Эксперты МГИМО рассказали о новом облике турецкой армии в начале XXI века
20 апреля 2013, 12:20, ИА Амител
Преподаватель военной кафедры и каф. языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Владимир Аватков и Юлия Томилова МГИМО (У) МИД России на сайте russiancouncil.ru опубликовали статью "Новый облик турецкой армии в начале XXI века". Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.
Турецкая армия на протяжении всего времени существования Турецкой Республики обладала значительными привилегиями и являлась неотъемлемой частью политической системы страны. Большинство российских и зарубежных исследователей сходится во мнении, что армия всегда играла роль гаранта сохранения кемалистской линии во внутренней и внешней политике страны и защиты светских устоев государства.
В начале XXI века Турция вступила на путь кардинального пересмотра политического режима в стране, некоторых внешнеполитических приоритетов, перестройки системы внутриполитических отношений. Пошел процесс постепенного отстранения армии от политики, армия начала терять свои привилегии и свою независимость, все больше трансформируясь в эффективный инструмент проведения внешней политики правящей партии. Примечательно, что на фоне происходящих изменений правительство страны начало рассматривать укрепление авторитета Турции на международной арене в контексте модернизации и повышения боеспособности армии. Для этого Турция использует не только собственные ресурсы, но и принимает помощь от своих союзников. Так, к примеру, размещение американского зенитно-ракетного комплекса "Пэтриот" способствовало значительному усилению системы ПВО и одновременно укреплению позиций Турции на Ближнем Востоке. В этой связи на повестку дня выходит вопрос о перспективах развития турецкой армии и ее роли в жизни турецкого общества.
Трансформация политической роли армии
Создание Турецкой Республики в 1923 г. маршалом М.К. Ататюрком началось с прихода к власти военных. На протяжении десятилетий вооруженные силы страны не только обеспечивали безопасность Турции, но и оставались гарантом соблюдения секуляристских принципов в проведении внешней и внутренней политики страны. До прихода к власти Партии справедливости и развития (ПСР) ни одна политическая партия, имеющая исламскую направленность и способствующая укреплению политического ислама в стране, не могла рассчитывать на долгое пребывание у власти. При первых же признаках нарушения светских основ государства армия непосредственно или опосредованно способствовала отстранению этой партии от власти или ее полному закрытию. В 2002 г. ПСР удалось победить на парламентских выборах благодаря своей продуманной экономической программе. При этом ПСР позиционировалась не как происламская, но как консервативно-демократическая партия, сравнивая себя с европейскими христанско-демократическими союзами. Благодаря проведению успешной экономической политики и отсутствию на тот момент четкой происламской линии ПСР беспрепятственно удалось выиграть парламентские выборы 2007 г.
До 2008 года, то есть времени, когда началось активное судопроизводство против представителей как оппозиционных сил, так и военной верхушки, армия представляла собой привилегированного регулятора внутриполитического процесса в стране. Все изменилось с началом дела "Эргенекон" ("Прародина"), когда по стране прокатилась череда арестов бывших и действующих военных, интеллигенции, журналистов — тех, кто якобы был причастен к заговору против правительства.
До сих пор судебный процесс по делу "Эргенекон" не подошел к своему завершению, однако похожий процесс по делу "Бальоз" ("Молот") закончился в пользу правящей партии. В настоящее время идет расследование по делу о "28 февраля", и есть веские основания полагать, что он также закончится не в пользу обвиняемых.
Проведение судебных процессов по обвинению представителей вооруженных сил в подготовке военного переворота против правящей партии привело к полному отстранению армии от политики и укрепило позиции ПСР. В условиях слабости оппозиционного движения армия оставалась единственным серьезным политическим актором, который хоть и не явно, но достаточно эффективно, регулировал внутриполитический курс Турции.
На фоне происходящих изменений правительство страны начало рассматривать укрепление авторитета Турции на международной арене в контексте модернизации и повышения боеспособности армии. Для этого Турция использует не только собственные ресурсы, но и принимает помощь от своих союзников.
ПСР удалось устранить своего главного соперника благодаря осторожному подходу к этому вопросу. Не афишируя своих истинных намерений, партия с 2007 г. проводит курс на внесение изменений в конституцию страны. Поправки, которые были одобрены в результате проведения народного референдума в 2010 г., значительно ограничили участие армии в политическом процессе. В частности, была уменьшена роль военных трибуналов и лишены неприкосновенности от судебного преследования участники переворота 1980 г. Следующим шагом на пути законодательного отстранения от политики представителей военных структур может стать изменение 35-й статьи Внутреннего устава вооруженных сил Турции, которая определяет основную цель вооруженных сил страны как "сохранение и защиту Турецкой Республики". Об этом в начале октября 2012 г. заявлял вице-премьер Бекир Боздаг. По сути, на основании именно этой статьи были совершены перевороты 1960, 1971 и 1980 гг.
Серьезной победой ПСР на правовом поприще стало принятие в 2010 г. нового "Политического документа о национальной безопасности страны" или "Красной книги". В этом документе, который еще называют "секретной конституцией", содержится стратегия национальной безопасности государства, определяются основные вызовы и угрозы для страны. Если в 2005 году составлением этого документа фактически занимались вооруженные силы страны и именно их позиция была в нем прописана, в 2010 году эта обязанность была возложена на гражданские лица, и в частности, на министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. Поэтому неудивительно, что одним из основных приоритетов государства было названо создание пояса безопасности вокруг Турции.
Помимо законодательных и судебных инициатив, Партия справедливости и развития стремится изменить систему обучения молодых солдат и офицеров, для того чтобы полностью устранить угрозу возникновения государственных переворотов. В военных учебных заведениях обучение ведется на основе кемалистских принципов, которые подразумевают сохранение светского характера государства. В октябре 2012 г. министр образования Омер Динчер высказался в поддержку идеи о демократизации военных училищ и введения основ ислама в программу обучения молодых военных. Подобная деятельность ПСР направлена на полное отстранение военных от политики и беспрепятственное осуществление новой идеологии Турции, а именно умеренного ислама.
Таким образом, очевидно, что правительство Турции осуществляет комплексный подход к решению проблемы о вмешательстве военных в политическую сферу. Уже сейчас армии сложно вернуть утерянное доверие общественности и восстановить свой авторитет, поэтому возможность возвращения военных в политику посредством проведения государственного переворота представляется крайне маловероятной.
Турецкая армия в международном контексте
На фоне продолжающегося процесса отстранения армии от политики на международной арене авторитет вооруженных сил Турции, напротив, возрастает. Турция все активнее начинает участвовать в миротворческих операциях под эгидой НАТО и ООН, демонстрировать свои боевые возможности и политические амбиции. Турция привлекалась к миротворческим операциям ООН в Либерии, Кот-д’Ивуаре, Гаити; военных операциях НАТО в Афганистане, Косово. В настоящее время Турция входит в число 15 стран, которые предоставляют самые значительные полицейские силы для участия в операциях по поддержанию мира и стабильности.
С наступлением "арабской весны" на Ближнем Востоке и в Северной Африке Турция получила реальную возможность занять положение регионального лидера. Такие крупные и влиятельные региональные державы, как Египет и Ливия, были дестабилизированы и стали ареной для противоборства внутренних и внешних политических сил. Иран находился и находится до сих пор в осадном положении. С одной стороны, кроме Сирии, у него больше нет союзников в регионе, а с другой — экономические санкции ограничивают его возможности для проведения активного внешнеполитического курса. В этих условиях Турция, выразив поддержку оппозиционным силам в арабских странах, достаточно быстро стала региональным "героем". Однако турецкое руководство понимало, что в случае начала вооруженного конфликта в регионе с участием иностранных сил все лавры от победы достанутся победителям, сама же Турция не получит ничего — и более того, перестанет влиять на региональную ситуацию.
Поэтому Анкара сменила внешнеполитический курс и сделала ставку на демонстрацию своего военного потенциала всему миру, по сути заявив о ключевой роли своих вооруженных сил в процессе формирования новых реалий в регионе. Военная база НАТО в Измире стала командным центром ведения ливийской операции НАТО и плацдармом, с которого боевые самолеты отправлялись для ведения бомбардировок.
В настоящий момент все внимание приковано к Сирии. Заявления западных политиков о наличии в этой стране химического оружия делают реальной угрозу иностранной интервенции. Ситуацию усугубляет возрастающая нестабильность на турецко-сирийской границе, возникшая после того, как один из сирийских снарядов упал на территории Турции, став причиной смерти нескольких человек. Турция отреагировала немедленной мобилизацией различных видов войск на границе с Сирией, бомбардировками Дамаска и прилегающих территорий.
Стоит отметить, что еще до этого инцидента на турецко-сирийской границе происходили перестрелки, которые могли быть инициированы сирийскими курдами. В ходе конфликта в соседней стране Турция не раз призывала международное сообщество создать на севере Сирии так называемую "буферную зону безопасности", в которой военные действия вестись не будут, зато будут размещены сирийские беженцы, которых Турция вынуждена принимать на своей территории. Поэтому падение сирийского снаряда дало правящей партии удобный повод для эскалации конфликта между Турцией и Сирией. Но и здесь не все так просто.
В настоящий момент Турция использует сотрудничество в рамках НАТО для реализации собственных интересов. То есть пока и Турция, и США заинтересованы в свержении Башара Асада, они будут действовать сообща. При этом ни Турции, ни США, ни силам НАТО не выгодно начинать полномасштабные военные действия против сирийского правительства или проводить военную операцию по примеру ливийской, которая вызвала острейшую критику альянса. Другое дело — поддержание ситуации неопределенности на границе, пользуясь которой, Турция может продемонстрировать в полную силу свою военную мощь и привлечь к себе внимание НАТО. Для НАТО это выгодно, поскольку в настоящее время США не обладают достаточными возможностями и желанием вести военные действия в Сирии, вмешиваясь во внутриполитический сирийский конфликт. Присутствие Турции в регионе и ее участие в сирийском конфликте могут помочь НАТО разрешить эту проблему чужими руками. В феврале 2012 г. министр иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу заявил о том, что НАТО проводит политику по установлению мира и безопасности на Ближнем Востоке и Турция будет поддерживать всеми силами эту инициативу. То есть на Ближнем Востоке Турция выступает в качестве союзника и выразителя интересов НАТО, что соответствует ее собственным целям.
На данный момент начало военного вторжения в Сирию отложено благодаря усилиям России и Китая. Россия, как и Турция, стремится укрепить свои позиции в регионе, но не при помощи военной силы, а исключительно дипломатическими ресурсами. Москва отрицательно отреагировала на решение Турции разместить на границе с Сирией зенитно-ракетные комплексы "Пэтриот", которые НАТО планирует развернуть в 2013 году. Россия неоднократно призывала Турцию к началу прямого диалога с Дамаском, однако Турция отказывалась восстанавливать отношения с администрацией Башара Асада, при этом открыто объявляя о поддержке сирийских оппозиционеров. Визит президента России В. Путина в Турцию в начале декабря 2012 г. должен был помочь выработать общее видение руководством двух стран сирийской проблемы. Однако стороны так и не смогли выработать единого подхода к достижению главной цели — стабилизации ситуации в Сирии. По сирийскому вопросу и Турция, и Россия заняли принципиальные позиции, поэтому в случае поддержания подобного статус-кво наши страны не смогут достичь консенсуса по этой проблеме.
В данном случае турецкая армия выступает исключительно как инструмент проведения нового внешнеполитического курса страны, который официально не провозглашен, но активно реализуется на практике. Турция все больше отходит от своего имиджа мирной державы, делая ставку на военную силу и мощь по подобию своего ближайшего союзника, США.
Модернизация турецкой армии
Сирийский сценарий может оказаться для Турции проверкой на лояльность НАТО и США. У Турции появился шанс доказать, что сотрудничество с НАТО является для нее абсолютным приоритетом, в том числе перед собственными внешнеполитическими установками, а также продемонстрировать свой военный потенциал. А для этого необходима боеспособная и модернизированная армия.
По состоянию на 2012 г. турецкие вооруженные силы насчитывали порядка 700 тысяч человек — по численности армия страны занимает второе место в НАТО после США и шестое место в мире. Тем не менее, проблема турецкой армии состоит в нехватке достаточного количества модернизированного вооружения.
В настоящее время значительная часть вооружения, находящегося в распоряжении турецкой армии, была закуплена в США и Израиле, причем некоторые виды вооружения Турции приходится полностью импортировать. Однако Анкара не заинтересована в перевооружении и модернизации своей армии посредством закупки иностранной техники. Первым приоритетом для Турции является развитие собственного военно-промышленного комплекса. В начале 2012 г. Департамент оборонной промышленности министерства обороны Турции представил план по развитию ВПК до 2016 г. Согласно этом плану, к 2016 г. Турция намерена войти в десятку стран с крупнейшей национальной оборонной промышленностью.
Уже сейчас Турция активно разрабатывает собственный беспилотник "АНКА", который планируется запустить в серийное производство в 2013 г. В ноябре 2012 г. было подписано соглашение о поставке 10 таких беспилотников из Турции в Египет. Также в 2013 г. начнется серийное производство турецкого ударного вертолета Т-129.
В декабре 2012 года в Китае был запущен турецкий спутник "Гёктюрк-2", передающий на командный пункт изображения со всего мира, а в конце октября 2012 г. на выставке оружия в Вашингтоне Турция представила свою новую ракету "Джирит". Отличительной особенностью этой ракеты является оснащение лазерной головкой самонаведения, которая практически не имеет аналогов в мире.
15 ноября 2012 г. компания "Отокар", принадлежащая холдингу "Коч", представила первый боевой танк, разработанный и собранный в Турции. Благодаря высокоточному прицелу этот танк может с большой эффективностью поражать даже движущиеся цели. Помимо этого, танк оборудован специальной защитой экипажа от химического, биологического и ядерного оружия.
В рамках программы модернизации вооруженных сил разрабатывается турецкая винтовка "Мехметчик-2". В июле 2012 г. стало известно о том, что Турция начала разработку программы производства баллистических ракет, способных поражать цель на расстоянии до 2500 км. Активно развиваются в Турции и проекты по созданию собственных боевых корветов, подводных лодок, авианосца и истребителя.
И все же НАТО продолжает играть важную роль в процессе модернизации турецкой армии. Американские истребители-бомбардировщики Ф-16, которые составляют основу ударной мощи турецких ВВС, были задействованы при бомбардировках Сирии в октябре 2012 г. и территории Северного Ирака. Собранные в США вертолеты корпорации "Сикорски Эйркрафт" постоянно обеспечивают прикрытие с воздуха при проведении боевых операций против курдов на востоке страны. Положительно решен вопрос о размещении на турецко-сирийской границе зенитно-ракетных комплексов НАТО "Пэтриот".
Очевидно, что Турция стремится к модернизации своих вооруженных сил посредством развития собственного ВПК. Множество проектов в сфере разработки вооружений, которые Турция эффективно реализует в одно время, являются хорошим показателем перспектив национального ВПК, который через несколько десятилетий сможет по некоторым видам вооружения составлять конкуренцию Западу. И все же пока Турция вынуждена закупать иностранное оружие и боевую технику, — в первую очередь это касается артиллерии, — которые вносят ощутимый вклад в усиление вооруженных сил страны.
В заключение можно сказать, что процесс трансформации внутриполитической и внешнеполитической роли турецкой армии идет полным ходом. Через некоторое время армия будет полностью лишена возможности участвовать во внутриполитическом процессе. С другой стороны, значение турецких вооруженных сил для проведения международных миротворческих и боевых операций, в том числе и за пределами региона, будет возрастать. Наряду с этим будет идти активная модернизация турецких вооруженных сил — как при помощи развития собственного ВПК, так и при содействии НАТО.
Наибольшее опасение для стран Ближнего Востока и для России вызывают возрастающие внешнеполитические амбиции правящей партии. Конструктивный и новаторский внешнеполитический курс Давутоглу ("ноль проблем с соседями") с начала "арабской весны" претерпел значительную трансформацию и из созидательного превратился в агрессивный. Во внешней политике Турции произошло ключевое изменение — из страны, только претендующей на региональное лидерство, Турция превратилась в ведущую региональную державу. Министр иностранных дел Давутоглу неоднократно заявлял, что Турция и в будущем "будет идти во главе преобразований на Ближнем Востоке" и останется "владелицей нового Ближнего Востока". Теперь Турции необходимо закрепить эту позицию в регионе и, в том числе, сделать ее легитимной. Поэтому Турции так важно сотрудничество с НАТО по сирийскому вопросу. В случае начала военного вторжения в Сирию турецкая армия сыграет решающую роль в проведении операции, и Турция станет "легитимной" владычицей Сирии и Ближнего Востока.
Что касается отношений с Россией, несмотря на отсутствие общей позиции по сирийскому вопросу, они стабильно развиваются и укрепляются. И все же дальнейшая ориентация Турции на НАТО и проведение ею политики, которая скорее дестабилизирует регион, чем приносит мир, могут существенно осложнить турецко-российские отношения. Поэтому для России так важно вовлекать Турцию в диалог и препятствовать силовому решению сирийской проблемы.
Комментарии 0