Географические товарные знаки могут аннулировать

19 ноября 2014, 11:46, ИА Амител

Регистрацию географических названий в качестве товарных знаков могут запретить, а действие подобных товарных знаков аннулировать. Соответствующие предложения Общественная палата РФ направила в целый ряд министерств и ведомств, включая правительство РФ, Министерство культуры, Минпромторг, Роспатент и Суд по интеллектуальным правам. Таким образом планируется покончить с коллизиями, которые возникают между производителями, и заблуждением потребителей, ассоциирующих товары с конкретным местом.

Для названий вроде "Абрау-Дюрсо" и "Адыгейский сыр" в Общественной палате хотят оставить только одну, уже действующую и специально созданную для этого категорию интеллектуальной собственности — наименование места происхождения товара (НМПТ). В частности, предлагается внести изменения в п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса, запрещающие предоставление правовой охраны географическим названиям как не обладающим различительной способностью.

Как сообщил "Известиям" Дмитрий Сазонов, председатель комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, если закон будет принят, то он также получит обратную силу, регистрация уже существующих подобных товарных знаков будет аннулирована. В пресс-службе "Общероссийского народного фронта" отметили, что есть большая вероятность, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение в рамках "Форума действий" на площадку "Импортозамещение и технологическая модернизация".

Наряду с товарными знаками существует особый вид интеллектуальной собственности — наименование места происхождения товара (НМПТ). Они содержат в себе название местности, ставшее известным благодаря определенному продукту. Например, на Западе к таким брендам относятся шампанское, пармская ветчина, в России — нарзан, вологодское масло и т.п. Использовать НМПТ имеют право все производители, работающие в регионе и выпускающие продукт, соответствующий всем необходимым характеристикам (в случае нарушений право использования НМПТ могут отобрать). Если товарных знаков в России сотни тысяч, то НМПТ — 137, из них действует около сотни, согласно реестру Роспатента. В данный момент сложилась парадоксальная практика. Компании зачастую регистрируют в Роспатенте и товарные знаки, и НМПТ — на всякий случай.

"Владелец товарного знака, представленного географическим названием, не связан обязательствами по производству продукции в регионе, название которого используются для маркировки продукции, не несет ответственности за соответствие качества этой продукции особым свойствам, обусловленным природными условиями и людскими ресурсами региона", — говорится в резолюции, подготовленной Общественной палатой.

Есть даже ряд прецедентов, когда компания, получив географический товарный знак, пыталась добиться аннулирования НМПТ. Так, например, продолжается многолетняя тяжба между ООО "Минеральная вода и напитки" (производитель бутилированных вод) и ООО "Гринтаун" из-за прав на бренд "Сарова". Обе эти компании занимаются производствоим минеральной воды в Сарове. ООО "Минеральная вода и напитки" зарегистрировало товарный знак "Сарова" и добилась отмены защиты для воды "Сарова" как НМПТ. Таким образом, компания получила возможность монополизировать рынок, подав иски на всех конкурентов, маркирующих воду по месту производства. Регистрацию НМПТ "Сарова" удалось восстановить, однако ООО "Минеральная вода и напитки" в настоящий момент снова пытается оспорить регистрацию. Параллельно другие производители воды "Сарова" пытаются аннулировать товарный знак, который по-прежнему закреплен за ООО "Минеральная вода и напитки".

Похожие баталии идут по поводу "Адыгейского сыра" — были попытки отменить НМПТ, но сыр продолжают выпускать разные производители. Кроме того, интересно, что ООО "Дом Людмилы Зыкиной" получил права на товарный знак "Бурановские бабушки" — собрался новый состав с профессиональными артистками из другой удмуртской деревни, и злопыхатели говорят, что самобытность потеряна, так как все бабушки в коллективе должны быть из Бураново.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров