Эксперт: США перевезли к себе часть ядерного щита СССР, тем самым уничтожив будущее России

24 ноября 2013, 13:42, ИА Амител

На днях в путь через океан отправилась последняя партия урана из России в США. Уже в течение 20-ти лет корабли с дорогостоящим ураном все идут и идут в штаты. А началось все феврале 1993 г., тогда Россия и США подписали межправительственное соглашение, по которому мы обязались "продать" американцам 500 тонн оружейного урана, извлеченного из демонтируемых боеголовок, из запасов бывшего Минсредмаша СССР. За всю партию урана мы запросили всего 12 млрд долларов, когда реальная цена 500 тонн плутония, получаемого из урана, составляла в конце 20-ого века не менее 8 трлн долларов. Есть менее драматические оценки, но и они показывают, что цена сделки оказалась заниженной в десятки раз. "Сама сделка получила несколько собачье-английское название ВОУ-НОУ ("высокообогащенный уран – низкообогащенный уран"), что глубоко символично. Этакий тоскливый вой" – рассказал  писатель и публицист Максим Калашников.

Сделку Гора-Черномырдина называют "Аферой тысячелетия" – по сути это просто ограбление, большую часть урана вывезли в 1990-е гг., то есть за 20 лет сплавили стратегическим противникам то, что наработали сотни тысяч советских рабочих за 40 лет, трудившихся для создания ядерного щита СССР, этот уран был львиной долей благосостояния страны. Но не так важно, чем был этот уран в прошлом, самое главное, чем мог стать этот материал в будущем. А в будущем он мог обеспечить глобальный скачок в развитии технологий атомной энергетики, об этом эксперт рассказал в интервью  Накануне.TV.

Вопрос: На днях в рамках "сделки Гора – Черномырдина" в США отправилась последняя партия урана. Высказывается мнение, что это своего рода контрибуция за поражение в "Холодной войне", очередное предательство. Как Вы считаете? 

Максим Калашников: Это был 1993 г., и атомщикам действительно есть было нечего, и тогда, поскольку государство новоявленное не финансировало атомную отрасль, которая была, по сути, кура, несущая золотые яйца, допустили эту сделку Гор-Черномырдина, по которой американцы получили 500 тонн высокообогащенного урана, который хранился на нашем складе. Для чего? Чтобы нарабатывать из него оружейный плутоний или делать топливо для русских АЭС. Его разбавляли и превращали в топливо для атомных электростанций. То есть это была действительно и контрибуция, и обезвреживание потенциальных конкурентов, противников – русских. Потому что этот уран был нашим стратегическим запасом. А если ты имеешь уран, то ты всегда его можешь превратить и в плутоний, и в ядерное топливо для АЭС. Поэтому это была не только контрибуция, но и обезвреживание потенциального противника, потому что 500 тонн урана РФ больше никогда не наработает. После распада Советского Союза, когда РФ лишилась урановых месторождений в Узбекистане и Казахстане, она сейчас добывает меньше "ядерного металла", чем расходует его на своих АЭС. Поясню. Нынешние реакторы требуют для работы чрезвычайно дорогой уран-235. Его в урановой руде – всего 0,4%. Остальное – это уран-238. Нетрудно подсчитать, что для получения 500 тонн чистого урана-235 требовалось извлечь его как минимум из 125 тысяч тонн руды. Чтобы выделить из природного урана ценный изотоп-238, приходится держать огромную, экологически опасную отрасль по переработке природного урана. Там уж точно – в грамм добыча, в год – труды. Кроме того, запасы урана-238 истощаются. Особенно – в РФ, атомная отрасль которой после развала СССР лишилась 90% урановых месторождений. Росфедерация располагает только одним рудником - небезызвестным "Приаргунским производственным горно-химическим объединением" в Краснокаменске. "ППГХО" ведет добычу уже более 30 лет, а это значит, что самые рентабельные руды уже отработаны, шахты становятся все глубже, себестоимость руды растет, а балансовые запасы наполовину уже отработаны. В последние годы комбинат выдает 2500 тонн урана в год, а суммарные современные потребности РФ с учетом экспортных обязательств составляют порядка 9000 тонн. И в этих условиях отдать 500 тонн урана янки?  Это был национальный позор, а не сделка. Нас уверяли, что мы захватываем рынок американского атомного топлива, что там очень здорово и прочее, но это был просто позор. Сами атомщики (я говорил по этому поводу и с Михайловым, и с Адамовым) разводили руками: ну вы понимаете, тогда государство нас не финансировало, а ВОУ-НОУ позволило нам получить хоть какие-то деньги и спасти наш научный и ядерно-инженерный корпус от полной гибели. В глазах говоривших была тоска…

Вопрос: Соглашение прошло как обычная коммерческая сделка, которая не затрагивает национальные вопросы, а значит, не требовала ратификации. Законно ли это было?

Максим Калашников: 1993 г. демонстрировал чудеса в отношении законности, вспомните, уже тогда и государственная собственность исчезала в неизвестном направлении. В то же время куда-то исчезла собственность группы советских войск в Германии, неизвестно как, через кого. Документы на сей счет сгорели в расстрелянном Ельциным парламенте в октябре 1993 г. Конституцию разорвали, переворот государственный совершили, это было все вполне в стиле раннего ельцинского периода. Начальство лихорадочно набивало личные карманы и делило советскую собственность, на национальные интересы плевать хотели. Чуть позже пройдут насквозь незаконные "ваучерная" приватизация и заголовые аукционы, афера с ГКО.

Вопрос: Ряд депутатов начал расследование по выяснению условий сделки в 90-ые, и расследование удалось остановить "сверху" . Связывают с этим делом и гибель Рохлина, и отставку Скуратова - мол, они проявили чрезмерную активность в расследовании "урановой сделки". Вы не связываете убийство и "аферу тысячелетия"?

Максим Калашников: Рохлин был известен как автор возможного военного переворота, скорее всего, это уже потом, задним числом сюда и эту сделку пристегнули, хотя он ею занимался. Рохлину удалось бы поднять армию, сместить Ельцина, и по совокупности вскрыть и эту аферу. Став диктатором-правителем, популярный генерал показал бы всем материалы по урановому позорищу: глядите, что творили эти сволочи! Их надо было свергать! С Виктором Илюхиным тоже понятно - человек активно себя вел в этом плане, я не знаю, насколько он продвинулся в своем расследовании, я не могу судить, но его смерть с этим никак не связана. Однако от этого сделка не перестает быть преступлением, это совершенно точно. Уран – это то же золото, и если бы имели ну не 500, а хотя бы оставшиеся, к примеру, 400 тонн, это было бы как еще один золотой запас. Под него можно было эмитировать деньги, можно было привлекать деньги, и можно было бы уже давно перейти на электростанции, которые работают на природном уране. Либо реакторы на быстрых нейтронах, например, либо реакторы типа "Бреста", То есть, взрывобезопасные реакторы, которые могут практически работать на том самом необогащенном уране и не могут разгоняться так, как чернобыльский РБМК. Они имеют "защиту от дурака". Они дают гораздо меньше отходов и позволяют их "дожигать". Безопасные реакторы, которые могут практически работать на природном газе. Есть еще один возможный путь, тяжеловодные реакторы канадской системы, КАНДУ, которые тоже работают на природном уране, надо было решить проблему дезактивации жидких отходов, уменьшения их объема, и проблему извлечения опасного трития из тяжелой воды и эта технология разрабатывалась уже. Еще одна вещь - были вообще перспективные направления - создание атомной энергетики следующей ступени развития. Например, ториевые станции, которые разработал физик Лев Максимов, и это новое слово в атомной энергетике. Максимов работал по постановлениям Совета Министров СССР, принимавшимся и до Горбачева, и при нем. Работы его института могли вовлечь в энергобаланс огромные запасы тория, дать русским ядерную энергетику, которой не было еще во всем мире. Символично, но институт Максимова был разгромлен в 1994 г. – как раз после заключения сделки "Гор-Черномырдин". Перспективный проект просто прикончили.  

Наконец, есть проект комбинированных АЭС (сочетания подкритического реактора и ускорителя элементарных частиц) Игоря Острецова. Если их создать, то можно получить полностью управляемые и безопасные АЭС, которые работают на тории или на необогащенном уране. В которых идет ядерная, но не цепная, а управляемая с помощью "пушки-ускорителя" реакция, каковую можно прекратить нажатием кнопки. АЭС Острецова можно ставить буквально на месте старых ГРЭС и ТЭЦ, полностью избавившись от проблемы нехватки урана-235 в стране. К чему я это все говорю? Имея эти 500 тонн урана, мы могли бы столько денег напечатать или привлечь, столько, чтобы форсировать создание атомной энергетики следующего поколения. Безопасной энергетики, кстати говоря.

Почему говорят о природном уране? 99% - это необогащенный природный уран, можно было топить реакторы именно им. Это более дешевый уран.

Вопрос: А правда, что когда мы американцам "продавали", то есть отдавали за символическую цену, уран, мы брали обогащенный и за свой счет его ухудшали еще?

Максим Калашников: Да, да, да – он был оружейным, обогащенным, но его не то, что ухудшили совсем – его сделали низкообогащенным. Как говорили сами атомщики, когда работали, что его просто "разбодяживали". Таким образом, американцы вытянули из нас 500 тонн великолепного урана, реальную стоимость оценить невозможно – десятки миллиардов долларов, лишили нас запаса металла стратегического, ведь из урана-то можно сделать плутоний.

Вопрос: Это, по сути, было одностороннее ядерное разоружение России?

Максим Калашников: Да, это было одностороннее ядерно-энергетически-научное разоружение, и финансовое, кстати, тоже. Чем хороши американцы – у них настолько искусные управленцы, что они могут ударом в одну точку достигать нескольких целей. Это была очень чувствительная точка, и они в нее стукнули.

Вопрос: Как можно измерить огромный экономический ущерб России?

Максим Калашников: Деньги – ничто по сравнению с главным – они вывезли наше будущее. Уничтожили наш страховой запас на будущее, нашу способность создавать ядерную энергетику следующего поколения, вот в чем дело. Это как вместо того, чтобы в тяжелые времена фамильные драгоценности пустить на важное и новое дело, мы их просто пропили.Есть в этой истории эзотерическая сторона, конспирологическая. С начала 1970-х, со знаменитого доклада Римскому клубу "Пределы роста" (1972) владыки Запада взяли курс на новое мальтузиантство, на "экофашизм". Они приговорили к остановке и космическую экспансию, и индустрию, и ядерную энергетику. Мол, нужно сокращать население Земли и переходить на "зеленые технологии". Пока не будем объяснять подоплеку сего решения, у меня на сей счет выходит книга "Мировая революция-2.0". Но то, что сделано с русскими запасами урана и с нашими перспективными ядерными технологиями, полностью укладывается в тот курс "Римского клуба", которым покорно поплелись "вожди" постсоветской РФ.

Вопрос: Ну, к этому были причастны чиновники с нашей стороны, это была работа во вред государству – будут ли пересмотрены условия договора, найдены виновники?

Максим Калашников: Вряд ли, вряд ли. Вы не забывайте, что путинское великодержавие – оно, в общем-то, картонное, театральное. Предъявлять требования американцам, выставить новый счет? А вы же подписывали документ – скажут американцы. Путин потребует 500 тонн урана обратно? Так у американцев, боюсь, столько уже и нет. И почему они должны отдавать, они скажут – правительство, с которым мы подписывали соглашение – оно ж законное, ваш министр ставил подпись. И придерутся по формальным признакам и будут правы.

Вопрос: Хотя и мы можем по формальным признакам юридически доказать, что соглашение незаконно: тогда в 1993 г. действовал закон о президенте РСФСР от 1991 г., по которому подобный документ должен был подписывать только президент. Можем мы тут придраться также, аннулировать его?

Максим Калашников: Безусловно, можно, но Путин этого не сделает. А американцы сделают "морду кирпичом" и скажут, что это ваши проблемы, почему мы должны следить за исполнением ваших законов? А мы подписали и все получили – и что вы с нами сделаете? Прекрасно помню, как иностранные инвесторы в 1992-1993 гг. бегали за собственностью к исполнительным органам власти, к ельциным-лужковым, хотя по закону собственностью могли распоряжаться только законодатели: Советы. Иноземцев нарушение права нисколько не смущало. Сделка ВОУ-НОУ – из той же "оперы". Надеяться на путинскую власть?

Посмотрите на нынешнюю политику "великодержавия", где финансовые резервы храните – в американской валюте, в американских трежерис, фактически путинская Россия кредитует экономику США, а не свою экономику. И при всем великодержавии Российская Федерация имеет четкий статус колонии или полуколонии. И что, колония будет требовать от метрополии 500 тонн дорогущего и стратегически важного металла? Я уверен в том, что такого демарша Москва не предпримет. Она все это проглотит.

Вопрос: Такого демарша в плане материальном, наверное, нет, но у нас же идет процесс создания идеологии, движение против фальсификации истории, вот в ключе "духовных скреп" мы можем правильно оценить эту историческую аферу?

Максим Калашников: С чем это можно сравнить исторически? Сейчас попробуем…Больше всего это похоже на то, как золотые запасы царской России объединенными усилиями большевиков и белых перекачали на запад. Две с лишним тысячи тонн золота, если не ошибаюсь. Несколько тысяч тонн царского золота объединенными усилиями оказалось на западе. Одновременно это напоминает потопление своего флота на Черном море - все в одном флаконе. И "Брестский мир", а в рамках возрождения духовности я скорей могу представить, что нынешняя власть устроит еще одну Олимпиаду, теперь только летнюю и на Чукотке. Или на Таймыре. Чтобы было креативно. Вот в такую империалистическую линию я верю.

Вопрос: То есть уран, который ушел на этой неделе – ушел навсегда, это такая контрибуция была 90-х гг. за поражение в "Холодной войне" и все?

Максим Калашников: Не только контрибуция, это прежде всего убийство будущего конкурента. Потому что контрибуцию можно заплатить, хоть и будет тяжело, но при этом есть возможность развиваться дальше. Как Германия сделала – заплатила, но выжила все равно, снова поднялась. А это когда у тебя мало того, что деньги отбирают, у тебя вырезают орган создания будущего – это страшней. Деньги – дело наживное, будущее - дело стократ более сложное. Было сделано то, что предотвратит настоящий подъем, превращение РФ в Большую Россию.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров