Госнаркоконтроль готов вылечить всех наркоманов

18 февраля 2014, 10:16, ИА Амител

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) просит президента России официально передать ей право на лечение и реабилитацию наркоманов, координацию этой деятельности с другими ведомствами, на проверку компаний и частных предпринимателей, которые работают в этой сфере. Эксперты и правозащитники скептически относятся к этой идее и считают, что лечением и реабилитацией наркоманов должны заниматься специальные медицинские службы, а не ФСКН, которая изначально создавался для борьбы с наркопреступностью.

Согласно подготовленному проекту указа президента о внесении изменений в Положение о ФСКН (есть в распоряжении "Известия"), пункт 1 о полномочиях Госнаркоконтроля по выработке госполитики, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств планируется дополнить фразой "а также в области реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача". Наркополицейские просят внести поправки в пункт 3, согласно которым ФСКН будет координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти всех уровней в области реабилитации и ресоциализации наркоманов.

Госнаркоконтроль также просит отдать ему возможность разрабатывать и реализовывать госпрограммы, осуществлять нормативно-правовое регулирование, получать, анализировать, обрабатывать данные и даже проводить научные исследования в сфере лечения и реабилитации больных наркоманией. Планируется дополнить и пункт 4 Положения, который даст возможность наркополицейским проверять юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются лечением и реабилитацией наркоманов. 

Официальные представители ФСКН не смогли оперативно прокомментировать "Известиям" предполагаемые изменения в сфере деятельности службы, а также их цели. 

Еще в 2013 году служба презентовала проект программы "Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ", под которую она просила у государства почти 20 млрд рублей — на срок с 2014 по 2016 год. В эту сумму, по замыслу наркоборцов, должны были войти 16 млрд рублей из федерального бюджета, 3,3 млрд из бюджета субъектов и еще 650 млн из внебюджетных источников. 

Однако в Минфине к идее ФСКН отнеслись прохладно, пояснив, что в бюджетах 2014–2016 годов ассигнования на реализацию проекта программы не предусмотрено. Минфин также отклонил предложение о создании крупного федерального научно-методического центра для проведения научных исследований и подготовки экспертов в области реабилитации наркоманов, поскольку  ему "неясен правовой статус создаваемого центра". 

Главным конкурентом ФСКН в сфере лечения и реабилитации наркоманов является Минздрав. Однако еще в 2011 году медики вышли из масштабной межведомственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" и стали лоббировать собственный проект "Развитие здравоохранения", в рамках которого хотели лечить наркоманов.

По предварительным данным, на финансирование программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков" ежегодно будут выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих денег пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма "Развитие здравоохранения" более масштабная — около 400 млрд рублей в год. Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену. 

Главный нарколог Минздравсоцразвития считает, что у ФСКН нет структурных возможностей для проведения эффективной реабилитации. 

— В функции ФСКН работа с больными наркоманией не входит, у них нет ни соответствующей организации для этого, ни кадров, — пояснил "Известиям" главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн. — Все условия для реабилитации наркоманов есть только у Минздрава, и лечение должно проходить под эгидой этого ведомства. 

Эксперты также неоднозначно оценивают планы Госнаркоконтроля, подозревая, что ведомство заинтересовано не столько в лечении и реабилитации наркоманов, сколько в доступе к многомиллионным дотациям из бюджета, выделяемым на эти цели.  

— Реабилитация и ресоциализация наркоманов в первую очередь означает для ФСКН получение дополнительных бюджетных средств, — полагает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — В силу специфики ФСКН будет трудно проконтролировать движение денег: землю купят под строительство реабилитационных центров, а на самом деле там появятся элитные коттеджи. Дело и сейчас доходит до курьезов. Например, недавно ФСКН получила из бюджета десятки миллионов рублей на разведение жуков, которые якобы поедают листья каннабиса.

По его мнению, ФСКН в первую очередь необходимо заняться своей непосредственной деятельностью — борьбой с наркопреступностью, а уже затем думать о лечении наркоманов. 

Слова эксперта косвенно подтверждают результаты недавней проверки ФСКН ревизорами Счетной палаты, которые обнаружили там различные нарушения на 1 млрд рублей. Проверяющие изучали, как наркополицейские тратили в 2012 и 2013 годах бюджетные деньги, выделенные в рамках Стратегии государственной антинаркотической политики. Примечательно, что проверка показала отсутствие контроля со стороны ФСКН за исполнением утвержденного правительством плана по совершенствованию системы реабилитации наркоманов.

— Научно-исследовательский центр ФСКН России выполнил три мероприятия этого плана исключительно по формальному признаку, — сообщила аудитор Вера Чистова.

Глава фонда "Город без наркотиков", мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также призывает Госнаркоконтроль больше внимания уделять борьбе с преступностью. 

— Каждый должен заниматься своим делом: ФСКН — ловить наркодельцов и перекрывать каналы поставки наркотиков, Минздрав — лечить и реабилитировать больных наркоманией, — пояснил "Известиям" Евгений Ройзман. — ФСКН изначально создавалась как мощная мобильная служба по противодействию наркоторговле, но теперь она хочет получить множество иных полномочий: пресечение наркоторговли, антинаркотическая пропаганда, а теперь еще и реабилитация. Всё это дополнительные деньги, поэтому я вижу в этом опасную коррупционную составляющую. 

Ройзман также не исключает, что ФСКН попытается взять под контроль частные центры по реабилитации наркоманов. По мнению эксперта, для эффективного решения этой проблемы необходимо принимать жесткий закон о принудительном лечении наркомании и создавать сеть государственных реабилитационных центров. 

— Закон должен работать по принципу: либо наркоман идет лечиться, либо отправляется в тюрьму. Необходимо строить именно государственные реабилитационные центры, поскольку принудительное лечение имеют право практиковать только они. Сейчас в России таких только четыре, и они показали свою неэффективность, — добавил Ройзман.   

В последнее время ФСКН уже выдвинула ряд инициатив, расширяющих полномочия ведомства в сфере обследования, лечения и реабилитации наркоманов. Так, в начале февраля ФСКН направила на согласование в правительство поправки в законодательство, расширяющие круг людей, подпадающие под программу диагностики, лечения от наркомании и реабилитации за счет госбюджета. Теперь эта норма может затронуть людей, эпизодически употребляющих наркотики, а также фигурантов административных дел.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров