Есть ли оправдание богатству?
03 ноября 2013, 00:08, ИА Амител
Богатство и бедность не вступают в непримиримое противоречие только в динамично меняющемся обществе где людям постоянно даются новые и новые шансы достичь нужного уровня знаний и наконец-то достичь своей мечты и стать богатым…
Оправдание богатству – только в преодолении бедности
В недавно опубликованной специализированной статье моего коллеги, уважаемого А. Леонидова (Филиппова) "Деловая активность" предложена символическая модель двух взаимосвязанных чаш весов, как символа рыночной двуединой природы (купли-продажи, доставки-оплаты и т.п.). Считаю, что коллеге удалось создать очень ёмкий и лаконичный образ экономического движения, в котором всегда участвуют двое и более лиц, участников обмена. Более того: когда Леонидов пишет, что только сменная гирька на лёгкой чаше весов может придать им постоянное незатухающее движение, я сразу вспоминаю, что развитые страны именно по Леонидову используют свою социал-демократию: двухпартийная система в ХХ веке дала возможность сформировать цикл, в котором периоды наращивания капиталов у богачей чередуются с периодами улучшения положения масс за счёт богачей. Сменная гирька, точнее не скажешь!
Движение вперёд, развитие, деловая активность – первостепенные проблемы для любого общества. Только в деле личное богатство находит себе оправдание в глазах масс. Только постоянный рост экономики может служить гарантом сохранения прав собственности.
В чём тут дело? Человек устроен очевидным образом: он готов прощать превосходство, если надеется его догнать и превзойти. Человек ненавидит тех, чей уровень считает для себя недостижимым, но терпимо относится к тем, с кем его не разделяет пропасть. В обществе роста богатый сегодня – это я завтра. Понимаете, социальная напряжённость снимается тем, что невезучему человеку вновь и вновь развитие предоставляет шансы отыграться!
Я не стал директором этой фабрики? Невелика беда, растут новые фабрики, и у меня есть шансы! Я в своём городе отодвинут на задворки? Невелика беда, строятся новые города, и я могу стать в них "отцом-основателем"! Я проиграл на этом рынке? Невелика беда, возникают новые рынки, и в новой отрасли я точно выиграю…
В динамично развивающемся обществе, в растущей экономике невезучий человек не хочет убить везучего, потому что шансы ещё не исчерпаны, и в везучем ещё можно увидеть себя. В экономике застойно-циклической, а уж тем более тающей, деградирующей – невезучие объединяются для охоты на везучих, и уничтожают их очень жестокими способами при первой же возможности. Тут суровая биологическая справедливость: ты не хотел давать шанса нам, а мы не дадим его тебе!
В обществе, потерявшем динамику деловой активности, в кастовом обществе оправдания богатству нет и быть не может. В таком обществе богатство личности становится источником ненависти, зависти и проклятия.
Мы не прощаем другим обладание тем, на что сами потеряли надежду.
Таков закон жизни – хотим мы или не хотим, нравится он нам или не нравится. Проповедники ельцинизма могут тысячу раз повторить, что зависть – плохое чувство, но закона природы они этим не отменят. Ведь и само слово "успех" означает "успеть", а куда можно успеть в обществе, статично-неподвижном, лишённом динамики и двигательных перспектив?
Развитие вычерпывает социальные амбиции, направляя их вширь, в бесконечность пространства. Ну не стал я редактором в этой газете, не беда, открываются новые газеты, стану там… А если не открываются? А если, наоборот, закрываются, и борьба за лидерство становится всё более острой, приобретая черты зловещей игры зоологов "крысиный король"? В растущем обществе всем найдётся место; в обществе сжимающемся – наоборот, теряют места те, кто ещё вчера их имел.
История показывает абсолютную симметрию между процессами делового развития и социального оптимизма, человеческого семейного и личного счастья. Хотите формулу человеческого счастья? Она перед вами, она в деловой динамике: "завтра будет лучше (больше), чем вчера!". При этом, как показывает история, текущий уровень быта совершенно не важен. Можно питаться одной картошкой, ходить в одном ватнике, но, предвкушая своё лидерство в городах будущего, ещё не построенных городах, чувствовать эйфорию брызжущего оптимизма. А можно быть в необычайно комфортных условиях, но при этом страх за будущее сделает человека жутким пессимистом и мизантропом.
На протяжении всей послевоенной советской истории рос уровень жизни советских людей. А вот уровень счастья, оптимизма, радостного настроения вместе с уровнем жизни не рос. По мере торможения развития в 70-е годы ХХ века спадал и уровень оптимизма. Люди жрали в три горла, а счастливы не были. Уже с 60-х годов ХХ века стала формироваться каста, отсекавшая будущее у тех, кто в неё не попал. А раз у тебя отсекли будущее – чему радоваться-то?
Сперва каста действовала робко, непоследовательно, экспериментально. Конечно, и 80-е годы ХХ века ещё знают истории стремительного взлёта личности с низов! Но всё же ельцинизм, как устоявшийся и системный кастовый строй, вытекает из робких поползновений партноменклатуры второй половины ХХ века. Ельцин завершил то, что Хрущёв начал: блокирование социальных лифтов.
Каста ненавидит развитие в любом виде, она стремится остановить время, зафиксировать наличное состояние (пусть всегда будет, как сейчас) – по двум причинам.
Во-первых, новое угрожает власти касты, угрожает её тотальному контролю за низшими кастами. Нередки примеры, когда одно-единственное новое техническое решение обрушивало всю веками складывавшуюся иерархию, потому что старое начальство с применением этого нового решения оказывалось вдруг никому не нужным.
Во-вторых, каста ненавидит развитие ещё и потому, что развитие множит успешных, тем самым разбавляя и размывая уникальность представителей касты. Если ты один имеешь телевизор в городе, это одно, а если все его имеют – совсем другое. Казалось бы – тебе-то какое дело? Твой-то телевизор не испортили и не отняли! Ты не потерял ничего; а на самом деле, ты потерял всё…
И наступает тот момент, хорошо знакомый историкам древнего мира, когдакастовость срастается с сатанизмом и демонизмом. Быть уникальным – не грех, скорее дар судьбы. Но когда высшая каста пытается сохранить свою уникальность искусственно, уничтожая и вытаптывая ростки всего, что могло бы облегчить жизнь людям в целом, человечеству, как таковому, – каста превращается в собрание злодеев, в заговор против человечности.
Только стремительное развитие может сформировать общенациональное единство богатых и бедных. В обществе застоя или упадка никакого национального единства быть не может: если не умножать и не прибавлять, то получится, что любую корку хлеба ты делишь с соседом и отнимаешь у соседа. Нет развития, нет деловой активности – нет и общественного оправдания богатству. Оно больше не маяк, указывающий путь другим, а болотный огонёк, блуждающий по трясине, и порождаемый гнилостными процессами.
Если богач не несёт всем нам перспективы завтра стать такими же, как он сегодня, то зачем он нам нужен? – неизбежно спросят люди. Какую служебную цель и функцию он несёт в целостном общественном организме? Получается – никакой, он живёт не для нас, а сам для себя, но в таком случае, он уже не орган, а паразит или опухоль на теле социума…
Если двигатель, вместо того, чтобы толкать всю машину, тратит топливо только на свои внутренние процессы, то такой двигатель выбрасывают на помойку. Если богатых считать двигателями прогресса, авангардом развития, то без прогресса и развития они – сломанный, испорченный, никуда, кроме как в утиль не годный двигатель.
Так в обществе застоя (где сегодня живёт вся планета Земля) сталкиваются две ненависти в зловещее завихрение по типу 1917 года: ненависть бедных к богатым, как к бесполезным паразитом, никуда не движущим общество; и ненависть богатых ко всему человечеству, в котором застойные богачи видят постоянную угрозу своему лидерству. Какую сферу человеческой деятельности ни возьми – всякая угрожает застойному богачу-тунеядцу.
Возьмём технику: инженер может изобрести нечто, что перенаправит финансовые потоки, пошатнёт власть верхушки, а потому долой инженерию! Возьмём культуру: писатель, художник, даже композитор и скульптор могут пробудить здравый смысл, человеческое естество, нетерпимое к лидерству паразитов. А потому – долой культуру, долой искусство! Возьмём расширенное воспроизводство дешёвых товаров: если сделать их много, то люди обретут комфорт, и не так рьяно будут целовать ноги "милостивцев-благодетелей" за каждый медный грош подачки. А потому – долой производство, долой дешевизну – делаем меньше, дороже, недоступнее, чтобы рабы знали своё место…
Каста, сформированная застоем и, в итоге, защищающая застой, искусственно углубляющая и укрепляющая его – в конечном итоге, становится ненавидящим человечество врагом жизни, всего живого, находит себя в некрофильстве и некромантии. Разве не это мы наблюдаем сегодня у современных "элит"?
Если не строятся новые фабрики и новые города, не рождаются новые отрасли и направления деятельности, потребность человека в положительных эмоциях перерождается в социальный садизм. Связь социального садизма с "застоем обыкновенным" гораздо теснее и плотнее, чем обычно принято думать. Желудок, не получающий пищи, начинает переваривать собственную слизистую оболочку (так образуется язва желудка). Человек, не идущий вперёд, начинает врастать в преисподнюю. Когда энергия не расширяется – она концентрируется. А что происходит с концентрированной, сверхсжатой энергией? Взрыв – это концентрация энергии. Самовозгорание – это концентрация тепловой энергии. Деформация любой формы – следствие сжатия энергии, концентрированной к центру…
Дело формирует Человека с большой буквы. Сложность и новизна дела формируют сложный и активный разум, в отсутствии же задач разум отмирает, деградирует. Сложные манипуляции рук – источник сложной духовной культуры, богатого внутреннего содержания у человека. Уберите сложные манипуляции рук – и получите примитивные души зомби…
Можно совершенно очевидно констатировать, что человек существует в качестве человека (а не больного социопата) только в развитии и расширении своей деятельности. Застой несовместим с природой человека и в итоге порождает монстров, чей праздный ум одновременно чудовищный по изуверству выходок и патологических идей ум. Воспевая результаты и итоги Дела, мы часто забываем сказать о великой целительной и созидательной пользе самого процесса дела. Например, автор развивает мозг в процессе написания статьи, независимо от публикаций, гонораров, известности и тому подобных плодов и итогов его работы. Первый итог его работы – заключён в самой работе.
Именно поэтому я утверждаю, что производство, индустрия существуют не только для прибыли (прибыль и другими путями можно получить), а ещё и сами для себя, как самоцель. Само их существование есть достойная цель, потому что увеличивает количество и умственные качества населения страны. Есть работа – есть и жизнь, сложная работа – развитый ум!
Дело, деловая активность принуждены судьбой проходить между сциллой рабовладельческого сатанизма и харибдой левеллерских уравнительских утопий. Суть деловой активности – неограниченное по времени и растущее по числу предложение новых шансов тем, кому не повезло в жизни. Деградирующий от вседоступности и вседозволенности богач не может быть источником деловой активности, как не может быть её источником затюканный нищий, мечтающий всё поровну поделить и на том "навеки уснуть". Именно поэтому мировая наука давно уже утверждает, что и богатые и бедные – источники торможения развития, консервативные якоря, а единственным источником роста является т.н. "средний класс": тот, кто не надел на себя корону, но и не поставил на себе крест.
Общество, в котором всё раз и навсегда поделено, карт не пересдают – есть общество застоя, независимо от того, как поделено, поровну или не поровну. Прав тут Леонидов – это весы, у которых чаши заклинило, и которые никакой пользы для практической деятельности человека потому и не имеют. Ёмкий образ! Весы живут колебаниями сменяющихся взвешиваний на них. И экономика живёт колебаниями потерянных и вновь подаренных шансов для тех, кто чего-то хочет добиться в будущем. Ведь очевидно же, что если нет мечтающих о лучшем будущем, верящих в лучшее будущее – то нет и самого будущего!
Автор – Вазген Авагян, НСН "Венед"
Комментарии 0