ФАС: значительное количество ценовых сговоров происходит на региональных рынках ГСМ

17 июня 2010, 12:26, ИА Амител

В Суздале, в рамках расширенного заседания коллегии ФАС, посвященной 20-летию со дня образования российских антимонопольных органов, состоялся круглый стол с представителями Конкурентного ведомства Италии по вопросам обеспечения конкуренции на рынке нефтепродуктов. Подробности сегодня, 17 июня, ИА "Амител" сообщили в пресс-службе ФАС.

С докладом, посвященным проблемам российских рынков нефтепродуктов, выступил Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

"Рынок нефтепродуктов монополизирован, - заявил он.- На российском рынке нефтепродуктов коллективно доминируют 4 вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК): ОАО "Газпром нефть", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "НК Роснефть", ОАО "Лукойл". В России производство нефтепродуктов из российской нефти осуществляется на 28 крупных НПЗ. Половина всех произведенных нефтепродуктов экспортируется, причем в основном низкокачественных. Экспортируется 80% произведенного мазута, около 60% дизельного топлива, а также 15-20 % бензина и 20-25 % авиатоплива.
В Италии 75% потребляемой в стране нефти импортируется, нефтепереработку осуществляют 17 НПЗ. В основном НПЗ контролируются итальянскими или зарубежными ВИНК. Независимая нефтепереработка составляет менее 20%. Из Италии экспортируется 26% от всех произведенных нефтепродуктов, в значительной степени это высококачественные автобензин и дизельное топливо (65% в общей структуре экспорта нефтепродуктов). Цены на внутреннем оптовом рынке Италии в значительной степени определяются ценами на нефть и на нефтепродукты на мировом рынке на. Соответственно, внутренние цены приводятся к котировкам внешнего рынка по формуле "Plats+".

Участники круглого стола, отметили, что при росте цен на мировых рынках происходит рост цен на национальных рынках. При падении цен на внешних рынках имеет место задержка падения цен на внутренних, но не более чем на неделю. В связи с этим было констатировано, что рост цен на российском рынке, сразу вслед за ростом цен на внешнем рынке, а также полутора-двух месячная задержка снижения цен на российском рынке при снижении цен на внешнем рынке является следствием коллективного доминирования на рынке РФ основных ВИНК и злоупотребления ими доминирующим положением на рынке.

Российская сторона проинформировала коллег о предложениях ФАС России о развитии внутреннего индикатора цены на основе биржевых и внебиржевых котировок, а также о предложениях по формуле цены по методу Net Back.
Эксперты ICA оценивают рынок автомобильного топлива как имеющий предпосылки для согласованных действий его участников: выраженный ценовой параллелизм 8 ВИНК, высокая маржа от продаж бензина и дизельного топлива, обмен информацией между компаниями по ежедневно предлагаемым изменениям цен на следующий день. С целью предупреждения нарушения антимонопольного законодательства ВИНК был выставлен ряд требований поведенческого (связанные с обменом информации) и структурного (для создания условий конкуренции на итальянском рынке) характера.

На розничном рынке особые требования выдвигаются для ENI, чья доля превышает 30 %: в течение 3-х лет на ее заправках, оказывающих полный пакет услуг, цены не должны быть выше более чем на 7 евроцентов, чем средние по ЕС, а на 3000 заправках с системой предоплаты и самообслуживанием цены не должны быть выше, чем в ЕС, и как минимум ниже на 5 евроцентов, чем на заправках с полным пакетом услуг.

Важными для конкуренции является право доступа независимых итальянских компаний к получению нефтепродуктов непосредственно с НПЗ на тех же условиях, что и аффилированные с владельцами НПЗ компаниями. В РФ это право будет обеспеченно только после завершения судебных процедур в отношении ВИНК в соответствии с предписаниями ФАС России, вынесенными по результатам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Законом Италии установлена обязанность предоставлять недискриминационный доступ независимым участникам рынка к логистическим сетям и установкам ВИНК по хранению топлива. В России обязанность такого доступа установлена в рамках предписаний поведенческого характера, которые ФАС выставил ВИНК в рамках контроля крупных сделок слияний и приобретений. Нормативно эта проблема пока урегулирована лишь в отношении авиатоплива в правительственных Правилах доступа к услугам в аэропортах. Кардинально эту проблему можно решить в рамках "третьего антимонопольного пакета" с регламентацией процедур недискриминационного доступа наряду с услугами естественных монополий и к ключевым объектам инфраструктуры. За рубежом их называют "ключевыми активами" (essential facilities).

Анатолий Голомолзин отметил: "Основные нарушения антимонопольного законодательства, с которыми мы сталкиваемся во время работы, - злоупотребление доминирующим положением, в том числе, такое как установление монопольно высоких цен и дискриминационное ценообразование. Кроме того, выявлено значительное количество ценовых сговоров на региональных рынках". Представители ФАС России рассказали о практике рассмотрения дел на региональных рынках, в частности, обсуждались примеры дел по согласованным действиям, направленным на повышение и поддержание цен (на примере Екатеринбурга и Томской области).

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров