«Глубоководный спецназ» будет работать в Арктике
18 декабря 2012, 13:38, ИА Амител
Высокопоставленный источник в Генштабе назвал "Известиям " суда, предлагаемые для работ в высоких широтах.
—
Документ практически готов, остается согласовать некоторые пункты. Если
министр его утвердит, то документ пойдет в правительство. Речь идет не
только об уникальных глубоководных субмаринах "Лошарик" и "Нельма", но и
о батискафах "Русь" с глубиной погружения свыше 6 тыс. м, — сказал он.
К
проектам могут быть привлечены и гражданские аппараты "Мир". На днях их
погрузили на новейший корабль ГУГИ "Янтарь". Военные говорят, что ГУГИ —
единственная организация в России, готовая к работам на глубинах свыше 2
тыс. м. Осенью уходящего года атомная глубоководная станция проекта
1083 ("Лошарик") совместно с буровыми судами научно-производственного
предприятия "Севморгео" — "Капитан Драницын" и "Диксон" — добыла со дна
доказательства того, что хребет Ломоносова является продолжением
континентального шельфа.
Собеседник "Известий" в Генштабе
отказался раскрывать цели и задачи военных глубоководных аппаратов,
сообщив только, что "личный состав и техника будут выполнять специальные
задачи". Однако он дал понять, что возможных направлений деятельности
глубоководных субмарин и батискафов два — это научные исследования в
интересах правительства, чтобы застолбить арктические секторы в
начавшихся международных спорах, и участие в добыче полезных ископаемых в
интересах государственных и частных энергетических компаний.
В
свою очередь, представитель главкомата ВМФ на условиях анонимности
сообщил "Известиям" еще одну, уже прикладную задачу глубоководных
аппаратов. Это участие в подъеме затопленных в 1982 и 2003 годах атомных
субмарин К-27 и К-159. Хотя эти лодки, покоящиеся на глубинах 75 и 250
м, не представляют большой опасности, а К-27 полностью законсервирована,
деньги на их утилизацию заложены в федеральной целевой программе о
развитии севера до 2020 года.
— Для точного планирования и
расчетов нужна исчерпывающая информация с глубины. Местоположение
затопления лодок известно, но за прошедшие годы они могли сместиться под
воздействием глубоководных течений и других природных факторов. Так что
на "Русь" и "Лошарик" возложена задача точно определить положение
субмарин, состояние корпуса и т.д., — пояснил офицер.
Возложенные
задачи по разведке шельфа, помощи буровикам и обследованию затопленных
кораблей значительно отличаются от тех, ради которых глубоководные
аппараты создавались во времена холодной войны.
Тогда
советские аппараты были заточены на конкретную цель — слежение за
гидроакустической линией SOSUS блока НАТО. Линия пролегает на глубине
2–4 тыс. м между Гренландией, Исландией и Великобританией и
предназначалась для обнаружения и наведения на советские подводные
лодки, которые стремились в океан из баз в Мурманской области. Если
американцы рассекретили SOSUS в 1991 году, и сейчас она используется в
основном для исследований вулканической деятельности и миграции китов,
то советские способы подавления этой линии до сих пор хранятся в тайне.
Источник
в ОПК, знакомый с ситуацией, считает, что нецелесообразно привлекать
технику ГУГИ к научно-исследовательским работам и добыче полезных
ископаемых в Арктике.
— В мире давно изобретены и отработаны
все технологии глубоководных аппаратов с дистанционным управлением. Это
дешевле и надежнее военных пилотируемых аппаратов. Например,
американский беспилотный Scorpio ROV эффективно спас в 2005 году наш
аппарат АС-28, запутавшийся в рыболовецких сетях, — напомнил он
"Известиям".
Источник отметил также, что в мире наработан
большой опыт и крупных нефтяных платформ для глубоководного бурения. К
примеру, печально известная морская платформа Deepwater Horizon,
затонувшая в 2010 году в Мексиканском заливе, способна бурить на глубине
до 10 тыс. м.
— Тем не менее радикально отказываться от
услуг ГУГИ не стоит. Это лучшее, что есть в мировых пилотируемых
глубоководных исследованиях, а подготовка экипажей столь же выдающаяся,
как у космонавтов. Если сейчас им не придумать работу, то Россия
потеряет высококвалифицированные кадры. Где, как не на арктическом
шельфе, применять их знания и опыт? — рассуждает собеседник в ОПК.
Главный
инженер "Севморгео" Юрий Кузьмин заявил "Известиям", что военные могут
выполнять в Северном Ледовитом океане ограниченный круг задач.
—
Конечно, они давно работают в Арктике на больших глубинах, прекрасно
знают дно. Но личный состав ГУГИ все-таки не специалисты-геологи, а в
глубоководных геологических работах требуется весьма специфический опыт.
Военные могут помочь нам, указав из-под воды, где и как надо бурить. Мы
работаем в основном с поверхности, имея аппараты с дистанционным
управлением, и особой необходимости спускаться на дно у нас нет, —
считает главный инженер.
"Известия" уже писали, что ГУГИ
является одним из самых секретных управлений Минобороны. Информация об
аппаратах есть только у британского издания Jane's, согласно которым, в
настоящее время ГУГИ имеет четыре атомные глубоководные станции (в том
числе широко известный нынче проект 1083 "Лошарик"), два глубоководных
батискафа "Русь" и "Консул", а также лодку-носитель БС-136 "Оренбург".
Комментарии 0