Госдума внедрит историческую пропаганду
01 мая 2011, 07:01, ИА Амител
Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Сразу представлю гостей нашей студии. Сергей Мироненко – директор Государственного архива Российской Федерации, доктор исторических наук, заведующий кафедрой исторического факультета МГУ. Сергей Владимирович, добрый день.
Мироненко: Здравствуйте, Андрей.
Светенко: И Андрей Константинович Сорокин, директор Российского государственного архива социально-политической истории, главный редактор издательства "Росспэн". Андрей Константинович, приветствую вас также.
Сорокин: Здравствуйте.
Светенко: И сейчас станет понятно, почему у нас такие весомые авторитеты в мире исторической науки и в мире архивного дела в студии. Дело в том, что по инициативе депутатов Государственной думы, представляющих в ней подавляющее большинство в нашей стране, в ближайшее время может появиться особый федеральный фонд исторической памяти или даже фонд восстановления исторической памяти, в задачи которого будет входить историческая пропаганда внутри страны и на пространстве СНГ с учетом "государственных интересов". Уважаемые господа, что это такое, с чем это едят, и что из этого может последовать? С одной стороны, история – вещь интересная, все ее любят, интересуются и так далее, знают или не знают. Но когда я слышу слово "пропаганда", у меня что-то ушки начинает востро стоять.
Мироненко: Ну, что сказать? Вы абсолютно правы. Пропаганда – это слово из какого-то довольно старого арсенала. И почему оно появляется сейчас, в иные времена, мне довольно трудно сказать.
Светенко: А можно я вам по словарю процитирую? Propagate (это с латыни) – распространение надлежащей веры или процесс, подлежащий распространению вера. Но ключевое понятие здесь уходит в слово "вера". А вера – это то, что опирается на эмоции, на чувства и, в общем, даже не требует никакого подтверждения, вот я верю – и все тут. И какие тут исторические документы?
Мироненко: Зачем вера? Вера нужна, если мы будем с вами говорить про Хоменко или Носовского. Это не имеет никакого отношения к научному знанию. А вера и научное знание – вещи абсолютно разные. Недаром Тартллиан говорил: Credo quia absurdum ast – Верю, потому что это абсурд, чудо, именно поэтому я верю, не потому, что знаю.
Светенко: Андрей Константинович, вам не кажется, что то, что сейчас Сергей Владимирович сказал, это определенным образом характеризует состояние нашей исторической памяти вообще общественной, народной, так будем говорить? Оно на что-то опирается, на какие-то веры, мифы, легенды, сказания, создавшиеся там веками и десятилетиями, и поэтому все нормально. И зачем это все тогда нужно ставить на какую-то документальную основу?
Сорокин: Вы правы абсолютно. Состояние исторической памяти народа в широком смысле этого слова ниже всякого уровня. Об этом свидетельствуют социологические опросы, многочисленные выкладки в Интернет школьных сочинений и чего угодно.
Светенко: Но тогда депутаты Госдумы абсолютно правы: надо же что-то с этим делать и деньги из бюджета выделить.
Мироненко: Надо просто учить историю в школе нормально. Нужно не пропагандой заниматься, а нужно заниматься нормальной учебой. И не этой угадайкой - ЕГЭ - угадал, не угадал, а нормальное связное представление об историческом процессе давать.
Светенко: Нормальное представление – это тоже что-то, упакованное в этих словах. Нормальный учитель - вы можете сказать. А что это такое – нормальное преподавание истории?
Мироненко: Наименьшая политизация – вот что нужно сегодня нашему народу. Мое глубокое убеждение – нужно спокойное, внимательное отношение к своей истории.
Светенко: А история у нас – такой предмет сугубо политизированный, она у нас, ох какая, политическая, что получается замкнутый круг.
Комментарии 0