Госдума поспорит с Минтруда за базовую часть пенсии

29 мая 2013, 11:12, ИА Амител

В процессе работы над пенсионной формулой выявились разногласия по способу формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда (ПФР). Глава думского комитета по труду Андрей Исаев выступает категорически против планов Минтруда продолжить выплачивать базовую часть пенсии за счет поступающих страховых взносов. На кону не только вопрос финансовой самостоятельности ПФР, но и вопрос необходимости дальнейшего повышения страхового тарифа до 26%, говорят эксперты.

Изначальный вариант пенсионной формулы, подготовленный рабочей группой экспертов при Минтруда и презентованный в марте общественности, предполагал, что доходная часть бюджета ПФР формируется за счет страховых взносов при тарифе отчислений не выше 22%, а так называемый фиксированный базовый размер страховой части пенсии финансируется за счет средств федерального бюджета (сейчас он финансируется за счет уплачиваемых работодателями страховых взносов).

Но когда в конце марта пришло время направлять пакет документов по формуле в правительство, Минтруда решило отказаться от варианта переложить финансирование федерального базового размера на бюджет, рассказал "Известиям" эксперт из рабочей группы по подготовке пенсионной формулы. Вместо этого было решено, что бюджет будет выделять Пенсионному фонду около десятка целевых трансфертов, для каждого из которого будет подготовлена своя методика расчета.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (ФБР, ранее он назывался базовой частью пенсии) сейчас составляет 3495 рублей и входит в состав страховой части трудовой пенсии. По своей сути он является страховкой от крайней нищеты и полагается каждому россиянину.

Собеседник "Известий" жалуется, что Минтруд снова поступил "в своем стиле", кулуарно поменяв концепцию. В результате в правительстве сейчас рассматривается вариант, который не обсуждался с экспертами и заинтересованными ведомствами.

– Если финансирование ФБР переложить на бюджет, то Пенсионному фонду не понадобятся трансферты, он справится своими силами и руководству фонда не придется каждый год ходить в Минфин и просить дополнительное финансирование, поскольку поступающих страховых взносов не хватает на выплату текущих пенсий, – говорит источник "Известий" в рабочей группе по подготовке пенсионной формулы. – Каждый год ПФР по два-три месяца торгуется с Минфином за размер транферта.

Доля трансфертов в доходной части бюджета Пенсионного фонда составляет приблизительно одну треть, чему примерно равны расходы на выплату фиксированного базового размера пенсии (2,7% ВВП, это более 2 трлн рублей).

По словам заместителя директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХ Юрия Горлина, наиболее крупными будут целевые трансферты на валоризацию, компенсацию выпадающих доходов в связи с действующим до 2016 года льготным тарифов в ПФР в 22%, компенсацию выплат накопительной части пенсии, выплату досрочных пенсий.

Как выяснили "Известия", категорически против отказа от идеи финансировать базовую часть из федбюджета выступает глава комитета Госдумы по труду и социальной политике единоросс Андрей Исаев. По его словам, это позиция всего комитета.

— Базовая часть не должна смешиваться со страховой, она выплачивается всем независимо от трудового вклада, даже тем, кто ни дня не работал, чтобы они не умерли от голода, — говорит Исаев. — Я глубоко убежден, что это обязательства бюджета и мы как налогоплательщики должны их нести. Что касается страховых взносов, то они по своей природе являются отложенной частью заработка человека, поэтому неправильно направлять их на уплату базовой части пенсии.

С ним соглашается завлабораторией бюджетного федерализма Института имени Гайдара Владимир Назаров, который считает, что базовую часть надо отделить от страховой в силу их разной природы. Когда они слиты воедино, не достигается ни цель страхования от бедности, ни цель дифференциации пенсий, базовая часть выплачивается и богатым, и бедным, но ее размер недостаточен, чтобы обеспечить прожиточный минимум пенсионера, объясняет эксперт.

— В дальнейшем можно было бы сделать из базового компонента пособие по бедности, — говорит Назаров. — А к середине 2020-х годов поставить вопрос об увеличении его размера для бедных и отмене для богатых.

По словам эксперта Российской академии государственной службы Татьяны Омельчук, первоначальный вариант формирования пенсионных доходов считался исходя из тарифа страховых взносов 22%.

— Мы доказали, что если финансировать ФБР из бюджета, то тарифа взносов в ПФР в размере 22% будет достаточно, — говорит она. — А вариант с целевыми трансфертами рассчитывается исходя из неопреленного тарифа. В этом случае мы не застрахованы от повышения страховых взносов (тариф в 26% действовал до 2012 года и к нему власти намерены вернуться с 2016 года).

Как следует из ответа Минэкономразвития на запрос "Известий", схема, предполагающая выделение базовой части из состава страховой, все еще продолжает рассматриваться ведомством в числе прочих.

— Вместе с тем указанные предложения требуют дополнительного экспертного и общественного обсуждения, по итогам которого должно быть принято пакетное решение, — сообщили в пресс-службе министерства.

Комментарий Минфина получить не удалось.

Как рассказали в пресс-службе Минтруда, в настоящее время министерство занимается написанием законопроекта по пенсионной формуле. В Госдуму он будет внесен не ранее 1 августа и рассмотрен в осеннюю сессию.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров