Госдума РФ упростит порядок изъятия неиспользуемых сельхозземель
02 февраля 2010, 13:28, ИА Амител
Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона "О совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения", с помощью которого предполагается максимально упростить процедуру изъятия земли у тех собственников, которые используют ее ненадлежащим образом, - пишет сегодня, 2 февраля, "Время новостей".
В муниципальной собственности также может оказаться большая часть от почти 100 млн. га сельхозземель, которые сейчас принадлежат "молчунам" из 10 млн. владельцев земельных долей.
Законопроект принят большинством депутатов, несмотря на мнение нескольких думских комитетов, полагающих, что депутатская инициатива в корне противоречит принципу защиты частной собственности.
Ключевые изменения, которые авторы законопроекта предлагают внести в действующее законодательство, заключаются в упрощении процедуры перехода прав собственности на неиспользуемую землю от неэффективных владельцев к местным органам власти для последующей передачи более эффективным хозяевам. В первую очередь это касается действительно запутанной долевой собственности, которая появилась после распада колхозов и совхозов в начале 90-х годов прошлого века.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, в ходе земельной реформы при реорганизации в 1992-1994 годах колхозов и совхозов 12 млн. граждан получили в собственность земельные доли на 115 млн. га сельхозугодий. У многих селян это единственное имущество, которое осталось им за годы работы в советские времена. Да к тому же в большинстве случаев они являются лишь номинальными собственниками этих долей, так как в виде земельных участков на местности эти доли не выделены и находятся чаще всего в безраздельном и безвозмездном распоряжении либо бывших руководителей колхозов, либо пришедших им на смену новых хозяев.
За прошедшие годы только 1,4 млн. владельцев долей официально прошли кадастровый учет и провели госрегистрацию прав на земельные участки общей площадью 18 млн. га. Депутаты намерены максимально упростить процедуру выделения на местности земельных долей, для чего в законодательство предлагается ввести новое понятие многоконтурного земельного участка. В него будут объединяться нарезы, не имеющие общей границы.
Среди оставшихся владельцев земельных долей едва ли не большинство составляют пенсионеры. После их смерти формально хозяевами долевой собственности становились проживающие в городах наследники, которые редко в установленный срок объявляли права на такое наследство. Законопроект существенно облегчает процедуру передачи в муниципальную собственность невостребованных в течение трех лет земельных долей и участков.
Авторы законопроекта намерены создать на базе каждого земельного участка, находящегося в долевой собственности, своеобразные акционерные общества. Общие собрания участников долевой собственности должны будут проходить под контролем муниципальных властей. Но даже результативное проведение такого собрания не гарантирует владельцам долей регистрацию их собственности на землю. В этом будет отказано, если в документах, которые выдавались при выделении долей, не приводится расчет их размера. Общие собрания участников долевой собственности для признания их местными властями жизнеспособными должны будут собираться не реже раза в три года, и избирать доверительного управляющего. Собрание будет признаваться правомочным, если на нем присутствует не менее 20% собственников долей или владельцы более 50% долей. Причем отсутствие на таком собрании владельца доли или его законного представителя (с нотариальной доверенностью) может стать основанием для включения доли в список невостребованных с дальнейшей передачей права на нее муниципальным властям. В правительственном отзыве на законопроект говорится "о создании условий для проявления коррупции" при утверждении подобного порядка лишения права собственности.
Новации, предлагаемые законопроектом, коснутся и тех владельцев, чья земля оформлена в собственность по всем правилам. Сельхозземли могут быть принудительно выставлены на публичные торги, если решением суда будут признаны неиспользуемыми или используемыми ненадлежащим образом более двух лет (сейчас этот срок составляет три года), а земли, предназначенные под строительство, - после трех лет нерадивого владения.
Право устанавливать критерии эффективного или неэффективного использования земли предложено отдать региональной власти. Если используется только часть участка, решением суда "лишняя" земля может быть отделена и также изъята у владельца. При невозможности продать такие земли на открытых аукционах их собственников предлагается обложить повышенным в четыре раза земельным налогом - по ставке 1,2% от кадастровой стоимости неиспользуемого земельного участка (сейчас земельный налог не может быть выше 0,3% от кадастровой стоимости земли).
Дело ведется к тому, чтобы заставить владельца земли отказаться от нее в пользу муниципальных властей. Эту процедуру законодатели хотят максимально упростить: оценка стоимости наследуемого государством или муниципальным образованием имущества производиться не будет, а свидетельство о праве на наследство будет выдаваться без взимания госпошлины или иной платы. Если земля оказывается в муниципальной собственности из-за ее ненадлежащего использования прежним владельцем, новый хозяин получает право разорвать ранее заключенные договоры аренды.
Попытка выйти за пределы регулирования оборота сельхозземель вызвала возражение профильного думского комитета по строительству и земельным отношениям. Его члены также не уверены в необходимости сокращать до двух лет срок, после которого неиспользуемые земли могут быть изъяты у собственника решением суда. По мнению комитета, в сельском хозяйстве могут применяться такие схемы севооборота, при которых пахотная земля может находиться под парами и два года. Комитет также опасается, что передача региональным властям права устанавливать критерии неэффективного использования земель "может повлечь злоупотребления на практике". Комитет вслед за правительством сомневается также в необходимости введения повышенной ставки налога для неиспользуемых земель. Председатель комитета Мартин Шаккум считает, что законопроект потребует существенной доработки перед вторым чтением.
Но законодатели не ставят перед собой цель вернуть всю землю в собственность государства. Оказавшиеся в распоряжении муниципальных или региональных властей участки, в том числе никем не востребованные, поступают в Фонд перераспределения земель. А затем эта земля, как говорится в законопроекте, "передается в собственность или аренду без проведения торгов, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, арендующее ее, обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора продажи или аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности". При этом цена земельного участка устанавливается в размере не более 15% от его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Предполагается, что за счет этих доходов и будут покрываться расходы муниципальных бюджетов, связанные с контролем над владельцами долевой собственности.
Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик не скрывает, что предлагаемый проект направлен прежде всего на повышение капитализации крупных аграрных компаний и только во вторую очередь на расширение сельхозпроизводства. По его словам, "закон обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельхозоборот".
Авторы законопроекта также сделали небольшой реверанс в сторону президента Дмитрия Медведева, откликнувшись на его требование ужесточить подходы к собственникам неиспользуемых земель с прицелом на передачу свободных территорий под жилищное строительство. Депутатский проект предусматривает возможность передачи сельхозземель в состав близко расположенных населенных пунктов.
Наиболее критичным по отношению к депутатским инициативам оказался отзыв комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. "Такого рода законодательные новеллы создают угрозу нарушения прав и интересов собственников земельных участков, а также вступают в непримиримое противоречие с конституционными положениями о защите частной собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации)", - говорится в документе, подписанном председателем комитета Павлом Крашенинниковым. Комитет рекомендовал отклонить законопроект еще в первом чтении. Но думское большинство не прислушалось к этим рекомендациям и дало месяц на представление поправок ко второму чтению.
Иллюстративное фото с сайта www.zemly.in.ua
Комментарии 0