Грузия угрожает выйти из невыгодного России проекта железной дороги

25 декабря 2012, 12:26, ИА Амител

Глава грузинского правительства Бидзина Иванишвили пересматривает не только политическое наследие президента Саакашвили, но и казавшиеся незыблемыми региональные экономические проекты. Накануне намеченного на среду, 26 декабря, визита в Азербайджан он усомнился в выгоде железнодорожной магистрали между Азербайджаном, Грузией и Турцией, которая строится уже пять лет и должна войти в эксплуатацию во второй половине 2013 года. Эксперты полагают, что грузинский премьер направляет завуалированный сигнал Москве о необходимости сотрудничества по восстановлению абхазского участка железной дороги.  Об этом пишут "Известия ".

— Геополитически этот проект полезен Грузии, но в смысле экономики вызывает у нас много вопросов, — заявил Бидзина Иванишвили журналистам. — Много транзитных путей — это хорошо. Но открытие этой новой железной дороги может снизить грузопоток на существующей дороге из Азербайджана в 2–3 раза, что скажется и на наших портах.

По ныне действующей магистрали, говорит премьер, в год ежегодно проходит 20 млн т грузов. По его мнению, даже если объемы грузоперевозок вырастут, экономическая выгода проекта для Грузии остается под вопросом.

— У нас сегодня очень хорошие отношения с Азербайджаном, — продолжил Иванишвили. — Думаю, с таким партнером мы сможем урегулировать эти темы.

Проект нового железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс (БТК) включает строительство ветки Карс-Ахалкалаки в 98 км, из них 68 на территории Турции, 30 — Грузии. Также реконструируется 183-километровый отрезок Ахалкалаки-Марабда-Карс. Согласно прогнозам, ежегодно по новой железнодорожной ветке, которая получит прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортироваться 30 млн т грузов.

Данный коридор не выгоден Ирану, а также окончательно изолирует в транспортном отношении Армению. Предыдущий президент США Джордж Буш в середине 2000-х даже наложил запрет на участие американских компаний в проекте — он считал, что отторжение Армении от региональных проектов идет вразрез с политикой Вашингтона на Кавказе. Однако помешать началу реализации проекта США, несмотря на сильные позиции в регионе, не смогли.

Как полагают некоторые эксперты, начало функционирования нового проекта негативно скажется и на интересах России. Директор Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе заявил "Известиям", что БТК практически сводит на нет потенциал приобретенной армянской железнодорожной сети, которая с 2008 года находится в управлении РЖД.

Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа заявил "Известиям", что своим заявлением Иванишвили, "возможно, привлекает внимание Москвы к необходимости восстановления железной дороги через Абхазию". По абхазскому направлению еще в советское время Армения получала тяжелые грузы, которые сейчас идут через грузинские порты. Однако их мощность недостаточна, нужна абхазская дорога. Длина абхазского участка — 221 км, однако по ней курсируют только пассажирские поезда из Москвы и Сочи. Весь подвижной состав находится в сильно изношенном состоянии, есть серьезные проблемы с регулировкой движения. Большинство вокзалов заброшено и разрушается.

— Грузия не ставит под вопрос осуществление этого проекта, — заверил "Известия" близкий к грузинскому премьеру аналитик, глава Института исследований развития Грузии Георгий Хухашвили. — Речь идет о прояснении возможных экономических рисков для нашей страны.

Министр экономического развития Грузии Георгий Квирикашвили также обещает, что проект осуществится, но считает, что нужно обсудить возможную компенсацию для грузинских портов Поти и Батуми, если в результате введения в строй железной дороги, их нагрузка снизится.

Однако в Баку угрозу Тбилиси восприняли более чем серьезно. В местной прессе появилась информация со ссылкой на правительство Азербайджана о том, что страна может пересмотреть цены на газ для Грузии, если та в конце концов откажется от проекта железной дороги. Сейчас Грузия получает газ только в Азербайджане по цене $167 за тыс. куб. м. Взнос Грузии в строительство новой железной дороги осуществляется за счет азербайджанских кредитов на сумму $775 млн. Грузия будет погашать ее за счет будущих доходов от эксплуатации данного проекта Баку-Тбилиси- Карс.

— Я возмущен заявлением премьер-министра о возможном пересмотре и приостановлении проекта железной дороги, — заявил президент Грузии Михаил Саакашвили.

С его точки зрения, заявление премьера отдаляет Грузию от Европы и связывает ее "кабальными отношениями" с Россией.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров