Хватит спамить: барнаульцы возмущены СМС-спамом

"Такси бесплатно", "СПА-процедуры со скидкой!", "У нас сегодня акция…", "Банк выдаст вам кредит" – в течение одного лишь дня на сотовый телефон порой приходит до десятка вот таких "важных" новостей, которые зачастую доводят до белого каления, пишет "Вечерний Барнаул"

23 мая 2014, 14:00, ИА Амител

Откуда корни

Попытки занести отправителей в черный список обычно ни к чему не приводят – людям противостоят мощные программы, которые приносят своим создателям многомиллионные доходы.

– Достали уже эти эсэмэски, которые приходят и утром, и днем, и ночью, – рассказывает возмущенный Игорь Коновалов, житель Барнаула. – Чаще всего мне предлагают различные кредиты и займы, причем в некоторые банки я сам лично звонил и просил убрать номер из базы. Мне совершенно непонятно, как он попал в рассылку, ведь никакие документы я не подписывал и о некоторых фирмах слышу впервые.

Возмущение молодого человека совершенно обосновано, ведь каждый на себе испытывает такое давление рекламодателей ежедневно, когда глубокой ночью предлагают сходить в баню, а детям-школьникам советуют "оторваться как следует" в ночном клубе. Зачастую самый простой выход – это отключение звука на звонок для СМС. Но разве это спасет ситуацию?

Нет, считают законодатели, благодаря которым с 1 мая вступил в силу новый закон о запрете российским мобильным операторам без согласия абонента рассылать свой СМС-спам. Также все, кто получит такие эсэмэски, могут обратиться к своему оператору, чтобы он поставил запрет на номер, с которого пришел спам. Кроме того, те, кто будет рассылать СМС-рекламу с короткого номера, будут оштрафованы.

Кстати, в США и Великобритании по умолчанию запрещена спам-рассылка на электронные адреса физических лиц. Рекламные сообщения отправляются только на коммерческие электронные адреса, а частное лицо может подключить их только по обязательному предварительному согласию абонента.

У нас же в конце 2013 года среднемесячное количество СМС-спама по стране составляло порядка десяти миллиардов сообщений. Зарегистрированные операторами претензии абонентов исчислялись десятками тысяч. В связи с этим большинство крупных мобильных компаний нашей страны ввело блокировку сторонних рассылок с буквенно-цифровых номеров. И многие пользователи отметили, что эсэмэсок стало приходить меньше.

– В начале 2013 года мы пересмотрели контракты с контент-провайдерами, увеличив в разы штрафы за нарушения, – отмечает сотрудник пресс-службы одного из операторов сотовой связи Ксения Зеленцова. – Кроме того, мы запустили автоматизированную систему "Антиспам", которая выявляет и блокирует мошеннические СМС-рассылки, разработали сервисы, которые позволяют абонентам самостоятельно блокировать назойливые СМС и пересылать жалобы на спам и мошенничество на короткий номер. В конце прошлого года на фоне резкого роста спама мы заблокировали прием информационных и рекламных СМС с коротких и буквенно-символьных номеров от тех рассыльщиков, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы. В результате объем спама упал в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем в четыре.

Согласились? Получайте!

Как фирме сообщить своим клиентам об акции? Написать СМС, что может быть проще, причем мы, зачастую ругая сотовых операторов, совершенно забываем, что самостоятельно поставили галочку в графе "СМС-рассылка" в договоре, который подписали когда-то в каком-то магазине.

– К сожалению, многие абоненты сами оставляют свои контактные данные и иную личную информацию, заполняя различные анкеты, регистрационные формы и другие подобные документы в магазинах, службах доставки, такси, на выставках, конференциях, – добавляет Ксения Зеленцова. – Таким образом телефонные номера попадают в базы рекламных рассылок, которые используются фирмами в рамках своих рекламных кампаний.

Так что пересмотрите свои сообщения – если большинство из них приходит из организаций нашего города и вы там точно были – обратитесь к ним и попросите вычеркнуть ваш номер из списка рассылки. Уважающие себя компании выполнят требование. Ну а если эсэмэски продолжают приходить и после вашего обращения, то готовьте жалобу на недобросовестную рекламу и идите прямиком в антимонопольную службу.

Для возбуждения дела вам потребуется предоставить копию договора с мобильным оператором и доказательства существования СМС, достаточно сделать фото сообщения, и не забудьте приложить выписку из "Личного кабинета" о том, что СМС приходили с такого-то номера.

Откуда номер

Все понятно, когда сам оставляешь номер личного мобильного в банке или косметическом салоне, но если ты впервые узнаешь о такой организации из СМС, то возникает вопрос, как твой номер попал в базу.

Услугу рассылки сообщений можно заказать напрямую у сотовых компаний или у их партнеров. Как правило, компании, предоставляющие такой сервис, работают по всей стране, у некоторых из них в Барнауле есть филиалы. Случается, что рассылки делают частные лица без регистрации предпринимательской деятельности, что влечет за собой административную ответственность. Так, в конце прошлого года УФАС по Алтайскому краю оштрафовало жителя Барнаула за рассылку СМС-сообщений городского салона красоты без согласия абонентов. Иногда руководители бизнеса проводят рассылку самостоятельно, но это актуально для небольших фирм.

– Преимущество такой рекламы очевидно для любого руководителя, – говорит директор фирмы по доставке суши на дом, Ирина Николаевна. – Сообщение об акции поступает покупателю мгновенно и лично в руки, причем у него на руках остается визитка с адресом, телефоном и подробным меню. К тому же изготовление не стоит ничего, сел и написал сообщение, не нужны дизайнеры, видеосъемка, все просто, причем стоимость обычно колеблется в пределах пяти тысяч рублей за базу из 10 000 номеров.

Кстати, происхождение абонентской базы – один из самых щекотливых вопросов в рассылке любых сообщений. К слову, способов получения нелегальных баз достаточно много, от банальной покупки до создания своей. Самый простой – взять один действующий номер в Барнауле, забить его в ячейку таблицы exel-документа и протянуть столбец вниз. И вот перед вами столбец номеров, где меняется только последняя цифра. Остается только написать текст сообщения

ФАКТ

В алтайское Управление ФАС в прошлом году поступило 213 заявлений по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе", из них 60 – с жалобами на СМС-спам. Чаще всего люди жалуются на рекламную информацию косметических салонов, а также компаний, предоставляющих микрозаймы.

КСТАТИ

Если у вас возникли сомнения по поводу поступившего сообщения, то вы можете переправить полученное СМС на бесплатный номер на сервисы жалоб своего оператора: 1911 (МТС); 0611 ("Билайн"); 0500 ("Мегафон").

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров