителей, не идет ни в какое сравнение с высококачественной дикой российской рыбой. К тому же эта дрянь у нас еще и в разы дороже стоит. А наша рыба уходит на экспорт - почти половина всех объемов. И это лишь по официальному счету. Преступный браконьерский промысел оценивается еще почти в $1 млрд.

- Кто виноват?

- Эта ситуация очень выгодна импортерам и экспортерам. Им государство создало очень благоприятные условия. Они оформляют товар в течение двух часов, а чтобы отправить рыбу с Сахалина в Рязань, надо с бумажками побегать пару недель и денег потратить. Так что чисто экономически работать на внутренний рынок гораздо менее выгодно.


Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Но теперь-то все не так?

- Действительно, для того чтобы ввести контрмеры против западных санкций, понадобилось 24 часа. Госаппарат иногда может работать быстро и эффективно. Но вот минуло более двух месяцев после введения эмбарго на продовольствие, в том числе на рыбу из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, а Минсельхоз, кроме болтовни, не сделал ничего. Пальцем о палец не ударили по поводу импортозамещения, стимулирования родных рыбаков и рыбопереработчиков, повышения доходности их бизнеса. Рыбаки по-прежнему тратят миллиарды только на ветеринарное оформление грузов. В Минсельхозе есть департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Что они там регулируют - непонятно.

При этом министерство стремится еще более обременить работу рыбаков. Всерьез обсуждается повышение на 50 - 100% платежей за пользование водными биоресурсами. Мы за что чиновникам платим зарплату?

РАЗВЕСТИ НА ДЕНЬГИ

- При этом рыба дорожает.

- Рост розничной цены на мороженую неразделанную рыбу опережает инфляцию и достиг только к сентябрю, по данным Росстата, уже почти 11% с начала года. По другим позициям цены вообще зашкаливают. Ни Минсельхоз, ни Росрыболовство этим вообще не интересуются. Не произведено ни одного шага по регулированию цены. Они сконцентрированы на другом.

- На чем?

- На том, как через три года квоты переделить или как рыбаков развести на дополнительные денежные сборы. На днях было официальное сообщение, что объем перевозок рыбы с Дальнего Востока в западные регионы страны упал почти на четверть. Дальневосточным рыбакам намного проще и выгоднее сдать весь улов в огромные логистические центры Южной Кореи и Китая.

Что при этом делают чиновники? Министр сельского хозяйства Николай Федоров грозит тем, кто повышает цены на рыбу, правоохранительными органами, а Росрыболовство ищет рыбу то у исландцев, то у чилийцев, то у фарерцев. Мало того что это просто унизительно, так это еще и добавляет проблем собственному бизнесу. Что такое Фареры? Богом забытые острова на севере Атлантики. Там письменности до XIX века не существовало.

- Ну письменность-то тут ни при чем, может, у них рыба получше?

- У нас есть в изобилии своя отличная рыба. Но взгляните, что делает Росрыболовство в это время. Ведомство на месяц раньше, чем в прошлом году, закрывает промысел на реках Камчатки. В результате рыбаки прогорели на десятки миллионов рублей.

ВМЕСТО РОСТА - ПАДЕНИЕ

- Александр Анатольевич, может, у вас просто субъективное отношение к Росрыболовству после того, как вы его покинули?

- На мой взгляд, смена команды должна характеризоваться новым этапом развития. Но прошел почти год, показатели падают. Только две цифры. Объемы вылова рыбы - минус 5%. Это с учетом того, что к общероссийской рыбе присоединилась крымская. Поэтому реальное падение еще больше. Сократился вылов самых, как говорится, народных сортов - лососевых, сельди, минтая. И самое главное - в стране снижается потребление рыбы. Прогноз на этот год - менее 15 кг в среднем на человека. В прошлом, напомню, было 22 кг. При рекомендуемой норме 20 кг. В общем, грустно все это. Вместе с тем не выполняются прямые поручения президента и премьера, касающиеся рыбохозяйственного комплекса.

- Какие именно?

- Только один пример. Минсельхоз 14 лет готовил закон "Об аквакультуре". В прошлом году его наконец-то подписал президент и поручил до конца 2013 года принять комплекс подзаконных актов, чтобы он заработал на практике. Однако завершается 2014 год, а закон об аквакультуре так и не заработал, необходимые постановления и распоряжения правительства так и не подготовлены Минсельхозом.

В нашем Минсельхозе отсутствуют и должная квалификация чиновников, которые занимаются развитием аквакультуры в России, и должная ответственность. Но самое печальное, что ведомство не очень хорошо выполняет поручения правительства. Премьер тоже не раз указывал на необходимость развития аквакультуры в стране. У нас в этом направлении грандиозный потенциал, особенно на Дальнем Востоке. Прежний руководитель Росрыболовства Андрей Крайний не раз отправлял в Минсельхоз предложения по развитию отрасли. Только проекты в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Курилах открывают перспективу создания более одного миллиона рабочих мест. Рынок по этому направлению безграничный. Тот же Китай, скажем, купит трепанга столько, сколько мы его туда предложим. А гребешки! Морская капуста! Мидии! Устрицы! В результате эти предложения упали в Минсельхоз, как гайки в болото.

Мы безнадежно отстали в области аквакультуры, пропустили несколько технологических революций в этой области, как и пятнадцать лет назад, производим ничтожные 150 тысяч тонн рыбы. Для сравнения скажу, что в том же Китае этот показатель приближается к 50 миллионам тонн. А мы по-прежнему будем десятилетиями ждать от Минсельхоза каких-то бумажек.

Александр Савельев уверен: наши чиновники ничего не делают, чтобы воспользоваться уникальной ситуацией.
Фото: Иван ВИСЛОВ

ПОКУПАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Как продавцы товар "оживляют"

- У меня за границей дух захватывало от изобилия на рыбных рынках...

- Вот мы говорим об аквакультуре. Это, пожалуй, единственный потенциал для роста рынка живой и охлажденной рыбы. То есть той свежей рыбы, которую мы видим на заграничных прилавках.

- А у нас что лежит?

- На одном московском рынке мне расхваливали обложенное льдом охлажденное филе кальмара, произведенное рыбопромышленной компанией, которую я очень хорошо знаю. Я знаю, что эта компания добывает кальмара в Беринговом море, примерно в трех сутках хода от Петропавловска-Камчатского и в неделе хода от Владивостока. Я прикинул в уме, как можно оттуда доставить филе кальмара в охлажденном виде в столицу за десять тысяч километров?.. Не получается никак. А рядом лежало охлажденное филе трески. Продавец бодро рассказал, что оно изготовлено прямо в море на судне. Лучше бы он этого не говорил, потому что все производимое на борту рыбопромысловых судов Северного бассейна филе трески сразу же замораживается.

- То есть это все неправда?

- Понимаете, словосочетание "охлажденная рыба" - это конкретный термин, ГОСТ 814-96. Один из трех возможных вариантов продажи рыбы. В магазине она может быть либо живой в аквариумах, либо замороженной в морозильных камерах, либо охлажденной на так называемых ледниках. Для охлаждения пригодна исключительно живая, только что выловленная рыба. То есть по ГОСТу из замороженной рыбы невозможно изготовить охлажденную.

+++

Напомним, на сайте ПолитАмикРу 18 сентября объявлен конкурс на лучший алтайский продукт. К участию в акции "Наш ответ на санкции" ИА Амител приглашает все предприятия реального сектора экономики Алтайского края. Участие в конкурсе бесплатное.

Условия просты. На редакционную почту ИА Амител (sveta@amic.ru) необходимо прислать визитную карточку предприятия: краткую справку, фото самого лучшего продукта и указать его содержимое. В течение месяца интернет-пользователи будут обсуждать продукцию и номинантов, а затем последует голосование.
Продукт, который наберет большее количество голосов, и будет признан победителем. Приз - народная любовь и доверие к продукту, а также - грамота и кубок от редакции ИА Амител.

В ходе проведения конкурса запланированы интернет-дегустации. Подробности здесь: http://amic-polit.ru/altayskiy-otvet-sanktsiyam-zapada-na-politamike-obyavlyaetsya-konkurs-na-luchshiy-produkt

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров