Историю регионов будут сверять с Москвой
10 июля 2013, 09:22, ИА Амител
Минобрнауки России приняло решение до конца года разработать требования для новых учебников и учебных пособий по истории регионов. В будущем году их апробируют в пилотных регионах. По оценкам экспертов министерства, в исторической науке национальных республик нередко доминируют трактовки прошлого, увеличивающие вероятность этнических конфликтов. Проект должен стать частью выполнения президентского поручения по созданию единого учебника истории. Об этом пишут Известия.
— Действующая модель преподавания региональной истории неэффективна, — пояснили "Известиям" в Минобрнауки. — Она не обеспечивает изучения этого предмета в контексте национального единства.
Данный вопрос обсуждается уже давно. В 2011 году в решениях Всероссийского съезда учителей истории и обществознания подчеркивалась необходимость разработки учебников и методических материалов, отражающих культурно-национальный компонент.
В феврале нынешнего года на заседании совета при президенте по межнациональным отношениям Владимир Путин отмечал роль школы в "формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними".
— Надо решить вопрос, как будут сочетаться региональные учебники с единым учебником истории, — рассказал член общественного совета при Минобрнауки, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. — Сама по себе идея местного учебника не нова. К примеру, в столичных школах уже преподают такой предмет, как "Москвоведение". Но мы понимаем, что у Российской империи сложная история и ее трактовок достаточно много. Сейчас принята концепция "единых подходов" по данному вопросу. Можно попасть в ситуацию, когда трактовка общероссийского учебника и регионального будет расходиться. Этот вопрос необходимо проработать.
Школьный преподаватель и председатель Всероссийского профсоюза работников образования Андрей Демидов считает, что увязка регионального и федерального учебников истории не избавит от конфликтных ситуаций.
— Понятно, что единого "регионального учебника" не будет, но должны быть общие установки. Необходимо понять, как увязать местный уровень и федеральный. Однако конфликты не закончатся, у нас история конфликтная, и здесь не получится сгладить углы. Например, в Татарстане будет своя точка зрения на присоединение Казани Иваном Грозным. В кавказских республиках особое мнение о депортации времен СССР.
Специалист по этнической, кросс-культурной и политической психологии, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Надежда Лебедева пояснила, что исторически сложные ситуации необходимо прописать в одном учебнике, но представить в нем мнения двух сторон конфликта.
Если информацию подавать однобоко, это и дальше будет формировать межнациональные конфликты, считает эксперт. К примеру, у многих кавказцев сейчас очень сильно выражена этническая самоидентификация и слабо — гражданская: они не рассматривают себя как россиян.
— Нужна консолидация всех народов, проживающих на территории России, чтобы в будущем избегать конфликтных ситуаций, — говорит Лебедева.
Комментарии 0