Эксперт: «Ни один регион не имеет стимулов зарабатывать»
19 сентября 2013, 10:16, ИА Амител
Бюджеты большинства регионов России являются крупными должниками банков. Как считают эксперты, через какой-то период времени часть из них может стать банкротами, что приведет к дестабилизации экономики страны в целом. Профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВИЧ рассказала корреспонденту "Известий", что может исправить эту ситуацию.
— Наталья Васильевна, в чем причина роста долгов региональных бюджетов?
— Действительно, ситуация ухудшается. Она вызвана тем, что за первую половину 2013 года доходы бюджетов субъектов федерации сократились на 2%, а расходы выросли на 5%. Соответственно, деньги надо где-то брать, а это в основном кредиты банков и рост долговой нагрузки. Я еще не успела просчитать последние данные Минфина по долговой нагрузке, но и на март этого года она была уже очень высокой.
— Что это значит?
— Идет разбалансировка бюджетов субъектов РФ. Основных факторов два: первый — указы о тотальном повышении зарплат бюджетникам, потому что в основном это повышение происходит за счет бюджетов субъектов. Тут надо отметить, что их федеральная поддержка в 2013 году сократилась на 7%.
Второй — это стагнация, которая тихо переходит в экономический кризис. За первую половину 2013 года налог на прибыль субъектов федерации сократился на 20%. Компенсировать ростом доходов от имущества, доходами от малого бизнеса не удается. Устойчиво растет только НДФЛ — налог на доходы физлиц, но это за счет повышения заработной платы.
Стабильность бюджетных систем регионов в большинстве случаев разрушена. Дефицит бюджета за первое полугодие 2013 года имели почти две трети субъектов РФ. Минфин вам скажет: а у нас профицит в целом по всем субъектам, мой ответ — ха-ха. Профицит за первое полугодие 2013 года в 158 млрд рублей обеспечен тремя субъектами федерации: Москва — 85 млрд, Санкт-Петербург — 51 млрд и Сахалин — 22 млрд. Сложите, и вы получите почти весь профицит. Поэтому мы вступаем в период или уже вступили, если быть честной, бюджетной турбулентности, и хорошей перспективы я не вижу...
Сокращаются доходы и растут обязательства.
— Чем все это может закончиться?
— Во-первых, секвестром (механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов — на 5, 10, 15% и т.д. — ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. — "Известия"), во-вторых — замораживанием повышения зарплат, третье, во что я не верю, — экономия на великих стройках, таких как чемпионат мира по футболу и Олимпиада в Сочи. Если взять все инвестиции из федерального бюджета, то почти четверть пришлась на один регион — Краснодарский край.
То есть, как вывод, могу сказать: манипулятивное управление когда-то приводит манипулятора в состояние лицезрения результатов своей деятельности, и это время наступило.
— Какие меры могут это исправить?
— Давайте сравним две вещи: резать статусные проекты или резать социалку? Что сделает власть? Социалку порежут тем или иным способом, стыдливо отводя глаза.
— Спасло бы ситуацию, если бы регионам оставляли большую часть доходов?
— Основными источниками доходов субъектов федерации являются два налога. Первый налог на прибыль — если федерация отдаст те 2%, которые она изымает в федеральный бюджет из этого налога, а 16% остается субъектам, это хорошо. Но это принципиально ничего не меняет, потому что основные получатели налога на прибыть — Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и чуть-чуть Санкт-Петербург. Для остальных регионов такой налог роли не играет.
Второй налог — НДФЛ. Он стал даже больше по объему, налог на доходы физлиц распространен более равномерно по территориям. И он рос в этом году, по-моему, на 11 или 13%. Он и обеспечил некую стабилизацию бюджетных доходов. Все остальные крупные налоги собираются в федеральный бюджет. Это НДС — налог на добавленную стоимость и НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Каждый из них дает треть доходов в федеральный бюджет. НДПИ — платят нефтегазовые регионы. Основные плательщики НДС — Москва, Московская область и Санкт-Петербург. То есть финансовая децентрализация для большинства регионов серьезных денег не приносит. Это наше сообщество еще очень плохо понимает, потому что неравномерность бюджетной обеспеченности в России чудовищна.
Поэтому основное сегодня: да, дайте регионам эти 2% налога на прибыль, которые сегодня попадают в федеральный бюджет, да, разберитесь с акцизами. Но главное сейчас — сделать более прозрачной систему перераспределения финансовой помощи.
Потому мы пришли к полному абсурду: по формуле, по критериям понятным и ясным распределяется только четверть всех федеральных трансфертов, три четверти распределяется настолько хитрым способом, что проконтролировать это нельзя. В итоге ни один регион не имеет стимулов зарабатывать, а имеет стимулы ходить по федеральным кабинетам и выклянчивать деньги.
Самое важное в данный момент, чтобы была прозрачность трансфертов, чтобы игра была более честной. И второе — в условиях стагнации резко повысить налоговую базу вряд ли удастся, надо просто честно смотреть в глаза проблеме... Стагнация в России наступила, налоги быстро расти не будут, так хотя бы перераспределяйте честно.
Комментарии 0