Главный гаишник рассказал, что ждет водителей в 2012 году

"Каждый, кого инспектор останавливает, пытается высказать все, что думает"

19 декабря 2011, 11:42, ИА Амител

О том, как вырастут штрафы за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), каким образом водители могут помочь поймать инспектора-взяточника, разрешат ли автовладельцам выбирать номерной знак при регистрации автомобиля, а также какие меры ждут пьяных водителей, корреспонденту "Ъ " ИВАНУ БУРАНОВУ рассказал "главный гаишник страны", начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России генерал-майор полиции ВИКТОР НИЛОВ.
— Пять лет назад руководство страны поставило перед ГИБДД задачу — снизить к 2013 году смертность в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в полтора раза. Для этого была принята первая федеральная целевая программа (ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. Гибнуть стали меньше?

— За последние три года мы наблюдаем серьезную положительную динамику по практически всему спектру проблем. Была поставлена задача — к 2013 году число погибших в авариях не должно превышать 23 тыс. человек (в 2004 году — 35 тыс. человек.— "Ъ"). По итогам 11 месяцев 2011 года этот показатель составляет 25,2 тыс. Но этот год был для нас сложным, потому что мы приняли решение о переходе на новый учет погибших в авариях. Если до этого погибшим считался тот, кто умер в течение семи дней после аварии, то сейчас — в течение 30 суток. Это было сделано в соответствии с международными стандартами.

— Это испортило вам статистику?

— Тем не менее мы пошли на это сознательно: нас интересует не статистика, а суть вопроса. К примеру, если взять данные за десять месяцев 2011 года, количество погибших в ДТП увеличилось на 3,6% по сравнению с прошлым годом, хотя до этого снижалось.

Мы и не спорим: действительно, темпы снижения аварийности замедляются. Рассчитывать на ежегодное снижение этого показателя на 10-12% ежегодно без новых подходов не приходится. Поэтому новая ФЦП на 2013-2020 годы будет разрабатываться с их применением. К примеру, вопрос безопасности детей на дорогах, как показал опыт, необходимо выделить в отдельное направление, которое охватывало бы весь комплекс задач по детской безопасности. Кроме того, в новой ФЦП будут впервые рассмотрены и вопросы конструктивной безопасности автомобиля.

— Вы говорите об ужесточении требований к автомобилям, которые производятся в России?

— Не только. Речь идет о требованиях к автомобилям, которые производятся и уже эксплуатируются на территории РФ. Во всем мире требования к безопасности транспортных средств постоянно повышаются. У нас же зачастую гражданин думает не о тех опциях, которые способны спасти жизнь себе или другим, а скорее о радиоприемнике или тюнинге. В некоторых отечественных автомобилях, к примеру, до сих пор нет подушек безопасности. Похожая ситуация с требованиями к дорожной инфраструктуре: создание безопасных условий для транспорта и пешеходов должно быть приоритетным. Субъекты федерации на условиях софинансирования строят пешеходные переходы, модернизируют светофорные объекты. Эти мероприятия найдут также широкое отражение в новой ФЦП.

Концепцию программы мы подготовили в начале 2010 года. Затем получили замечания из Минэкономразвития, доработали и снова отправили на согласование. Поставлена задача снизить смертность в ДТП в полтора раза к 2020 году по сравнению с 2010 годом (тогда в ДТП погибло 26,6 тыс. человек.— "Ъ").

— Объем финансирования текущей программы составил около 52 млрд руб. Сколько еще планируется потратить?

— Мы бы хотели, чтобы финансирование было увеличено, поскольку ставятся очень амбициозные цели. Достичь их без соответствующего ресурсного обеспечения не получится. В течение первых трех-четырех лет мы, грубо говоря, решили основные проблемы способами, которые лежали на поверхности. Во многом это было сделано за счет изменения законодательства (к примеру, в 2008 году вступили поправки к Кодексу об административных правонарушениях, резко ужесточившие наказание за нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу.— "Ъ"). Нужно искать новые способы снижения числа погибших, и делать это будет гораздо сложнее. За рубежом системно занимаются этим по 20-30 лет, а мы только в начале этого пути. Россия, по западным оценкам, идет довольно прогрессивными шагами: за пять лет мы сумели спасти 8,5 тыс. жизней.

— На дорогах стали активно внедрять комплексы фотовидеофиксации нарушений. Как вы оцениваете их работу?

— Они объективно оценивают нарушения, а также позволяют разорвать не всегда приятный контакт между водителем и инспектором. Сегодня разработчики этих систем пошли дальше: камеры контролируют не только скорость, но и выезд на встречную полосу и правила парковки. В некоторых регионах такие комплексы уже фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора. Мы и дальше намерены развивать это направление.

— Звучат предложения ввести в качестве наказания за нетрезвую езду пожизненное лишение прав, принудительную медицинскую реабилитацию водителей. Как все-таки искоренить пьянство за рулем?

— Серьезная проблема заключается в том, что многие водители вновь садятся за руль в нетрезвом состоянии, после того как уже были за это наказаны. Причем речь идет как о лицах, ранее лишенных прав, так и вообще не имеющих водительского удостоверения. Некоторые граждане, лишенные прав по много раз, накапливают сроки лишения на несколько десятков лет. Это говорит о том, что закон даже в самой жесткой форме не действует на них. Поэтому к этой категории людей, вероятно, должны быть применены совершенно иные меры. Есть много предложений, но каждое из них должно быть взвешенным. За рубежом, если человек не может удержать себя от выпивки, он находится под жестким контролем судебной власти и врачей. Что касается водителей, впервые совершающих подобные нарушения, то для них применяемая санкция в достаточной степени выполняет профилактическую задачу. Главное — обеспечить неотвратимость наказания. По статистике, число граждан, попадающих в нетрезвом состоянии в ДТП, все же постоянно снижается.

— В 2010 году по инициативе президента был отменен допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя. Ранее он был введен в соответствии с Венской конвенцией 1968 года, которую ратифицировала России. Так как же в итоге правильнее — с нормой или без?

— Когда первый раз заговорили о допустимой норме алкоголя, все начали трактовать так: теперь можно перед поездкой выпить бутылку пива или стакан вина. Мера была воспринята как некая вольность. Но если брать статистику, то и после установления допустимой нормы, и после ее отмены число пьяных водителей снижалось.

— Несмотря на проводимые в полиции реформы, сотрудник ГИБДД у большинства граждан по-прежнему ассоциируется с взятками. Будут ли вводиться новые способы борьбы с коррупцией среди инспекторов?

— Законы о полиции, о социальных гарантиях принимались для того, чтобы создать несколько другой уровень ощущения человека в полицейских погонах. Раньше наши сотрудники были недостаточно социально защищены, получали маленькую зарплату, не могли взять кредит. Сейчас эта ситуация исправляется, вместе с тем ставится задача изменить самого сотрудника. Очень трудно менять тех, кто проработал много лет в ГИБДД. Процесс этот будет болезненным, но человек будет вынужден честно работать, либо придется с ним распрощаться. В любом случае сказать, что уже завтра все станут другими, нельзя.

Если гражданин видит, что нарушаются его права, он должен потратить время и обжаловать эти действия. В этом случае у нас появится объективная оценка работы инспекторов. Если обратной связи нет, трудно говорить, изменился ли сотрудник. Безусловно, для контроля мы применяем и собственные технические средства. Многие граждане пользуются видеорегистраторами, камерами мобильных телефонов — это законно и даже рекомендовано. То же самое делаем и мы, устанавливая камеры в патрульных автомобилях, с одной стороны, чтобы защитить инспектора, с другой — он должен знать, что его действия тоже контролируются.

— То есть для того, чтобы ловить инспекторов-взяточников, вам нужна помощь граждан?

— Нас регулярно обвиняют в том, что мы якобы работаем по палочной системе, чтобы набрать показатели. Но ведь инспектор часто набирает показатели с молчаливого согласия водителя: "Слушай, ты нарушил скорость, давай выпишу тебе протокол как на пешехода".

— Соцпакет, зарплаты — пряник для инспектора. Но ведь должен быть и кнут, чтобы ему не хотелось брать взятки, не так ли?

— Я бы не называл это пряником. Сотрудник ГИБДД ежедневно рискует жизнью и постоянно испытает психологическое давление. Каждый, кого он останавливает, пытается высказать ему все, что он думает о накопившихся проблемах. Поэтому нужно создать минимальный базис, чтобы человек, придя работать в полицию, чувствовал социальную защищенность. Тогда и общество будет иметь право предъявить к нему новые требования. Зачем тогда нужен кнут? При этом нельзя забывать, что в прошлом году были приняты поправки к Уголовному кодексу, согласно которым совершение преступления сотрудником полиции является отягчающим обстоятельством.

— В рамках реформ, связанных с работой ГИБДД, много говорится о приведении ПДД к западным стандартам. Станут ли ПДД законом? Будут ли их публичные обсуждения?

— На самом деле нам совсем невыгодно принимать изменения к ПДД кулуарно, потому что это затрагивает многомиллионную армию и водителей, и пешеходов, и пассажиров. Но делать это, внося изменения в постановление правительства (ПДД утверждаются кабинетом министров.— "Ъ"), технически проще. Сейчас мы готовим, к примеру, предложения по внесению изменений в нормативные акты, в том числе и в ГОСТы по дорожным знакам и средствам регулирования. В ближайшее время мы вывесим проект на сайте. Постараемся, чтобы специалисты и участники движения на наши новеллы отреагировали. Проект новой ФЦП в следующем году также опубликуем на сайте.

— О каких изменениях к ГОСТам идет речь?

— Создание инфраструктуры и безопасных условий для движения — это крайне важно. Нормы, которые действуют, принимались еще в 1970-1980 годах, поэтому у нас есть желание изменить кое-что. К примеру, временные дорожные знаки, которые устанавливаются во время ремонта, планируется выполнять не на белом, а на оранжевом фоне. Также планируется обеспечить дополнительную видимость для знаков, обозначающих пешеходный переход, их будут поднимать над проезжей частью. Таким образом, указатель будет меньше загрязняться и станет виден со всех полос. Кроме того, мы планируем ввести обязательный норматив по установке информационных щитов перед зоной действия стационарных комплексов фотовидеофиксации.

Если говорить о ПДД в целом, то сейчас они слишком зарегламентированы. Есть вещи, которые слишком их утяжеляют. К примеру, если мы говорим о правилах остановки или стоянки, то они все равно не могут учесть всех ситуаций. Поэтому сейчас мы анализируем, как со временем облегчить ПДД.

— В последнее время часто обсуждаются проблемы с пробками, которые образуются из-за того, что ДПС не успевает к месту аварии. Хотя есть и упрощенный порядок оформления аварий без инспекторов, но им почти никто не пользуется. Как решить эту проблему?

— Это действительно большая проблема. 40% аварий — это ДТП без пострадавших и с минимальным ущербом. Для их оформления, в общем, не нужен инспектор. Но человек не в состоянии самостоятельно оценить ущерб, особенно в стрессовой ситуации после ДТП. Сейчас Госдумой рассматривается вариант увеличения суммы ущерба, при котором можно использовать упрощенную схему, до 50 тыс. руб. Но, я думаю, это тоже не выход. Ведь не всегда можно увидеть скрытые дефекты, которые получил автомобиль в ходе аварии. Нужно идти к тому, чтобы лимит суммы ущерба вообще отсутствовал — при условии, что в аварии никто не пострадал, а между участниками ДТП нет противоречий.

— Насколько эффективна, по вашему мнению, политика по борьбе с пробками, которую реализует правительство Москвы? Многие сомневаются, что автовладельцы согласятся пересесть в автобусы, которые ходят по выделенным полосам. Из-за них к тому же образуются новые пробки.

— Этот принцип уже сработал, когда многие стали пользоваться экспресс-поездами вместо машин на пути в аэропорт. Понятно, что троллейбус или автобус идет медленнее, с остановками, но правительство Москвы уже запускает экспрессы, открывает перехватывающие парковки. Кстати, ведь и раньше водители оставляли свои машины около станций метро, чтобы доехать до центра. Значит, со временем у людей все-таки приходит понимание. Но если пытаться заставлять кого-то, указывать, где и как ездить, то у общества наверняка начнется отторжение.

— В 2007 году решением правительства РФ в семь раз было сокращено количество спецсигналов, которые устанавливаются на автомобилях без цветографических схем. Но многие считают, что с тех пор проблема машин с маячками так и не решилась и их по-прежнему очень много на дорогах.

— Проблема только в том, что спецсигналы раздражают население. У человека, стоящего в пробке, проезд автомобиля с проблесковым маячком, естественно, вызывает изжогу. Что касается нарушений, то нам регулярно присылают видеоматериалы, и если выявляются незаконные действия, то мы возбуждаем административные дела и разбираемся.

— Наиболее активную работу по выявлению незаконных мигалок ведут активисты движения "Синие ведерки". Они вам не мешают?

— Напрямую на нашу деятельность они не влияют. Но если они видят и фиксируют нарушения, то зачастую это помогает разобраться в ситуации.

— Техосмотр с 2012 года передается из МВД под контроль Российского союза автостраховщиков, а осуществлять инструментальный контроль будут в том числе автодилеры и автосервисы. В ходе обсуждения реформы ГИБДД настаивала, что нельзя совмещать функции ремонта и прохождения техосмотра из-за возможных злоупотреблений. Ваша точка зрения изменилась?

— В 1990-е годы правительство приняло решение дать возможность бизнесу подключиться к процедуре техосмотра, потому что государство было не в состоянии самостоятельно построить станции инструментального контроля. Но сегодня мы понимаем, что техосмотр уже не является определяющей процедурой. Человек, который покупает новый автомобиль на гарантии, должен регулярно посещать сервис. Другие выбирают дилерскую станцию, ездят туда регулярно, обслуживаются и, по сути, им техосмотр не нужен. Тогда и принципы проведения техосмотра становятся второстепенными. Если ты приехал к дилеру, почему бы там не пройти и техосмотр? В новых условиях нужно развивать не систему техосмотра, а систему обслуживания, сервиса, ремонта, которая позволяет поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

— Следующий этап после реформы техосмотра — изменения в системе регистрации автомобилей. Несколько лет назад был принят регламент по регистрации транспорта, в Госдуму внесен проект соответствующего закона. Но для того, чтобы поставить машину на учет, по-прежнему приходится стоять в очередях. Почему?

— Регламент всего лишь определяет процедуру, которую нужно соблюдать, в нем определяется последовательность действий и временные затраты на каждую операцию. В соответствии с законопроектом, процедура регистрации будет избавляться от различных ограничений. Первая новелла: будет разрешено ставить машину на учет независимо от места прописки. Недавно мы разрешили это делать внутри региона, будущий же закон разрешает регистрацию в любой точке страны. Это, к примеру, позволит поставить на учет автомобиль в месте его приобретения. Конечно, это накладывает на нас определенные сложности по ведению информационной базы данных. Кроме того, не так давно мы отказались в ходе регистрационных действий от проверки номеров двигателя, и пока это не дало никаких негативных эффектов.

Теперь нас сдерживает процедура выдачи номерного знака. Мы хотели, чтобы при регистрации автомобилю присваивался бы только номер, то есть комбинация цифр и букв. А сам номерной знак автовладелец получал бы не стоя в очереди в ГИБДД, а у изготовителя номеров. Так делается, к примеру, в Германии, Франции и других странах. В дальнейшем нам бы хотелось, чтобы человек, приходя в ГИБДД для регистрации транспортного средства, мог бы увидеть на электронном табло номера, которые сейчас свободны, и в установленном законе порядке иметь право получить один из них. Предполагается также участие и автосалонов в регистрации новых автомобилей. У них появится возможность регистрировать машину от имени будущего владельца, предоставляя данные об идентификационных номерах автомобиля в ГИБДД. При этом за предоставление недостоверных данных автодилеры должны будут нести ответственность.

— Как в перспективе будет осуществляться подготовка водителей? Не так давно разгорелся скандал из-за медицинских справок, которые незаконно выдавались алкоголикам и наркоманам, которые впоследствии получали права.

— Раньше человек не мог получить права без справки от нарколога, кроме того, все это было привязано к прописке и поликлинике. Потом появилась масса коммерческих организаций, которые стали выдавать справки фактически без медицинской проверки. Нас в ГИБДД не интересует, чем водитель болеет, важно, чтобы он не имел противопоказаний к управлению машиной. Когда водитель приходит за медпомощью и у него выявляют болезни, несовместимые с вождением, должен быть соответствующий механизм исключения гражданина из процесса управления автомобилем.

Что касается общей подготовки водителей, то сейчас мы готовим административный регламент по вопросам принятия экзаменов на права. Концепция примерно следующая: можно досконально выучить теорию, довести до автоматизма действия на площадке, но неясно, как водитель будет вести себя в реальных, иногда очень суровых, дорожных условиях. Поэтому необходимо усиливать подготовку водителя в условиях интенсивного городского движения.

— А на машинах с "автоматом" можно будет сдавать экзамены?

— Да, такая возможность будет. Под нее будет предусмотрена специальная программа подготовки водителей. Соответствующий законопроект уже находится в Госдуме.

— За последние несколько лет неоднократно вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточались санкции для водителей. Будут ли и в дальнейшем увеличиваться штрафы за нарушения ПДД?

— Каких-то вопиющих моментов, которые требовали бы сиюминутного ужесточения санкций, мы пока не видим. Нужно создать условия для водителей, чтобы избежать нарушений. Мы часто приводим в пример повышение санкций за неиспользование ремней безопасности несколько лет назад. Но разве инспекторы стали чаще останавливать за это нарушение? Далеко не так. Количество наказанных за это правонарушение тоже не особо увеличилось. Однако население самостоятельно признало необходимость пристегиваться — до 70-80% водителей это делают.

Конечно, со временем нужно будет снова анализировать законодательство. Сегодня, к примеру, серьезно встает проблема выезда на встречную полосу в тех местах, где это не запрещено. Как выясняется, многие водители не оценивают должным образом дорожную обстановку, выезжая на встречку, и попадают в аварию. Когда мы проанализировали ситуацию, выяснилось, что эти водители ранее неоднократно нарушали ПДД и привлекались к административной ответственности. То есть пренебрежение правилами приводит к тому, что этот водитель плохо оценивает дорожную ситуацию и попадает в ДТП. Другая проблема с перевозкой детей: мы уже предлагали ужесточить наказание для водителей, которые не используют автокресла. Если эту идею поддержит общество, то мы подготовим соответствующие документы. В идеале санкция должна быть приравнена к стоимости кресла.

— Это значит, что штраф должен составлять несколько тысяч рублей?

— Конечно. Уже обсуждаются возможные поправки к КоАП, где будет зафиксирована отдельная санкция за перевозку детей без специальных удерживающих устройств. Сейчас существует лишь общая норма — "нарушение правил перевозки пассажиров".

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1839197


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров