В последнее время говоря об Алтайском крае, ему все чаще отводят место не только края аграрного, но и туристического. "Скорее, мы являемся и аграрным, и туристическим краем: подтверждением этому служит решение о приоритете развития аграрного туризма, а точнее – сельского. О перспективах развития туризма на Алтае и в Бийске корреспонденты газеты "Бийский рабочий" беседуют с Марией Гайнутдиновой, председателем правления некоммерческого партнерства "Ассоциация туристской индустрии Алтая".
Мария Раульевна, в марте прошлого года прошла выставка туристических компаний города. В этом году ожидается что-то подобное?
Да. В прошлом году выставка турагентств и туроператоров города была проведена впервые. Тогда и было высказано пожелание еще раз провести подобное мероприятие. В этом году мы планируем организовать уже вторую выставку. Недавно прошла рабочая встреча с представителями администрации из отдела по поддержке предпринимательства и туризма и нашими членами из рабочей группы. То, что выставка будет – решено. Пройдет она 24–25 апреля. Сейчас мы вырабатываем план мероприятий. Надеюсь, что бийчане смогут увидеть на выставке представителей не только города, но и районов края. Мы хотим познакомить горожан с местами, где туризм еще только-только развивается. Именно поэтому на выставку приглашены Солонешенский, Красногорский, Алтайский районы, всего их будет до семи. Возможно, примет участие Белокуриха. Цель выставок – познакомить бийчан с разнообразием маршрутов и турагентств города. Если мы сами станем активными туристами, если бийчане смогут сказать: "Да, я там побывал и вам советую", то и привлечь туристов из других регионов станет проще. Сарафанное радио – отличная реклама.
Мест на турбазах хватает всем желающим?
Смотря какой сезон взять. Летом, понятно, будут проблемы. Проблем не будет у тех, кто заранее позаботился о путевке. Они приедут точно зная, что место для них забронировано. На турбазах Горного Алтая много гостей из Томска и Новосибирска. С одной стороны, это плюс: есть спрос, значит, речь идет о развитии туризма. С другой – минус. Проблема не в том, что кому-то не хватит места, а в том, чтобы человек с определенным уровнем достатка смог выбрать соответствующий уровень сервиса.
Ходили разговоры, что в прошлом году горно-алтайские туроператоры до последнего держали высокие цены, и только когда стало понятно, что туристов мало, стали эти цены сбавлять. Как обстоят дела сегодня?
Сейчас большинство туроператоров снижает цену. Это традиционно происходит в период перед летом. Это называется ранним бронированием.
Но нередко можно услышать упреки, что уровень сервиса алтайских баз (средств размещения) не всегда соответствует уровню цен.
Эта проблема уже начинает решаться. Во всяком случае, базы (средства размещения) начали прислушиваться к возникающему порой недовольству. Потерять клиентов никто не хочет – придется пойти на уступки. Конечно, хотелось бы, чтобы большую заинтересованность проявляли администрации районов и городов в вопросах, касающихся коммунальных тарифов. Ведь для гостиниц нет никаких поправок, поэтому конечная стоимость продукта зависит не от частных лиц – сбавить ее они просто не могут. Все складывается вкупе. А в итоге все отражается на потребителе, то есть на отдыхающем.
Туризму отвели в крае ведущую роль. Еще три года назад эту сферу у нас представляла только Белокуриха, и это не отражалось на экономике и социальной политике ни Барнаула, ни Бийска, ни уж тем более районов. Сейчас за тему активно взялись, и я надеюсь, что в течение 2–3 лет удастся прийти к некому консенсусу и урегулировать вопрос цены.
На сегодняшний день проблема стоимости отдыха на Алтае действительно актуальна. Мы и сами подчас при выборе места отпуска летом понимаем, что путевка в Турцию обойдется дешевле отдыха в отелях Алтая. К сожалению, несмотря на то, что у нас потрясающе красивые места, все свое, родное, воспользоваться этим в финансовом вопросе для многих довольно затруднительно.
Поэтому и появляется туризм в районах?
Отчасти да. Цены там будут сравнительно ниже, но надо отдавать себе отчет, что и сервис пока развит недостаточно. К сожалению, говорить о развитии инфраструктуры пока рано. Есть замечательная природа, есть свои достопримечательности – центр притяжения, а вот организации туризма вокруг всего этого пока нет. Ведь хочется, чтобы человек приехал и смог отдохнуть не дикарем, а получить определенный уровень сервиса. Но этот вопрос уже лоббируется, создаются программы по развитию агротуризма или сельского туризма. То есть люди смогут приезжать, чтобы отдохнуть в деревне. Но для этого необходима определенная поддержка. Необходим координатор, который будет развивать эти районы, информировать о них жителей и гостей края, организовывать отдых и продумывать программы, чтобы привлечь туристов.
Сейчас во многих районах есть чем привлекать гостей. Например, в Никольском открыли подъемник, и многие жители края отправились туда, чтобы посмотреть на это своими глазами. То есть центр притяжения уже есть – осталось дело за малым: организовать обслуживание туристов, чтобы было где остановиться, где пообедать, где купить сувениры. Если хотя бы по одному такому центру притяжения появилось бы в районе, уже был бы поток туристов. Конечно, не такой, как в Горном Алтае, но от этого выиграли бы и жители районов, и гости. Об этом много говорилось на прошедшем в феврале собрании в Белокурихе.
Сегодня Бийск – транзитный город. Сделать его туристическим центром возможно?
Вообще, наша стратегическая цель – развитие Бийска как турцентра. Задача – сделать наш город отправной точкой туристических маршрутов. Есть такое понятие – радиальный туризм, то есть когда человек останавливается в Бийске, получает здесь все основные услуги, а отсюда совершает экскурсионные выезды и в Горный Алтай, и в Белокуриху. Сегодня речь идет о "золотом кольце Алтая". Это экскурсионный маршрут с выездом из Бийска, затем по районам до Белокурихи и обратно. Наш город – пересечение всех туристических направлений. Недаром сейчас встал вопрос о реформировании аэропорта. Да, в Горном Алтае тоже есть свой аэропорт, но он маленький, не рассчитанный на международные рейсы. Поэтому в будущем рассматривать Бийск как основную базу туристов возможно. Но для этого надо заняться инфраструктурой, чтобы здесь были кафе, гостиницы, городские экскурсии. Тогда будет интересно и удобно возвращаться в наш город, и Бийск перестанет быть просто транзитным городом.
Что может город предложить туристам сегодня? Чем заинтересовать?
Пока на большой поток туристов город не рассчитан. Размещение представлено девятью гостиницами, но вместительных, с количеством номеров больше 50, всего две. В остальных – 5–8 номеров. Поэтому развитие инфраструктуры должно стать целью. Но гостиничный бизнес в Бийске пока не интересен для инвесторов, поскольку срок окупаемости довольно большой. Да и одними гостиницами заманить туриста не получится. Есть тур из Барнаула, по которому туристы заезжают в Бийск, ужинают здесь, задерживаются на ночь в гостинице и наутро отправляются в горы. Но таких единицы.
Поэтому надо предлагать все в комплексе. Что показать – у нас есть: архиерейское подворье, Чуйский тракт, старинный Бийск. Ведь это интересно, надо только развивать.
Может Бийск стать производителем сувениров?
Сейчас нами готовится база данных индивидуальных предпринимателей и предприятий, которые способны делать сувениры для потока туристов. Есть в городе и компании, которые занимаются производством сувениров на хорошем уровне, используя современные технологии и имея свое место продаж на Чуйском тракте. Еще одна бийская фирма недавно выиграла грант на производство сувениров из кости и кожи. То есть потенциал есть. Я побывала в 22-м лицее и была поражена, какие вещи творят наши дети на базе лицея! Сейчас они делают это для себя, может быть, пока не понимая ценности своих поделок. Конечно, поставить ремесло на поток будет тяжеловато, но и спрос, я уверена, на их сувениры будет. На выставке в Германии наши алтайские сувениры шли на ура.
Ваш прогноз: будет туризм на Алтае развиваться и далее?
Да, конечно. Это можно проследить на примере Бийска. Несколько лет назад, когда все только начиналось, уверенности, что все получится, не было. Город даже не рассматривался как туристический. Еще в 2004 году гостиницы летом стояли пустые. Все планы и мечты о туризме казались такими далекими и заоблачными! Конечно, был кто-то, прогнозировал рост туристов, но таких были единицы. Сегодня туризм стал интересен не только предпринимателям, но и администрациям городов, районов, края. Есть заинтересованность всех сторон, так что и конструктивное развитие должно идти. Туризму быть и в городе, и в крае!
Наталья КАРШЕВА
в новости использованы фото с сайтов promoserver.ru, bs-tur.ru, internetur.com, fedpress.ru, fototerra.ru
Комментарии 0