Генпрокуратура РФ впервые объяснила причины массовых проверок некоммерческих организаций
29 марта 2013, 07:15, ИА Амител
Накануне, 28 марта, глава пресс-службы Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева распространила заявление, касающееся ситуации с массовыми проверками НКО.
"Коммерсант" напоминает, что с начала февраля прокуроры успели прийти в более чем 90 организаций. Во всех случаях их интересовали финансовые и уставные документы, а также сведения об иностранных источниках финансирования.
Помимо российских правозащитных и благотворительных организаций проверка прокуратуры коснулась и филиалов зарубежных организаций. Среди них Transparency International, Human Rights Watch и два немецких фонда: имени Фридриха Эберта и имени Конрада Аденауэра. Визит в филиалы НКО Германии вызвал острую реакцию властей ФРГ, которые теперь также ждут официальных объяснений от российских властей.
Вчера о ситуации высказался и президент РФ Владимир Путин. На встрече с уполномоченным по правам человека в РФ он заявил, что целью ревизии "является проверка того, насколько соответствует" деятельность НКО "заявленным целям".
По словам госпожи Гридневой, проверки ведутся в соответствии с планом, утвержденным еще в 2012 году. "В связи с имеющейся информацией о продолжении деятельности запрещенных, а также вновь создаваемых организаций ультранационалистической и радикальной религиозной направленности в ходе этой проверки, в частности, проверяется и их деятельность",— добавила пресс-секретарь.
Ответ Генпрокуратуры вызвал недоумение у членов совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ (СПЧ). "Я не понимаю, о чем вообще говорят прокуроры. Если озвученные цели таковы, то почему правозащитников так расспрашивают про организацию митингов и источники финансирования?" — заявила член СПЧ Елена Тополева-Солдунова.
Ранее члены совета обратились к генпрокурору Юрию Чайке с требованием объяснить причину проверок. На это по закону у него есть десять дней. "Нас совершенно не удовлетворил ответ пресс-службы. Мы все еще ждем заявления самого Юрия Чайки. Более того, если прокуроры ищут экстремизм, то почему делают это в правозащитных, экологических и благотворительных организациях?" — недоумевает госпожа Тополева-Солдунова.
По сути, одной из немногих организаций, ранее признанной экстремистской и отвечающей критериям Генпрокуратуры, является националистическое движение "Русские", образованное вместо закрытого в 2010 году "Славянского союза". Лидер организации Дмитрий Демушкин с мая 2011 года является фигурантом уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 282 УК РФ (руководство экстремистской организацией). По данным следствия, несмотря на запрет деятельности "Славянского союза", он некоторое время фактически продолжал возглавлять эту организацию. Как заявил господин Демушкин "Коммерсанту", его волна прокурорских проверок не коснулась. "Нами никак не интересовались",— сказал он.
В распоряжении издания оказалось типовое задание Генпрокуратуры, спущенное в региональные управления ведомства. В нем говорится, что "особое внимание следует уделить НКО, финансируемым из зарубежных источников", а также "участвующим в интересах иностранных источников в политической деятельности на территории РФ".
"Как правило, это правозащитные и религиозные, национально-культурные и молодежные объединения, фонды и т. д.",— поясняется в документе. Задание Генпрокуратуры региональным филиалам фактически подтверждает версию правозащитников и членов СПЧ, утверждавших, что истинной целью проверок является поиск так называемых иностранных агентов. Также прокурорам рекомендовано обратить внимание на организации, участвующие в митингах и других уличных акциях.
Единственные, кому визит прокуроров не грозит, это "структурные подразделения иностранных организаций, обладающих иммунитетом от ревизий". Их приказано исключить из плана проверки. Как пояснил член СПЧ Павел Чиков, в первую очередь речь идет о филиалах таких организаций, как ЮНЕСКО, ООН, Всемирная организация здравоохранения и т. д.
Комментарии 0