Изменение цен на товары - что нужно успеть купить до Нового Года
14 декабря 2014, 12:12, ИА Амител
Часы
Стоимость часов из Швейцарии и других европейских стран в России всегда была выше или хотя бы наравне с заграничной. Теперь же на рынке сложилась удивительная ситуация — российские цены в среднем ниже европейских на 15-25%. Но удачный момент для покупки часов долго не продлится — по словам игроков рынка, все импортеры уже начали реагировать, корректируя свои прайс-листы.
"Некоторые из наших конкурентов уже в ноябре повысили розничные цены, и мы ожидаем, что остальные "коллеги по цеху" также в самое ближайшее время произведут корректировку цен, как это сделал Apple в России", — говорит Арсен Балаян, генеральный директор Breitling в России и СНГ. До 1 декабря в магазинах этой марки действуют цены ниже европейских на 15-20%. После Breitling планирует плавно повышать цену в среднем на 6%, стоимость часов все равно останется меньше зарубежной. "Мы не делаем резкого повышения цен, так как декабрь является одним из основных месяцев продаж в нашей отрасли", — поясняет Балаян.
В TAG Heuer (входит в LVMH Group) планируют не менять цены еще некоторое время и тоже поднимать их плавно. "Мне на ум приходит аллегория: наши цены – как пловец с аквалангом, — опустились на глубину, стали ниже рекомендованных европейских. Если пловец резко поднимется на поверхность, он просто погибнет, — говорит Олег Кайдалов, генеральный директор TAG Heuer. — То же может случиться и со спросом: если резко поднять цены на 25%, то продажи могут "умереть". Для того чтобы пловец не умер, надо делать декомпрессию — подниматься постепенно".
По данным главы Ассоциации участников часового рынка Вячеслава Медведева, цены уже незначительно корректировали компании Richemont (Cartier, Vacheron, Montblanc, Jaeger LeCoultre, IWC) и Protime (Frederique Constant). В Swatch Group (Tissot, Longines, Omega, Breguet) пока оставили старые цены. "Сейчас очень выгодно покупать именно в России — многие представительства фиксируют рублевую цену исходя из курса франка чуть ли не в 37 рублей. В результате даже у Duty Free бизнес почти встал: там цены в валюте, и они оказались существенно выше внутренних. Плачут и контрабандисты: они тоже оказались неконкурентоспособны", — говорит Медведев.
Одежда и обувь
По данным Минпромторга, доля импорта в поставках обуви и одежды доходит до 90%. Колебания курсов ощущают как иностранные ритейлеры с магазинами в России, так и отечественные, закупающие продукцию за рубежом. "Торговую аномалию" легко отследить — например, традиционный короткий тренч от Burberry стоит 68 000 рублей на российском сайте компании и 74 890 рублей (995 фунтов*) на британском. "Цены уже сейчас почти все подняли на 10%, но это, конечно, меньше, чем рост курса на 32%, — говорит управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. — Сейчас выгодно покупать базовые изделия и верхнюю одежду — они нужны всегда, а со следующего сезона будут стоить принципиально дороже. То, что придет к новому сезону, будет на 20% дороже, а то, что придет в марте, — еще на 10% вырастет. Цены уже растут, но пока плавно, и можно успеть совершить покупку".
Электроника и бытовая техника
Пока что цены на большинство товаров у продавцов электроники и бытовой техники сохраняются на прежнем уровне — многие товары были закуплены еще до повышения курса, а стоимость других не повышается благодаря производителям, которые сдерживают цены перед Новым годом. "Существенно ниже роста курса подорожали телевизоры всех производителей, смартфоны, планшеты, за исключением продукции Apple, вся мелкая и крупная бытовая техника, практически не подорожали смартфоны и планшеты Samsung. Можно смело приобретать эти товары "практически" по старым ценам, существенно более низким, чем их текущая реальная стоимость", — говорит коммерческий директор "Юлмарта" Олег Пчельников. Но рост цен, безусловно, продолжится, соглашаются игроки рынка. "В новом году начнется постепенное повышение цен. Январь — отправная точка, изменения возможны в течение первого квартала 2015 года", — говорит представитель "М.Видео" Юлия Зотова. По прогнозу компании, цены на крупную бытовую технику повысятся на 5-10%, на компьютеры и ноутбуки — на 15-20%, на телефоны — на 5-15%, а на телевизоры — на 5-10%. Техника локальной сборки подорожает в среднем на 5% — в России производятся 95% стиральных машин, 92% телевизоров и 80% холодильников.
В то же время к концу 2015 года цены на большинство товаров, кроме крупной бытовой техники, снизятся от 20% до 40%. "Влияние кросс-курсов на цены отложенное, кроме того, это лишь один из факторов, определяющих цену. В большей степени на нее влияет рыночная конъюнктура, стоимость технологий, которая снижается, и уровень конкуренции в каждом сегменте рынка", — считает представитель "Связного".
Ювелирные изделия
Ювелирный рынок реагирует на изменения курса с небольшой задержкой, поэтому стоимость большинства ювелирных изделий пока что остается неизменной. Но цены на них скоро будут корректироваться в зависимости от биржевых условий — как от валютных колебаний, так и от долгосрочных трендов на материалы для украшений. По словам исполнительного директора "Адамас" Максима Вайнберга, биржевые цены на драгоценные камни стабильно растут, на золото — идут с небольшой отрицательной динамикой. Фиксируются цены преимущественно в иностранной валюте, что будет отражаться на конечной стоимости ювелирных украшений. "Можно прогнозировать, что на изделия без вставок коррекция будет относительно плавной — за счет фактора снижения цены золота. Украшения с драгоценными камнями, очевидно, будут дорожать более существенно", — говорит Вайнберг. По данным "Гильдии ювелиров", около 60% изделий с ювелирными вставками привозится из-за границы.
Парфюмерия и косметика
Доля импорта на российском рынке достигает 70%, согласно исследованию РБК Research, в сегменте luxury этот показатель может быть и выше. Главные поставщики косметики и парфюмерии в Россию — Франция, Германия, Польша, Италия и США, поэтому закупочные цены формируются в долларах и евро. Пока что в косметических магазинах продается большей частью товар, закупленный еще по старому обменному курсу — до 70% продаж приходится на период с ноября и март, поэтому к сезону компании готовятся заранее. Российские цены сейчас близки к европейским — например, небольшой флакон духов Miss Dior можно купить в "Иль де Ботэ" за 5010 рублей, в то время как в британском Selfridges он будет стоить 5110 рублей (68 фунтов*).
Индексация начнется после Нового года — по мнению Анны Дычевой-Смирновой, члена правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, вероятно, что переписывать ценники станут со второй половины января. Валютные курсы скажутся и на отечественных производителях косметики — до 80% ее ингредиентов закупается за границей. "Индексация, скорее всего, может составить от 5% до 9%. Это вопрос бизнес-стратегии — можно сильно поднять цену для потребителей, но потерять часть покупателей. При другом пути придется пожертвовать своей прибылью, но сохранить потребительскую аудиторию. Или искать компромиссные варианты", — говорит Анна Дычева-Смирнова.
Алкоголь
На рост цен на алкогольном рынке обычно влияют акцизы, но в этом году рост курсов – второй по важности фактор. По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), импортный алкоголь либо уже подорожал на 15-20%, либо вскоре будет постепенно дорожать.
Подорожает около 60% винодельческой продукции — как из-за импорта, так и из-за того, что значительная часть российской продукции изготовлена из импортного сырья: коньяк, вино, игристое шампанское. На ценах отразится также инфляция и накладные расходы производителей. "Даже если акцизный фактор не сработает, остальные все равно приведут к тому, что минимум весь алкоголь подорожает. Значительная часть подорожает на 20%, значительная — на 15%, но минимум все подорожает на 15%. Крепкий алкоголь подорожает прежде всего", — суммирует Вадим Дробиз.
Лекарства
Согласно исследованию DSM Group, российский рынок зависит от импорта примерно на 75%. Часть цен регулируется государством — на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты). Но около 60% фармацевтического рынка независимы от регулирования — по словам директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, именно эта продукция в зоне риска скорого повышения цен. С начала сентября цены на нее уже выросли на 7%.
В зоне риска не только импортные, но и отечественные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП — они также будут дорожать, поскольку большую часть ингредиентов и технологий отечественная индустрия закупает за рубежом. "Резкого скачка цен не будет, так как запасы лекарственных препаратов делаются не менее чем на 6 месяцев. Цена повышается на те препараты, запасы которых закончились и новые закупаются уже по новым ценам", — говорит глава DSM Group Сергей Шуляк. Есть и ряд сдерживающих факторов, добавляет он — предельная цена на препараты из списка ЖНВЛП, рублевые контракты на некоторые импортные препараты, влияние валюты только на часть стоимости лекарства — от курса зависит 64% стоимости у импортных препаратов и 15% у российских.
По словам Мелик-Гусейнова, при быстрой девальвации рубля и высокой инфляции многие иностранные компании могут осознать, что им невыгодно работать с продукцией из списка ЖНВЛП — по прогнозам Центра социальной экономики, такой риск существует, если доллар вырастет выше 65 рублей. "Поэтому мы предлагаем Минздраву сесть за стол переговоров, чтобы, с одной стороны, сохранить цены — не дать им вырасти, а с другой стороны — дать фиксированные объемы в год компаниям, чтобы они чувствовали определенную ликвидность в работе с этими препаратами", — поясняет эксперт.
*по прогнозу курса ЦБ на 28 ноября 2014 года
Комментарии 0