Эксперт: "Почти все готово для нового крупного спада, как в 2008 году"

08 июня 2013, 11:06, ИА Амител

Сланцевая нефть и природный газ внушают российским сырьевым корпорациям немало тревожных чувств. Однако они не несут в себе той угрозы для отечественной экономики, что им приписывают. Проблемы и успехи России будут, скорее всего, связаны с иными областями. Об этом пишет "Взгляд".

США способны нарастить добычу сланцевой нефти и обеспечить удовлетворение национального спроса своими силами в ходе 2013–2014 годов. Это тем более вероятно, что Соединенные Штаты строят и более радикальные планы: предполагают внедрять революционные технологии генерации энергии. Спрос на углеводороды, таким образом, должен будет через некоторое время резко снизиться. Интерес к сланцевым нефти и газу в США имеет временный характер. Страхи традиционных поставщиков углеводородов на мировой рынок основаны не на том, чем должно.

"Последствия начинающихся в мире перемен страшны, если оставаться на консервативных позициях"

Продолжение спада в мировой экономике – это самый важный фактор на рынке углеводородов. Сланцевые нефть и газ в столь сложной рыночной обстановке выгодно добывать лишь при высоких ценах на сырье. Поэтому спад будет здесь ограничителем, что, возможно, не коснется США. Для российского бюджета и сырьевых корпораций перспективы не выглядят радужными. Падение цен на углеводороды может оказаться резким, когда начнется спад в Китае, но определить его начало очень непросто. Однако до этого момента предел падения цен на черное золото, видимо, может составлять около 85 долларов за баррель. Есть угроза, что нынешнее весенне-летнее падение сырьевых цен дойдет до этого уровня. Однако это стандартный (обычный для колебаний 2011–2013 годов) риск.Развивать добычу сланцевой нефти – неверная политика для России. Гораздо ценнее было бы, наконец, обратить внимание на отечественные научные группы, занятые "холодным синтезом", энергетикой эфира и атмосферной электроэнергетикой. Будущее за подобным направлением поиска, а не за сланцевыми залежами нефти и газа. Необходимо помнить, что для Соединенных Штатов главная задача – не обеспечить доходы своим добывающим компаниям, что уже почти достигнуто, а добиться радикального удешевления энергии для реиндустриализации. Дать заработать своему бизнесу – это лишь временная мера, антикризисная по своему духу. Но она не революционна.

Пока российским поставкам в Китай сырья и электроэнергии мало что мешает. Но угроза для них существует, правда, она исходит не от китайских проектов добычи сланцевых нефти и газа, а от состояния экономики Поднебесной. Ужасающих размеров достиг пузырь на рынке недвижимости, производство и сама индустрия раздуты, а спрос на пределе. Дело чрезвычайно осложняет дорогое теневое кредитование, охватившее как бизнес, так и население, масштабы которого власти не могут даже оценить. Переход Китая от замедления к спаду – вопрос времени. Когда оно наступит, стране не потребуется уже столько сырья.

России стоит в целом больше ориентироваться на свой рынок. Общий уровень благосостояния россиян за первое десятилетие нового века поднялся. И поднялся у многих настолько, что привел к оставлению вспомогательных или основных занятий сельским хозяйством в пригородной зоне. Товарно-денежные отношения распространились в России шире, чем когда бы то ни было. Люди много чаще стали пользоваться разного рода банковскими услугами. Однако сохранились и даже стали сильнее диспропорции в оплате труда разного рода наемных работников. И разница здесь может доходить до 10 раз. Различия между крупными городами в оплате труда несколько сгладились, но в целом по стране они остаются довольно резкими. Подобным образом все выглядит и в Евросоюзе, с той разницей, что там очень велика безработица, а внутри легальных наемных работников нет такой пропасти в оплате.

Возможно, игра американской дипломатии вокруг нефти и газа тоньше, чем это понимают правительства других стран. США привыкли играть на опережение, легко обставляя своих неповоротливых соперников и врагов. Недавно американский посол удивительно миролюбиво отнесся к планам Азербайджана и его среднеазиатских партнеров допустить иранский газ в свой Транскаспийский трубопровод. Жест американского посла необходимо рассматривать не только как признак некой новой игры, но и как отражение слабости американцев в регионе. США хотели бы иметь противовес России на Кавказе, причем с прочной экономической базой.

Доброжелательно высказываясь о новом трубопроводе, Соединенные Штаты немного лукавят. Они, конечно, рассчитывают на усиление конкуренции на мировом рынке газа и были бы рады ущемлению здесь Газпрома. Однако в США понимают, насколько малорентабельным может оказаться проект Транскаспийского трубопровода при нынешней конъюнктуре. В Москве многие уже успели оценить проблемность нового газопровода "Северный поток" и аналогичные перспективы "Южного потока" и ожидают подобного от своих южных конкурентов. Однако все это на тактическом уровне. Стратегические задачи будут в ближайшие годы решаться революционными, а не эволюционными технологиями в энергетике. И, при всем консерватизме, российские корпорации должны понимать: отечественная школа "холодного синтеза" и другие направления – противовес реальным успехам Андреа Росси.

Глобальный кризис долгое время был локализован. Однако в 2012 году начался его переход в новые регионы. Повлияло на процесс и его развитие в Евросоюзе, где проблемы в экономике распространились с Юга на Север, и замедление Китая. В целом в мировом масштабе почти все готово для нового крупного спада, столь же серьезного, как в 2008–2009 годах. Это признают многие видные критические экономисты, создавшие недавно международную инициативу "Постглобализация". И хотя проблема новой энергетики еще не дискутировалась широко, предпосылки переворота в этой области и даже признаки его начала уже видны. Об этом в 2012 году был сделан специальный доклад нашего института.Для биржевой неустойчивости есть масса причин. Плохая конъюнктура соединяется с медленным, но многомесячным спадом производства во многих странах. Падение на фондовом и сырьевом рынках, скорее всего, до осени прервется. Зато оно не раз еще повторится и будет, вероятно, в России даже резче, чем в США и Евросоюзе. Это пока робкие, еще только биржевые сигналы экономического нездоровья. Но болезнь не зашла слишком далеко. Хотя нынешний российский кабинет, вопреки критике нелиберальных экспертов, замечаниям из Кремля и даже ряда министерств, закрылся от угроз оптимистическими прогнозами.
Россия была на долгое время выведена из тяжелого экономического состояния. Роль здесь сыграли как улучшение мировой конъюнктуры, так и меры по активизации национального хозяйства. Для нашей страны решающее значение имели повышательные периоды на сырьевом рынке. Многие поверили в окончание эпохи проблем. На деле же она вновь наступает. Однако падение на рынках и расширение добычи сланцевой нефти и природного газа – это не катастрофа. Нет "смертельной угрозы" даже в американской реиндустриализации, возможной на основе революционных технологий в энергетике и ренессансе робототехники.

Последствия начинающихся в мире перемен страшны, если оставаться на консервативных позициях. Но именно этого не стоит делать. Решения могут быть найдены для любой ситуации в экономике, нужно лишь оставить страхи и обратить внимание на новые возможности.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров