Епископ Барнаульский и Алтайский Максим: Сектанты пришли «благодаря» атеизму

05 сентября 2008, 16:08, ИА Амител

В Бийском Успенском кафедральном соборе прошла служба в честь престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы и прибытия в наукоград мироточивой иконы "Семистрельной". Сразу после службы Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, совместно с Благочинным Бийского округа священником Валерием Замятиным дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты "Бийский рабочий". Учитывая, что Владыка редко общается с прессой, предлагаем читателям amic.ru с ним ознакомиться.

"БР": Бийск с надеждой ждал прибытия мироточивой иконы "Семистрельной". Вы провели в нашем городе праздничную службу. Расскажите, пожалуйста, о значении ее приезда в города Алтайского края.

Преосвященнейший Максим: - В Русской православной церкви в последнее время наблюдается такое явление, как обновление икон. Один из примеров - икона Казанской Коробейниковской Божьей Матери, возвращенная нашей епархии. Многие люди относятся к обновлению и мироточению икон по-разному: одни смотрят на это как на проявление силы Божьей, а другие попадают в зависимость, начинают искать чудеса, и на этом их вера заканчивается. Встречи с иконой, обладающей целебными действиями, которые проявлялись и в Московской епархии, и у нас, стали уже традиционными. Люди получают масло, елей, от иконы. Около 1500 бийчан прошли обряд помазания елеем. Само слово "миро" относится к таинству миропомазания. Миро готовится в Москве, и его освящение совершает Святейший Патриарх. Затем миро рассылается по всем епархиям. А в данном случае, когда говорим, что икона мироточит, мы это связываем с елеем, маслом. Но если использовать слово "миро" как силу, исцеляющую не только тело, но и душу, это другое дело. Для нас это событие радостное. Видите, как много народа пришло. То же самое происходит и в других городах. Отрадно, что хранителем этой иконы стал человек военный, за плечами которого служба в горячих точках, - Сергей Андреевич Поляков. Это говорит о том, что Россия действительно меняется и многие люди вновь обращаются к Богу.

"БР": Проводит ли Алтайская епархия антисектантскую пропаганду? В Бийске действует достаточно много религиозных организаций, оказывающих деструктивное влияние на психику людей, особенно на молодые неокрепшие умы.

Преосвященнейший Максим: - Эта тема очень актуальная. Основная вина в сегодняшней проблеме лежит на советской власти, атеистическом безбожном режиме. Тогда уничтожили православные традиции, которые были в государственных, церковных, семейных основах, поэтому люди оказались не защищены. И часто бывало, власть, понимая это или нет, сама давала зеленый свет сектантству. И оно окрепло. Нужно сказать, что у нас разная весовая категория. На секты работают зарубежные банки, институты. А Русская православная церковь до сих пор латает крыши, восстанавливает памятники в России. К тому же, если бы была поддержка государственной власти, то, безусловно, проблема бы давно была решена. Например, была бы поддержка по предмету "Основы православной культуры". Не все просто и с кафедрой теологии Алтайского государственного университета, по сути, к ней очень много вопросов. Нам с трудом удается сохранять там свое присутствие. Сейчас нужно бороться за сохранение чистых душ, начинать надо с детей, которые поймут, что для них родное, исконное, традиционное. И тогда никакие сектанты не смогут взять их быстро и легко в плен. Вести открытую борьбу с сектами сложно, законодательная основа у нас еще не выработана. Но тем не менее в нашей епархии есть отдел при епархиальном совете, где можно получить ответы на те или иные вопросы по сектам. Алтайский край отстает лет на двадцать от центральной европейской России, здесь все продвигается значительно сложнее и медленнее. Люди бизнеса чаще видят только развитие своего дела, если во что-то и вкладывают деньги, то для благотворительности чаще выбирают нечто красивое, заметное. А вот работа по сохранению духовности у молодежи и детей не сильно заметна, но очень важна.

Благочинный Бийского округа иерей Валерий Замятин: - Один из самых значимых проектов, который Вы благословили, Владыка, - это портал "Бийск православный", в котором есть сайт, полностью посвященный сектам. Там рассказано о сектах вообще, о сектах, активных в России и Бийске в частности. Создавая этот проект совместно с БПГУ им. В. М. Шукшина, мы рассчитывали на то, что когда перед каким-либо руководителем или человеком появятся представители религиозного течения, он сможет зайти на сайт и посмотреть, что это за люди и кого они на самом деле представляют. Также мы ведем повседневную работу, включая миссионерские поездки по Бийскому благочинию.

Преосвященнейший Максим: - Я бы хотел добавить, что образовательные структуры края до сих пор еще поражены атеизмом, к сожалению, не понимают или не хотят понять, что "благодаря" атеизму в это пустое место и пришли сектанты. Мы со своей стороны тоже ведем работу. Есть духовные учреждения, гимназии, поддерживаем активный образ жизни, проводим лагеря, молодежные съезды, помогаем молодежи сориентироваться в этом мире. В этом плане у нас даже подписано соглашение с другими традиционными для России конфессиями, благодаря которому обмениваемся опытом. Надеюсь, образовательные структуры и бизнес тоже пойдут нам навстречу. Закрывая глаза на наши проблемы, не учитывая, что сектанты имеют мощнейшую материальную, интеллектуальную базу за рубежом, по сути, они им помогают. Это проблема не только церкви, но и всего государства.

"БР": Вот уже год на базе лагеря "Солнечный" г. Бийска действует православный душепопечительский центр. Какие, на ваш взгляд, первые итоги его работы? Знаю, что у центра немало и сложностей. Каковы его дальнейшие перспективы развития?

Благочинный Бийского округа отец Валерий: - 1 августа мы отметили первую годовщину создания этого центра. Он имеет в своем основании программу реабилитации иеромонаха Анатолия Берестова из Москвы. По Вашему благословению, Владыка, мы направляли в Москву на стажировку людей, и вот спустя год уже можно делать первые выводы. Самое важное и радостное - мы увидели, что наркомания излечима. Хотя говорят, что исцелить наркомана невозможно. Невозможно, если человек сам не хочет. А когда в пустую душу человека входит Господь, происходит чудо - он исцеляется от этого недуга. Важно, что душепопечительский центр "Солнечный" - явление социально-религиозное. Здесь приняли участие и администрация Бийска, и Дума города и Русская православная церковь. Перспективы там очень хорошие, его нужно развивать. Одновременно реабилитацию смогут проходить до 500 человек.

"БР": Есть ли у церкви новые формы общения с молодежью, привлечения паствы?

Преосвященнейший Максим: - В епархиальном управлении есть молодежный отдел, мы общаемся с молодежными центрами других епархий. Тем не менее сложно сегодня говорить о привлечении молодежи вообще к церковной жизни, потому что она перенасыщена информацией из СМИ - о том, что проблем нет, все хорошо. Сложно из этой иллюзии вырвать людей. Надеемся, что наши выпускники семинарии, регентской школы, получив пример активной здоровой жизни, активизируются в храмах.
- Современный мир диктует свои условия. Изменились ли правила поведения в обыденной жизни у верующих? Что можно православным, а что нет? Пользоваться косметикой, посещать ночные клубы, жить в гражданском браке без венчания?..

Преосвященнейший Максим: - Если говорить о верующем человеке, у которого есть свой духовник, батюшка, и который исповедуется, то вряд ли он будет ходить в ночные клубы. Что там делать, искать себе спутницу жизни? Если говорить о косметике - пожалуйста, если она не носит цель соблазнить человека. Так же, как и одежда. Человек должен понимать, что он - творение Божье. Какой бы ни был, он должен благодарить Бога. Если он чем-то недоволен в своей жизни, например, внешностью, безусловно, причину нужно искать в другом - это, скорее всего, его душевное состояние. С православной точки зрения, человек красив тем, что он является образом Божиим. И если он верит в Бога, ведет духовную жизнь, он счастлив. Мне приходилось общаться с одной слепой женщиной, она была настолько жизнерадостна - потому что она была с Богом. Все дело в том, обрел человек Бога или нет. Дело не в каких-то табу. Когда человек понимает, что хорошо, а что плохо, ему не нужны никакие запреты. Вера православная - это не вера запретов. Наоборот. Мы говорим о том, что сделает человека счастливым. Церковь не говорит: нельзя, нельзя, нельзя. Если человек не верующий, то какой смысл говорить глухому - он все равно не услышит. А когда человек в церкви, он сам знает, что можно, а что нельзя. Здесь речь идет о мере духовного роста. Маленький пример: когда человек зайдет в храм в шортах, ему стыдно будет, он сам это поймет, и запреты здесь ни при чем. Все зависит от меры духовного взросления, приближения к Богу.

"БР": Мы знаем, насколько остро стоит вопрос о возвращении РПЦ здания катехизаторского училища (ныне гарнизонный Дом офицеров), которое необходимо и для гимназии, и для организации в Бийске духовного училища. Как сейчас разрешается этот вопрос?

Преосвященнейший Максим: - Весьма сложно. До сих пор, к сожалению, представители Министерства обороны не нашли в себе мужества понять, что нужно вернуть законному владельцу то, что ему принадлежит по праву. И этот законный владелец - Русская православная церковь. Ни о чем сверхъестественном мы не просим. Ведь Церковь никуда это не заберет и не спрячет, а придаст этому зданию благообразный вид и будет использовать его по историческому назначению: воспитывать в его стенах детей. Возвращение Церкви этого здания открыло бы для нас уникальную возможность выстраивать непрерывный воспитательный процесс: православный детский сад - гимназия - духовное училище - семинария. А историческая часть Бийска, именуемая "Казанкой", стала бы центром духовно-нравственной культуры не только Бийска, но и прилегающих районов. Сейчас в катехизаторском училище располагается гарнизонный Дом офицеров. Так и получается - гарнизона нет, а гарнизонный Дом офицеров есть.

"БР": Еще вопрос о возвращении РПЦ в лице Барнаульской епархии Дома игуменьи Тихвинского монастыря в пос. Боровое. Это решение было принято на прошлой неделе на заседании Думы г. Бийска. Какие перспективы возможны по использованию этого здания Барнаульской епархией?


Благочинный Бийского округа отец Валерий: - По благословению Владыки Максима мы там расположим воскресную школу для детей этого села и разместим экспозицию музея Бийского благочиния, посвященную истории Бийского Тихвинского монастыря. Пользуясь возможностью, хочется выразить слова благодарности главе г. Бийска Анатолию Викторовичу Мосиевскому, его заместителю Людмиле Григорьевне Григоричевой, председателю Думы г. Бийска Лидии Афанасьевне Громогласовой и всему депутатскому корпусу Думы г. Бийска за понимание и поддержку в решении данного вопроса.

"БР": Владыка, что бы Вы хотели пожелать жителям Бийска в праздник Успения Пресвятой Богородицы?


- Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности отцу архимандриту Ермогену, настоятелю бийского Успенского собора, за любовь к храму Божию, ревностное служение. Сегодня был полный храм, около двух тысяч бийчан посетило праздничную службу - это говорит о том, что здесь любовь, здесь добрый пастор. Хотелось бы поздравить всех священнослужителей с престольным праздником, поблагодарить за труд Благочинного, а также тех, кто сегодня разделяет сложности и радости нашей Православной церкви, переживает вместе с ней, в этом наше единство. Поздравляю всех жителей Бийска с престольным праздником, хочу пожелать от Господа Бога, Царицы Небесной крепкой веры, которая сделает их смелыми и могущими противостоять злу и греху, в первую очередь внутри себя. Дай Господи, чтобы наша молодежь, несмотря на все сложности нашей жизни, все-таки нашла дорогу к храму. Потому что в этом счастье и крепость будущей семьи, сохранение здоровья телесного и духовного.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров