Губернатор Александр Карлин - о методах воспитания: "Я старался никогда ребятишкам не врать"
28 мая 2010, 07:10, ИА Амител
"А Вы как своих детей воспитываете?": на официальном сайте Алтайского края, специально к грядущему Дню защиты детей, опубликованы мнения по поводу воспитания детей первых лиц края. Ниже приводим высказывания губернатора Александра Карлина:
- Мне трудно давать какие-либо универсальные советы, потому что у каждого свои семейные обстоятельства. И дети у нас у всех разные, у каждого свое здоровье и таланты. Талантливы все дети, но каждый ребенок талантлив по-своему. Поэтому я не претендую на владение универсальными рецептами, которые работают всегда, везде и для всех. Но опираясь на свой опыт, могу сказать, что я старался никогда ребятишкам не врать. Ведь в каждой семье дети ждут ко дню рождения какой-то подарок, мечтают, что Дед Мороз на Новый год принесет что-то особенное. Но ведь ребятишки очень рано начинают понимать, кто в семье работает Дедом Морозом. Так вот я старался никогда ни за себя, ни за Деда Мороза не обещать то, что выполнить либо невозможно, либо проблематично. Чтобы не ставить в неловкое положение Деда Мороза.
По возможности нужно участвовать в жизни детей. Конечно, не у всех отцов есть возможность регулярно посещать школу, встречаться с их учителями. Но проявлять интерес к жизни ребенка необходимо. И заглядывать в дневник, и интересоваться, как у них идут дела. У меня два сына, и я всегда старался интересоваться не только тем, какие оценки у них в дневниках, каковы взаимоотношения с учителями. Но и тем, как складываются взаимоотношения в детском коллективе, как ребенок в нем себя чувствует. Это очень важно.
Я хочу обратить внимание на еще один важный момент и посоветовать всем родителям делать все возможное, чтобы дети общались с дедушками и бабушками. В семьях отношения, конечно, складываются по-разному. Но ни при каких обстоятельствах нельзя препятствовать общению ребенка с дедушками и бабушками, лишать их этого счастья. Когда мы сами начинаем приближаться к этому возрасту, к нам приходит понимание того, что деды наши дают ребенку то, что родители в силу целого ряда объективных причин дать не могут. Я сейчас, например, понимаю, что мой младший сын очень многому научился у своего деда. Это и навыки работы по дому, и умение водить автомобиль. И получил он это благодаря тому, что в течение двух-трех лет на лето мы отправляли его к родителям жены. Такое постоянное общение было очень полезно нашим детям, мы это сейчас понимаем. Но и на деде это тоже сказывалось благотворно, потому что он просто расцветал, когда к нему приезжали внуки. Я думаю, мудро поступают те родители, которые такую связь поколений не прерывают, а поддерживают. Ведь если мы лишаем детей возможности общаться с дедами, мы тем самым существенно осложняем задачу себе как воспитателям.
Я считаю, что по возможности нужно поддерживать учителей. Искушение встать на позицию ребенка всегда велико. Но если есть претензии в адрес ребенка, разбираться в них нужно без его участия, это тоже очень важно.
В нашей семье было принято какие-то проблемы обсуждать с участием сыновей, даже когда они были еще совсем детьми. Да, их мнение не было решающим, но им предоставлялась возможность поучаствовать в обсуждении семейных проблем, высказать свое мнение.
Есть еще одно очень важное правило. В принципе, это правило поведения любого человека: то, что ты говоришь, не должно расходиться с тем, что ты делаешь. Ведь дети очень чутко реагируют на то, что называется двойными стандартами. Все же знают простой способ понять, как к тебе относятся в семье родственников и знакомых. Обрати внимание на реакцию детей. Если тебе говорят, что ты замечательный и тебя очень любят и уважают, а в присутствии ребенка говорят совсем другие вещи, то ребенок, не способный скрывать, обязательно такое отношение продемонстрирует. Дети очень чутко все это улавливают.
Еще раз повторю: нет каких-то рецептов воспитания, действующих одинаково всегда и везде. Каждый проходит путь воспитателя самостоятельно и совершает на этом пути свои ошибки. Мы понимаем это позже. Но мне кажется, что все мною сказанное не будет воспринято как нудное назидание. Нет, это просто добрый совет.
Есть еще один важный момент – нет чужих детей. В России это было всегда, но, к сожалению, сейчас мы это немножко подрастеряли. Я сельский ребенок, и у нас в селе было так заведено: если ты не поздоровался со взрослым – тебе тут же сделают замечание. Если неряшливо одет – то же самое. Простая женщина, уборщица в нашей школе, всегда самым серьезным образом следила за тем, чтобы ребенок, перед тем как войти в школу, тщательно вытер обувь. Тогда мы были не так богаты, сменной обуви просто не было. Поэтому в любую непогоду обувь следовало тщательно вытереть у порога, чтобы не растаскивать грязь по всей школе. Но эта же женщина тщательно следила и за тем, чтобы в зимнее время, в непогоду шапку ребенок одел как следует, завязал ее. Чтобы не особо, может быть, добротное пальтишко обязательно было застегнуто на все пуговицы, и кушаком перевязано. И это было в порядке вещей. Никто женщину не обязывал этим заниматься, она делала все это просто как добрый человек. Мне кажется, коллективное воспитание тоже необходимо. Сейчас ты позаботишься о чужом ребенке, не будешь к нему равнодушным, а кто-то тоже самое сделает по отношению к твоему. За заботу о детях воздается.
Комментарии 0