"Это место, где нет дорог. Где есть только направления": блогер делится впечатлениями от 32-дневного путешествия на УАЗ Патриоте по Алтаю, Тыве и Хакассии

10 ноября 2011, 08:28, ИА Амител

На сайте  gps-club.ru в рамках конкурса LEXAND и GPS-CLUB.RU опубликован рассказ путешественника "Затерянные земли". Предлагаем читателям ИА "Амител" с ним ознакомиться.

Это рассказ об одиночном путешествии длинною в 13 800 км и 32 дня, совершенном мною с семьей на УАЗ Патриоте.

Это 32 дня диких гор, степей и безумных красок удивительных уголков планеты. За 32 дня мы проехали через Алтай, Тыву, вдоль границы Монголии вышли в Хакассию и ушли на Байкал. Это место, где нет дорог. Где есть только направления. Где GPS/ГЛОНАСС навигатор – это единственное, что может помочь найти дорогу. Потому что ее даже не у кого спросить – там просто никого нет. Итак…

Часть I.

Здесь все по-другому. Здесь горы выше, дистанции больше, а цивилизация встречается реже, чем люди. Погода здесь меняется каждые полчаса, а возможность увидеть заветные столбики в "сотовом" бывает крайне редко. Здесь нет Интернета на протяжении тысяч километров. Зато здесь всегда свежий хлеб. Здесь в июле лежит снег, а вода – чиста как слезы.

Здесь, в Затерянных землях нашей необъятной Родины.

Это поездка возникла спонтанно. Она родилась вечером за ужином, и готовилась всего несколько дней, и изредка это всплывало в пути. Выезд был запланирован на 1 июля, но за несколько дней трудно собраться, и первого утром мы все еще бегаем по магазинам. Беготня затягивается, и мы все же выезжаем из города почти в 22.00. Впереди были тысячи километров – было все равно, когда уезжать. Уже по телефону мы отдавали ценные указания, как кормить кошку, и где забрать ключи от квартиры. Поездка была на столько спонтанной, что даже денег у нас было только в одну сторону. 

Первый день. Немного трудно. Давно не спал, выехали еще вчера вечером, да и бескрайние просторы укачивают. Мы идем не больше 80 – спешить больше нет никакого смысла. Ребенок то спит, то смотрит мультики. Все реже попадаются знакомые цифры регионов. Не можем нигде заправить газовый баллон. Так и не удалось найти гостиницу – проехали весь Омск, но абсолютно все занято. Выезжаем за город и ночуем на обочине в машине. 

В Сибири удивительные восходы.

День второй. С придорожной инфраструктурой в Сибири плохо :-). Заправки, конечно, есть, а вот нормально питаться трудно. С мотелями вообще край. С трудом удалось позавтракать - еда отвратительная. После обеда въезжаем в Новосибирск. Сразу на въезде, неплохой кемпинг, сносно пообедали.

Город просто заполонен праворукими авто. Немного катаемся, но впечатление удручающее. Дороги плохие, интересного немного. Уезжаем. Через плотину пробка. Долго ищем гостиницу по дороге и в итоге останавливаемся в отличном мотеле. Хороший номер, отличный ресторан. До Барнаула 100 км. Пройдено – 2500 км. 

День третий. Завтракаем и идем в Барнаул докупать все, что не купили в Уфе – продукты и кое-какие вещи. Алтайский край производит приятное впечатление – на дорогах очень чисто, дороги хорошие. Барнаул – вообще песня.

Мы предполагали, что это будет большое село, а оказалось… В общем, жена сказала, что бросаем свой аул, и переезжаем сюда :-). Я согласен - отличный, чистый, современный город, огромные развязки, торговые центры… в общем мечта. Катаемся по городу, заезжаем в "Ленту". Окей после нее – жалкая пародия автобусного киоска. Докупаем продукты. 

Проходим Бийск – небольшой городок. Все закрыто воскресенье, 17.00), но в Эльдорадо успеваю купить местную сим-карту, причем купил, даже не зарегистрировал. Пытаемся безуспешно заправить газовый баллон.  

Проехали место гибели М.Евдокимова. Много посетителей.

Въезжаем в Республику Алтай. Первые впечатления ужасны. Все первые населенные пункты просто усыпаны отдыхающими, везде все сдается, кафе, музыка…. Некоторые интригуют.

Берега Катуни просто усыпаны мусором. Где то это я уже видел…. Ах, да, на юге же.. Немного расстраиваюсь. Однако километров через 70 все идет на убыль, и мы останавливаемся ночевать в небольшом кемпинге, в домике с душем. Цены сильно прыгнули – если вчера за отличный номер мы платили 1400, то сегодня за домик с нагревателем, сыростью и комарами за 1800. Правда есть свет, переключили холодильник в машине с инвертора на домик. 

Прохладно. Жарим шашлык, гуляем.

День четвертый. Сбывается мечта – мы катим по Чуйскому тракту. Вне всяких сомнений – он просто ВЕЛИКОЛЕПЕН. С каждым десятком километров горы растут все выше.

Связь уже есть не везде, перевалы все выше, наконец Семинский перевал, 1790м. Поднялись нормально, но к верху температура поднялась к 94, а на перевале, на рыночке сувениров, после того как заглушил, прыгнула к 104. 

Надо быть внимательнее. Прошли по ряду, ценники, конечно, жесть. За коготь медведя просят от 800р, а даже за самую маленькую безделушку типа деревянного кулона – от 100. Даже на югах продавцы скромнее. Хотя.. каждый живет как может.

Едем дальше. Чуйский все краше. Подъем на Чике-Таман. На перевале встречаем голландца на мотоцикле, едет в Китай один, интересный мужик.

Дорога идет вдоль Катуни, очень красиво. На одном из языков дороги, остановились поснимать. Рядом затормозил местный с ребенком. Предложил хариуса, взяли на вечер, положили в холодильник.

Проходим впадение Чуи в Катунь. Тоже есть посетители. На дальнем берегу палаточные лагеря. Интересно, здесь везде так?

Остановились на обед, в какой то забегаловке. С трудом съели по чуть-чуть. В общем грустно здесь с едой. Правда и цена не большая, на троих около 300 руб. Тут же в деревне, увидев газовую заправку пытаемся залить баллон. Алтаец нехотя соглашается залить до половины, 2,5 литра. Больше ни в какую. Да-а.. пролет.. Надо было дома делать все. 

Проезжаем Белый Бом. Очень много памятников погибшим на войне- они повсюду, в селах, на дорогах. Заправляемся, цена бензина тихонько растет – уже 23.90.

Все кажется безумно красивым, повсюду хочется остановиться и запечатлеть.

Теперь тракт действительно Чуйский :-)

Горы еще выше. С огромной скалы падает водопад Ширлама. Мне он кажется просто огромным, хотя это всего лишь начало.

Мы едем дальше. До Акташа чуть меньше сотни, но и время к вечеру. Вдоль трассы всюду горные речушки, одна стремительнее другой.

Первый раз видим Чуйские белки. Впечатляет.

К вечеру, часам к 6, подъезжаем к Акташу. Это почти последний оплот цивилизации на М52, несколько магазинов, Сбербанк, две гостиницы. Бензин по 24.50. проверили карту – денег нет. Заправляемся по полной, баки, канистры и уходим в глубь Алтая, к первой цели – Телецкому озеру. Асфальт кончается, и начинается неплохой грейдер. Сразу же первая достопримечательность – Красные ворота.

Ранее, здесь проходила пеше-конная тропа по гребню Айгулакского хребта, а река Чибит протискивалась в узкое ущелье. Позже, ущелье было взорвано, проложен мост. Красными, ворота называются из-за киновари, в больших количествах содержащихся в скальных породах. Сейчас здесь отличный грейдер протискивается между Айгулакским и Курайским хребтами.

Время уже почти 19.00 и мы начинаем искать ночлег. Сунувшись по небольшому плакату "Рыбалка, баня на озере 5км", попадаем в горную колею и преодолевая грязь на полном приводе, идем туда, попутно думая, собственно на кого рассчитан этот плакат. Едем вдольр.Чибитка около 5 км почти полчаса. Приезжаем – два домика и баня , очень холодно. За дом просят 400 р с носа. Разворачиваемся.

В итоге находим базу по 100р с носа, хозяином оказывается прапорщик пограничной заставы Акташа, родом с Кумертау. Очень обрадовался. Правда, то ли общительный, то ли земляков давно не видел, но немного назойлив :-) , а может мы просто устали.. Ночуем. В нашем распоряжении деревянная юрта с печкой. Свет от генератора, заводится на пару часов. В итоге включаем свой, цепляем все зарядки и переключаем холодильник в машине на генератор.

День пятый. Встал до восхода, хотел поснимать, но реально оказалось нечего. Пока Ромка завтракал, обнаружил, что в новом ноутбуке нет ни Фотошопа, ни даже просмоторщика. Иду "стрелять" по соседям, в итоге нахожу у новосибирцев "гляделку" и 4-й фотошоп. Выехали рано. Сегодня в планах пройти 150 км до Телецкого. Проходим перевал Улаган.

Быстро дошли до деревеньки Улаган. На удивление, это оказалось крупное село с приличными магазинами, Сбербанком, Домом Правосудия, и заправкой! Купили хлеба. Взгляды почему то косые.

По дороге в небольшом озере вижу американскую золотую утку. Красивая, никогда раньше не видел.

Идем на Балыктуюль, в нем, сразу же на въезде поворачиваем направо на Балыкчу. Дорога превращается в полевую колею. Но машины ходят, раз в час кто-нибудь попадается. Много недоприводов праворуких. Недоприводам сложно – постоянно выходят, направляют друг друга. Проезжаем Пазырыкские курганы. В Интернете написано много, в реальности непонятная куча разваленных булыжников. 

Погода меняется очень быстро, опять накрапывает дождь. Представляю, что сейчас произойдет с недоприводами.

Однако, дождь проносит. Колея то хуже, то практически грейдер.

В лесу, на ручье сидит группа туристов, они идут с Телецкого уже третий день, не пришла машина за ними. Достаем телефон, пытаемся прозвониться, но из-за леса не видно спутники, обещаем прозвониться с горы. Позже, через час или полтора, связь все таки появилась, дозвонились до турфирмы, там отвечают, что машина ушла три дня назад еще. Сервис однако.. 

Отличная колея через лес, внезапно, лес обрывается и я вижу первую жесть. Я высоты, между прочим боюсь :-) . А тут такое. Как разъезжаться – не понятно. Но вдали - что-то сказочное…

Выходим на Кату-Ярык. Ох…..

Далее я не буду говорить слова круто, обалдетьь, прекрасно, огромно и прочее. Здесь все круто, обалденно, прекрасно, огромно и просто охренительно. Я даже не могу предположить, почему и как и природы получаются такие вещи.

От вида Кату-Ярыка, и от мысли что туда нужно будет спуститься, у меня сжались виски. Сжались сильно. Я вообще высоты боюсь. А тут… в общем что говорить то… 

Это место, где безумно красиво и страшно.

Это место, где орлы парят чуть выше лобового стекла. 

Это Кату-Ярык.

На другой стороне шикарно падает водопадом р.Карасу. Сам Кату-Ярык, конечно, великолепен. Его высота от подножия – 800м, длина 3,5 км с 9 поворотами и уклоном в 10 градусов. Это единственный автомобильный путь в долину реки. Эту дорогу начали строить еще в 1987 году, три бульдозериста, отец с сыном и племянником, в течении двух лет работали на перевале. Всю же дорогу от Улагана до Балыкчи, около 120км, они пробивали почти 10 лет.

Большинство машин с перевала уходят обратно. Хотя вниз идет тоже не мало. Технически, спуск даже для недопривода не представляет проблем. Самая большая беда – невозможность разъехаться, приходится быть внимательнее. 

Спуск ОГРОМЕН. На второй фото видно маленькую точку- это "буханка". И это – всего лишь одно колено перевала. Внизу оранжевый – экскаватор.

На спуске столкнулись с бизнесом по-алтайски. Ремонтник-экскаваторщик насыпает огромную кучу камней на дорогу, и потом убирает ее за 100 руб. с машины. При том что на спуске НЕЛЬЗЯ РАЗЪЕХАТЬСЯ ДВУМ авто. Назовем его редиской... : Туда мы с боем прорвались прямо по камням, назад же очень крутой парень на Л200 стал орать, что он и туда платил, и сейчас со всех денег собрал…. Жесть короче…

Но страх Кату-Ярыка быстро восполняется. Мы идем по долине Чулышмана…. Это МЕГА-ЖЕСТЬ. Река зажата в скалах, дорога вдоль реки. Со скал, высотой в 2500-3000метров падают водопады. В общем , не опишешь этого…  

Выходим посмотреть на Чулышман, машину сдвигаем, вдруг кто поедет.  

Чулышман дик и красив. Я бы очень хотел однажды сплавиться по нему.  

Идем к Телецкому. Навстречу попадается нисан пикап, он говорит что мост смыло через р.Башкаус, и на озеро не проехать. Однако через два дня обещают пустить.  

Добираемся до впадения Чульчи в Чулышман.  

В устье находится небольшая турбаза, где на огороженной территории можно поставить палатку. Они же за 500р. перевозят на лодке на другую сторону реки. Далее, около 9 км по руслу Чульчи можно попасть на водопад Учар,  высота каскадов которого составляет 160 метров. Но погода быстро меняется и мы не рискуем с ребенком пойти пешком.  

Проезжаем немного еще и на берегу Чулышмана делаем дневку.  

Наша первая дневка. Сидеть в кресле просто прекрасно. Ничего не хочется – можно созерцать вокруг вечность. Пробуем немного рыбачить. На ужин – уха из хариуса.  

День следующий. Идем на Телецкое. Дорога где то хуже, где то чуть лучше, легковым здесь уже сложнее. Попадается небольшая деревенька Ко – вот уж и вправду, богом забытое место, подумал я. Эх.. Знать бы что дальше.  

Хотя даже здесь непонятно, что делать зимой, когда все засыпает снегом.  

Погода все также молниеносна.

За полчаса удается снять то, на что на Урале нужен день :-) .  

Доезжаем до р.Башкаус. Моста и вправду нет. Когда будет неизвестно, т.к. нет соляры. Спросили у нас, не видели ли мы бензовоз по дороге… Однако.. Мост ,видимо, будет не скоро. В брод не проехать – говорят, что вчера  прошел Камаз и ему было по лобовое стекло. Интересно, а кто сейчас на Телецком, им как оттуда ? Уезжаем. На подъеме – отличная панорама. Таким я заполнил долину Чулышмана. Такой она останется для меня навсегда –  вечной и непостоянной.  

Мы движемся обратно. Дождь пытается прервать наш обед, и мы перебираемся в машину.  

Здесь же заливаем остатки бензина. Сейчас у нас всего полтора бака. Странно, то ли я посчитал неправильно, то ли больше расход.. Если б поехали на Телецкое, обратно были б проблемы. Надеемся на заправку в Улагане.  

Опять Кату-Ярык, опять кружиться голова и сжимаются яйца. Опять редиска-экскаваторщик. Вот они , герои страны.

Поднимаемся. Где то перед входом в лес, небольшая тропинка к обрыву, мы движемся туда, где то там должен быть водопад, видимый снизу. Находим его. Интересно, что речка тоже называется Карасу, так же как и на другой  стороне Чулышмана. :-)

Там же весьма интересный дом. Заброшенный, но со свежими следами пребывания людей внутри. На отшибе, на краю пропасти, у водопада. Красиво и жутко.  

В Улагане заправляемся. Перед Акташем в ущелье Красные ворота лежит поперек камаз. Снизу уже приличная пробка из грузовиков и небольших машин. Объезжаем. Самый край уступа, жена направляет, и водители ждущие трактор  помогают. Вдруг машина покачнулась, дикие глаза жены, все орут и машут – колесо сползло в обрыв. Думал все… Приходит запоздалая мысль, что ребенка надо было высадить…  

День следующий. Гостиницу не нашли и ночевали в машине у Акташа. С утра забрали пропуска в погранзону на погранзаставе. Адрес в Интернете чуть верен, но нашли не сразу, даже пришлось позвонить им. В глубине улицы  белое одноэтажное здание. Адрес Акташ, Парковая 32, вч2080, тел. 462-35-55, 462-36-54. Вокруг много машин и людей. На проходной дежурный совсем не вежливо поинтересовался, заказывали ли мы вообще их, но  узнав, что за полторы недели, резко подобрел. Весьма быстро нашел их в большой папке и под роспись выдал мне их. Получается, что ждали всю ночь зря – можно было и вчера вечером забрать. Да и переживал я, я заказал их  за три дня до выезда, отправлял факсом два заявления, ребенка вписывал себе. Приняли очень вежливо, объяснили как и что, дае адрес продиктовали электронный Надеялся, что за время дороги и Чулышмана их сделают :-).  

Выходим, кто-то смотрит с завистью – говорят, что без предварительной заявки их можно ждать весь день. Заезжаем в СберБанк, наконец то пришли деньги на карту, снимаем, теперь гораздо свободнее. Докупаем свежие  продукты, молоко, колбасу, забиваем холодильник. Заправка в Акташе одна следующая только в Кош-Агаче, опять заправляемся до верху , и уходим на ледники Актру.  

Выходим в Курайскую степь. Все что пишут в Интернете – правда, она красива.  

Подъехали к Кураю, всего 50 км от Акташа. Заправка все таки есть, но такая…. Останавливаемся под деревом, забить точки в навигатор. Смотрим карты, прикидываем дорогу. Проходим через Курай, и едем по широкой улице  налево, через всю деревню. В поле уходит отлично накатанная дорога. Идет около 2 км, доходит до моста через Чую, и идет обратно :-). От Курая до Актру не больше 36 км. Первые 28-30км, до нижних стоянок – это отличная  колея, подвластная любой машине. Летим 80 и радуемся. Небольшое затруднение для легковых может вызвать только брод через р.Чичке.  


На нижних стоянках несколько домиков, но попасть в них не удалось, приехали иностранцы. Говорят, что дальше дорога только для УАЗов и зилов, и так как по стечению обстоятельств мы тоже на уазе, решаем ехать. Первое  же препятствие – мост. На той стороне в луже стоит заглохший трехдверник "галлопер" - залили.  

На удивление проходим просто. Речка Бол.Актуру мелкая, просто большие камни, в конце луже, не доходит даже до капота. Начинаем подъем.  

Подъем – ПОЛНЫЙ АТАС. 6 км за 2 часа, машина почти кипит. Сплошные камни и лужи грязи. Машина умудряется глохнуть даже на пониженной с дизельными главными парами.  

Выходим в долину – это стоило того.  

Долина Актру сводит с ума. Широкая галечная гряда, сотни ручьев из ледника и р.Бол.Актуру, мы как слон, разбрызгивая воду несемся по долине.  

Народу много, у метеостанции заняты все стоянки, встаем вдалеке, где то в елках. Зато тихо.  

Время 17.00, и уже прохладно, пытаюсь переделать купленный в Акташе обогреватель на полкиловата, чтобы поставить в машину, где будет спать семья. Себе ставлю палатку. В нагрузку дают холодильник. :-)  

Высота лагеря – 2090 м.  

День следющий. Сегодня отдых. Не смотря на это, встал ни свет ни заря, ходил фотографировать горы. Бесспорно, что Северо-Чуйский хребет – жемчужина. При его весьма легкой доступности, мы можем посмотреть и  заснеженные вершины и ледники. Всего ледников в этом бассейне пять. Малый отлично виден из долины и заканчивается на высоте 2115м, далее в закрытой котловине находится Большой Актру, его максимальная толщина  достигает 360м. Это выше, чем Эйфелева башня.  

Ходил на ледники. Семья не пошла. Ледники вблизи разочаровали :-) – то, что из далека сияет белизной и манит – в близи грязный лед :-) . Надо смотреть издали :-)  

Сначала шел на альплагерь, потом перешел реку и пошел в лоб. Долго поднимался по морене, хотя позже выяснилось, что от лагеря идет отличная тропа.  

Постояв у ледника, посмотрев на альпинистов, пошел на Большой Актру. Без снаряжения соваться страшно, да и один – лед хрустит. Провалишься и все.  

Обхожу вершину, перехожу речку обратно.  

Поднимаюсь на гребень и вижу вдали ледник. Однако, вижу и тяжелые облака. Решаю развернуться. Иду вниз и нахожу отличную тропу с указателями.  

Пока дошел до лагеря, вершины затянуло.  

Копался в машине - нашел причину пробоя и качения на последних 200 км – лопнула пружина и вырвало с корнем задний амортизатор. Завтра обратно в Акташ, там есть магазин с надпись УАЗ. Кстати, магазина с надписью  Тойота я не видел там :-).  

После обеда все затянуло облаками, моросит дождь. Режемся все в "танчики" Денди и пьем глинтвейн. Жжем костер и греемся . Счастье.  

День кажется десятый. Дождь не перестал, все затянуло еще больше. Собираемся и уходим. Спустились быстро. Дошли до Акташа. Продавец запчастей на УАЗ офигел, когда узнал, что УАЗ бывает на пружинах :-). Амы удалось  купить, но короткие, от 3159. Идем в Кош-Агач.  

15-00. Обедаем в Кош-Агаче. Несколько кафешек, но приличная одна, на улице где рынок и большинство магазинов. Есть Сбербанк – снимаем еще денег на всякий случай. Связь – полный отстой- звонить удается, но все что  связано с Интернетом ыыы… Узнаем у местных, где можно заправить баллон газом, отправляют к кому то на край деревни, долго рыщем, но так и не находим. Едем заправиться. Заправок много, штуки 4. Помня про опыт  Чулышмана и Актру, до которого всего 36 км от трассы, но бензин ушел чуть ли не весь, заправляю все что можно. Даже генератор. Хотел купить еще канистру, но объехав ВСЕ!! хозтовары, так не нашел. В почти десяти  магазинах, сказали, что даже никогда и небыло. Вот так то.. А вроде ведь нужная вещь. В итоге, беру в запчастях три 5-литровые канистры из под масла, и заполняю их. Ставлю наверх, немного текут через пробки, но в  целом у нас 150 литров. Бензин по 26.40. Также не удалось купить и пружину, запчастей много, но все на 469 и газель. Купили зато трос газа и колодки. На всякий… :-).  

Едем по указателям на Джазатор. Выехав за поселок, останавливаемся, смотрим в карты, забиваем ключи в навигатор, едем. Проезжаем информационный щит, что начинается погранзона. Пересекая здоровую степь по ужасному  грейдеру, думаю, зачем все таки пропуска. Огромное плато испещрено сотнями ручейков р.Тархаты.  

Отъехав, буквально километров 15 от Кош-Агача, взлетев на холм перед нами открывается забор из колючей проволки и шлагбаум, с прилегающей к нему погранзаставой. Выходит пограничник, записывает нас, проверяет  свидетельство на ребенка, сверяет наши паспорта, смотрит багажник, спрашивает по оружие, и пропускает. Пригодились :-)  

Дорога… ну как бы это помягче сказать то… Ну вот у вас была в детстве дома стиральная доска? Советская такая? Вот там такое же :-) . Зубодробиловка. Подбираем скорость – на 50-ти вроде ничего, едем. Все затянуто, но  все же красиво. К вечеру растягивает.  

Дорога улучшается, и уже можно идти даже 80. Вокруг – никого. Огибаем Южно-Чуйский хребет  Солнце уже в закате, а перспективы ноль. Бесконечные хребты уходят в горизонт, на дороге никого и ничего. Доходим до развязки на Теплый ключ, сворачиваем. По навигатору до перевала около 30 км. На перевале вроде  должна быть какая то база. Жена уже ругается, ребенок хочет спать, но мы едем. Вдали озеро Зерлюколь-Нур. Проходим половину пути до Теплого ключа. Интересно, что по всем картам и навигаторам, дорога качества грейдер,  и идет прямо. В реальности же, упираемся в поворот 90 градусов направо, а прямо идет чуть заметная колея-тропка. Поворачиваем.  

Идем до упора – несемся по перевалам по какой то раздолбанной колее в сумерках – включаешь свет и ни черта не видно. Наконец почти стемнело, мы заехали за гребень, высота 2430м, торопимся. Машину подбрасывает,  сильный удар сверху. Блин… Сломалась стойка багажника и он лег на крышу. Тихонько ковыляем, еще пяток километров и мы у щита – Джумалинские источники. Время 23.20. Вышел охранник, и все же счастье было на нашей  стороне, и был пустой домик. Ура! После суток под дождем на Актру печка это круто. Расположились, перекусили консервами. Ребенок вырубился моментально. Все опять затянуто облаками.  

Утро. Осматриваем владения. За вот этот домик, куда солнце проникает через щели, просят всего 150 рублей в сутки. А вот за охапку дров уже 300 :-) . Напротив в далеке – шахта, добывают вольфрам и молибден. С другой  стороны – дорога на Теплый ключ.  

Ревизирую машину. К амортизатору и пружине добавилась еще одна проблема, более сильная. Сломало задние стойки багажника. Обе. Это пипец. Амортизатор заменил, второй не стал, теперь стоят два разных . С багажником  ничего не придумал, просто развел стойки и вложил между ними толстую доску, замотав все проволкой. Убрал сверху бензин, воду и хайджек.  

Погода сильно облачна, но начинает разветриваться. Жена доваривает суп, мы обедаем и собираемся съездить посмотреть на хребет Сайлюгем и г.Таван-Богдо-Тула.  

Бьемся через перевал Теплый Ключ. Полная ого-го. Такого я не видел нигде. Даже подъем на ледники Актру был асфальтом. Нет ни сантиметра чистой колеи – сплошные валуны и камни. Смотришь вверх – падает шапка. 6 км  сумасшедшего подъема за час. Высота 2925 м. Так высоко я еще не заезжал – для примера, высота всеми любимого Иремеля всего 1540м .  

Вдали – Таван-Богдо-Тула. Погода становиться отличной. Попавшаяся на встречу группа из двух Нисанов Навара сказала, что у них несколько дней было все затянуто. Решаем дойти до погранзаставы Аргамжи. Начинаем спуск.  


Вокруг тучи жирных сурков. Жанна пытается ловить их, и ей это почти удается, но уже на схваченном сурке обрывается петля из шнурков… Блин....    

Погода то портится, то светлеет - все происходит в течении десяти минут. Рядом граница.  

Пошли броды. Вокруг… Я не знаю как это описать.  

Вот оно. Место, о котором я мечтал много лет.  

Место, где нет людей.  

Здесь дороги не похожи на дороги.  

Или их просто нет.  

Это Укок. Зона покоя. Место, где мало кто бывает. Место, где  сходятся границы четырех государств. Где ветер так же вечен, как и снег в июле.  

Это великолепно.  


Мы проходим Аргамжи, и доходим до р.Музды-Булак. К сожалению приходиться развернуться. Все оставлено в лагере на ключах, а времени уже почти семь. Я с сожалением разворачиваюсь. Хотя я точно знаю, что я вернусь сюда  очень скоро.  

День двенадцатый. Опять все затянуто, с утра шел снег. Вчерашнее солнце на Укоке сейчас кажется подарком. 12:20, вроде растягивает. По совету охранника, решаем съездить посмотреть Аргут. Рванули на Джазатор. Уже на  выезде на дорогу на Джазатор какой то скрежет и громкие стуки. Торможу, дикий скрежет. Останавливаюсь, ого-о…. Приехали..  

Открутились стремянки, которые держат задний мост. Три. Из четырех. Мост ушел. Кардан почти на излом. Да….  

Долго не думали. В нужном ящике оказались две новые стремянки и восемь гаек. Распускаем лебедку, протаскиваем трос под днищем, нажимаем пульт, вытягиваем мост вперед, две новых стремянки, на старые новые гайки.  

Готово. :-).

Джазатор. Опять погранзастава, проверка пропусков и документов. Нечто, похожее на заправку. Беру двадцать литров вонючей жидкости, называемой здесь 92-м бензином. По цене в 27.50.  

Проходим Джазатор. В деревне кажется воскресенье, много нетрезвых, прием честно говоря, не самый лучший. Покупаем хлеб, и быстро уезжаем, весьма нетрезвая компания уже обступила машину. На выезде встречаем туристов,  они рассказывают про Карагем, и что его нужно посетить. Начинаем пробиваться на Карагем. Обедаем на небольшом ручье.  

Погода меняется :-).  

Теперь уже и дорога на Кату-Ярык кажется мне просто асфальтом. Я уже не хочу, еду только под давлением жены. В одном месте приходиться срывать лопатой песчаный обвал, чтоб не улететь вниз. Но и награда так же велика,  как и риск.  

Это удивительное место называется степь Самаха. Я буду помнить это долго.  

Иногда облака развеиваются, и я мне кажется, что я вижу ее. Белуху.  

Мы доезжаем до Кызыл-Аргута и разворачиваемся – опять темно и опять обратно. Ломимся как угорелые. Время уже 11, а еще только поворот на Теплый ключ. Едем быстро, опять прыжок, громкий щелчок и звон. Едем – звон. И  качение. Выхожу – лопнула вторая пружина. Зато машина выровнялась :-)  

День тринадцатый. Весь день выбирались с Укока. С утра пришлось пересверливать багажник. Просверлил в перекладине новые дырки, растянул стойки той же доской, стойки стянул болтами М8, все перемотал проволкой, тяжелое  снял. Поменял второй амортизатор. Прошла большая группа пикапов и пикап-клуба. Поговорил с ними, едут домой с Укока.  

Весь день дикая гребенка, болит голова и спина. Вышли в Кош-Агач уже под вечер. Встать негде, проехали все три гостиницы, одна клоповник, в другой ничего нет, да и еще и не пускают, в третьей хорошо, какая то  ведомтсвенная, но нет мест. Плюнули на все, поехали в Акташ в гостиницу, 100 км. Хочется горячего душа. Зато сняли красивую грозу.  

День четырнадцатый. С утра позавтракали, поехали обратно в Кош-Агач, забиваем холодильник, молоко ребенку, заправлемся по полной, снимаем еще немного денег, пытаемся найти запчасти, и в 14.00 уходим в Тыву. Только  

вышли из Кош-Агача, нас тормозит серебристый Патриот ( это третий Патриот,который я вижу за всю поездку), который вышел раньше нас минут на 10. В нем 4 погранца, проверяют документы и пропуска. Это четвертая проверка  - не зря я заказывал пропуска :-).  

На Алтае очень много радиолокационных станций.  

Последняя деревня Алтая.  

До свидания, Алтай.  

Следы людей практически пропадают - небольшая колея и пару летних кошар. Вдали – огромные стада.  

Иногда навигатор выдает прикольные вещи - например, вот этот КПМ перед перевалом Бугузун, в реальности оказавшимся вот чем.


Начинается перевал Бугузун. Вопреки Интернету мы влетели на него влегкую - после Теплого ключа это просто детский лепет для яслей. Дорога на него идет прямо по р.Бугузун. Природа тоже меняется. Полностью пропали  деревья, просто степь с горами. За хребтом Чихачева –другой мир.  

Здравствуй, Тыва.  

Перевал Бугузун, 2440м.  

Тыва другая. Это чувствуешь сразу. Здесь нет окружения снежных вершин, здесь трава теплее, а пространства шире.  

Ехать по Тыве проще, колея еле заметна, и потому не глубока. Любое проявление цивилизации пропало как класс. Мы минуем сопку за сопкой, но нет даже намека на человеческое жилье, лишь иногда, редкие следы.  

Если Алтай – это край ручьев и рек, то Тыва - край чистых озер.  

По плану сегодня ночевка на озере Хиндиктиг-Холь. Колея очень хороша, и мы идем быстро. И тут я понимаю, что идем не туда - Хииндиктинг остается в стороне. Разворачиваемся, идем обратно. В седловине, урочище  Сарыг-Хову десятки колей, и мы вроде идем правильно, но впереди небольшая лужица, мы и так на пониженой из-за камней, начинаем идти и.... садимся. Вот тут меня прошиб холодный пот.  

Сразу было ясно, что машины села от души. Крен огромен, дверь открывается с трудом и в воду. Порог полностью в воде. Время 18.00. Вокруг - ни души и абсолютная степь.  

Заготовленный заранее якорь на этот случай, оказался отвратителен. Грунт был слабый и его не держал. Я забивал его и клином, и в ряд, и глубоко, и каждый раз его вырывало. Саму грязь было не прокопнуть - толстый слой  травы не давал лопате воткнуться. Темнело. Из под земли то вырастали, то так же неожиданно пропадали тувинцы. К 20.00 стало ясно, что вперед машину не выдернуть. В ход пошла ручная лебедка для тяги назад.  

Залебедились за приличный камень через два удлинителя. К 20.30 камень вырвало. Машина стояла на месте, с уже немного помятым хайджеком передним крылом- домкрат уходил в болотистую почву так, что потом с трудом доставался. Еще дальше - камень побольше. Собираем "ручку", три удлинителя - не хватает. Цепляюсь за все это передней лебедкой - угол больше 90 градусов. Натяг, морду выворачивает на сухое... треск, вырывает ролик и  машина падает обратно. ыыыы..... уже сумерки.  

  Начинаю тянуть ручкой за морду, поднимать хайджеком.... Короче, опуская дальнейший секс, скажу - я и так никогда не любил спорт и соревы , но теперь , стоя по колено в болотной жиже, весь уделанный грязью, глядя на водительское сидение, залитое грязью.... Я все больше понимал странность таких забав.  

Время 22.30. Машина по сантиметру выбирается в бок на сухое, еще часа три и есть шанс оказаться на сухом, если опять не вырвет камень. Ребенок уже спит в машине. Вижу фары. Бегу. Уазик с тувинцами. Говорят, что мало  бензина, но все же выбираться надо. Начинаем дергать. Ноль. Еще уазик. 23.30. Еще буханка. Тувинцев человек пятнадцать, и проблема в том, что кто нетрезв. Жена переживает, сидит в машине с ребенком. Время 00.00. Не  по себе, однако машину нужно доставать. Цепляю оба уазика за разные проушину и по команде начинаем дергать под разными углами. Дикими рывками спарка уазик+буханка выдергивают меня. Предлагают налить им за удачу,  отказываем, в силу не имения. Чувствуется гнетущая обстановка, но все же мы быстро собираемся и уходим. Отдаю первому уазику 10-литровую канистру с бензином. Встаю где то в степи в каких то камнях. Засыпаем на  сидениях. Ночью кто-то ездит мимо и сигналит.  

Утро. Все в грязи. Идем на Хииндиктинг-Холь. Всего 20км. Бьемся полтора часа. Дороги НЕТ ВООБЩЕ. Или мы просто где то потеряли ее. Идем просто в гору прямо по степи, и через высоту 2448 выходим на озеро. Позже, по  карте, а нашел дорогу, и где она выходит на берег. Мы находим колею эту колею и спускаемся к озеру. Уфффф......  


Чистая вода Хииндиктинг-Холя.  

Готовим обед. Решаем. Изначально планировалось идти на Мугур-аксы, и до них оставалось не более 32 км. Но стоя на краю озера, видно заболоченную низину, и после вчерашних приключений уже страшновато. Тем более здесь  никто не ездит вообще. Местные передвигаются той дорогой, и ведет она на Кызыл-Хая. Да и вообще, мы больше суток в Тыве и за это время видели всего три машины. Так что если сядем… В итоге решаем не искать больше  приключений, и идти на Кызыл-Хая, к тому же после вчерашнего и бензина уже не так много. Стоять на озере передумали – холодно, много мошкары, да и после вчерашнего немного упало настроение.  

Идем обратно, так же через гору, возвращаемся к засаде. Сейчас видно, что плюхнулись здорово. Поднимаю оставленный шакл и отвертку, а также находим в траве вылетевший вчера из лебедки ролик.  

Идем по этой колее. Она неплохо накатана, по логике должны идти в Кызыл-Хая. Идем час - подтверждается. Сама дорога становится сильно лучше, появляются мосты. Машина начинает сильно дергаться.  

  Выезжаем в Кызыл-Хая, время 17.00, пройдено от озера всего 54км. В Кызыл-Хая все еще хуже чем я уже думал. По-русски вообще никто не говорит, ну и чего греха таить, мужское население не трезвое. Многие что-то кричат и показывают. Через пень колоду объяснились с одной девушкой с ребенком и уезжаем.  

Машина вообще не тянет и постоянно глохнет. Меняю топливный фильтр - не помогает. За деревней заправляемся из канистр. Бензина мало, он ужасен, машина троит, дергается, в подъем просто глохнет. Еще в добавок, здесь  забыл закрутить пробку в бак.  

Идем просто ужасный, отвратительный грейдер. Больше 20кмч в машине сами открываются подстаканники и бардачки. Левая пружина ломается еще в двух местах – теперь в чашке лежит уже четыре витка.  

  Дорога идет вдоль границы с Монголией - 80км вдоль границы. Я никогда не видел государственной границы. В реальности все прозаичнее - никакой Великой китайской стены - просто деревянные столбы с одним рядом проволки, и периодически километровые красивые столбики. На той стороне - монголы. Но все так же - такие же юрты, те же овцы и яки.  

Дикие дороги Тывы.  

Монголия.  

Расход бензина - сумасшедший, он кончается быстрее, чем мы приближаемся к заправке. По сведениям она только в Хондергее, это около 200км. Где то дорога получше, идем 60. Зубодробиловка ужасная, жду когда что-нибудь  загремит. И вот :-) – почти открутился хаб, осталось всего два болта. Быстро затягиваем оба, едем.  

За 140 км от Кызыл Хая нам попалось всего четыре буханки.  

Все эти небольшие дорожные проблемы сдабриваются тем, что творится вокруг. Все та же безлюдность и красота. Дорога идет вдоль хребта Цаган, и заканчивается перевалом Коге-Дава, 2400м. Перевал красив, дорога на нем  уже отличная.  

Дорога опять немного ухудшается. В 20.00 останавливаемся на обед :-), я сливаю все остатки бензина из канистр, доп.бака, сливаю даже из генератора. Получается полный бак и еще литров 5. В обрез. Вспоминается  вчерашняя канистра и букс в грязи. Сейчас реально понимаешь свою зависимость от автомобиля и дикость этих мест.  

Едем, уже темно. Часа в два ночи, из темноты на самом перевале выходит из темноты фигура и жезлом тормозит нас. Через окно спрашиваю кто, говорит, что пограничник. Я долго не отпускаю сцепление, спрашиваю, где еще и  где машина. Наконец даю документы, опять проверяют пропуска. Говорят, что до Чадана больше 150км. Это жопа, бензина не хватит. Решаю идти до упора, до Хакасии. Под ранее утро заезжаем в Чадан на самых последних  каплях (на наше счастье погранец ошибся в расстоянии) бензина, машина уже дергается. Покупаем пить, с водой тоже пролетели. Последнюю воду выпили еще на озере, только на ужин немного чая и все. С удовольствием пьем.  

Заправляем баки и дальше.  

Западная Тыва… Это реально дикий край с не всегда дружелюбными людьми. Это безлюдная территория с полным отсутствием дорог, связи и какой либо элементарнейшей инфраструктуры. Здесь нет магазинов, нет заправок, нет  указателей, нет ничего. Здесь может быть реально жутко. Жутко от того, что если что то случится, взять помощи просто негде. Конечно, не все тувинцы плохие и злые, но проблема еще и в том, что их мало - за двое суток  и 400 км пути мы встретили всего 6 автомобилей, два уазика и четыре буханки. Это полное отсутствие дорожного покрытия. Когда мы дошли до Кызыл-Хая, я надеялся, что до Чадана будет идти дорога. Но меня встретило лишь  зубодроительное направление. 140 км я ехал вдоль государственной границы, считая пограничные столбы. И там не было никого - ни пограничников, ни тувинцев - только суслики, в неимоверных количествах.  

Природа Западной Тывы своеобразна. Практически полная безлесость, сопки и немного воды - это Западная Тыва. После Алтая немного грустновато. Хотя, конечно, все равно красиво и необычно. Позже, хозяин базы, где мы  остановимся, скажет, что Восточная Тыва другая. Это во сто крат более спокойный край, с тайгой, горами и реками. Интересное стечение жизни...  

И все же, я вернусь сюда :-)  

День какой то уже... шестнадцатый вроде. Шел всю ночь. Про Чадан рассказывать не буду, и так уже нагнал жути о тувинцах :-). Въехали в Хакасию.  

Утром немного поспал. Ночью еще отмечался на КПМ - темная будка на темном перевале, где гаишник при помощи фонарика-брелока записал меня в мятый журнал.  

Позавтракали на берегу речки, все таки деревья – это тоже здорово. Особенно ярко заметна смена географии, из-за того, что ехали всю ночь.  

Идем дальше, проходим перевал Куру-куль, теперь точно Хакассия :-).  

Картография навигатора здесь просто впечатляет :-) – желтое – нарисованная дорога, синяя тонкая линия – реальный трек.  

Появляется нормальный асфальт, указатели, заправки. Появилась сотовая связь. Заехали в городок Имек, на центральной улице, уже отвыкнув от "лежачих полицейских", не ус

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров