За последние несколько лет мобильные телефоны захватили коридоры средних, а иногда - и начальных школ. Они стали страховкой для родителей, и в то же время - чем-то вроде наркотика для молодежи, - об этом пишет ИноСМи со ссылкой на французскую "Atlantico".
tlantico: Сегодня мобильный телефон появляется у молодежи с самого раннего возраста. Для чего он используется? Эдит Тартар-Годде: Сначала давайте определимся с тем, что мы подразумеваем под словом "молодежь".
Если
речь идет о детях, то телефон служит страховкой для родителей, которые
могут позвонить ребенку в любой момент. Таким образом, родители
полагают, что знают, где ребенок находится, и что он делает. Школьники
используют мобильные телефоны для игр и общения с друзьями. Чаще всего
используются SMS и встроенная камера.
Этот развлекательный
инструмент интуитивно используется для того, чтобы ощутить связь с
другими (например, полазить по интернету). Он создает у ребенка
впечатление, что он не одинок, и позволяет избежать стресса, когда он
оказывается один дома после учебного дня. Телевидение также играет эту
роль "няни", однако мобильник в гораздо большей степени обладает
коммуникационными и интерактивными качествами.
— Как мобильный телефон изменил поведение в школе? —
Изменения связаны не только с мобильником в его исключительно
телефонной функции, но и с использованием новых технологий в целом
(интернет, сетевые игры...).
Речь идет об изменениях в принципах мышления, обучения, восприятия мира и
окружающих, формирования личности. Список можно продолжить и дальше.
В
частности, игровой, сенсорный и моторный аспект (так как для этого
требуется только зрение, слух и пальцы) позволяет очень быстро получить
доступ к информации... без усилий и необходимости дедуктивного мышления.
Последствия всего это сразу же заметны в классе: быстрая капитуляция
при необходимости приложить усилия, трудности с установлением связи
между знаниями и опытом, рассеянное внимание, проблемы с
сосредоточением, отсутствие интереса к абстрактным (то есть, не
связанным с повседневной жизнью) знаниям и т. д.
— Мобильный телефон подталкивает ребенка к тому, чтобы уйти в себя? —
Для некоторых мобильный телефон — это способ самовыражения. Без этого
предмета они ощущают себя брошенными, пустыми. Так, запрет на
использование мобильников в классе может вызвать чувство "лишения", а не
фрустрации (фрустрация — совершенно нормальное явление в жизни).
Вызываемое этим смятение так велико, что чувство лишения может заставить
школьника замкнуться в себе и отгородиться от мира. Тем не менее, в
большинстве случаев они сами признают, что с мобильным телефоном в руках
им нужно учиться принимать рациональные решения (например, слушать
преподавателя, а не отвечать на sms), и что у них самих это получается
далеко не всегда. Кроме того, никто ведь их этому не учит!
— В 61% случаев инициатива о покупке мобильного телефона исходит от родителей. Но действительно ли он так уж нужен детям? —
Родителям он и правда нужен! Он создает у них впечатление, что они
находятся рядом с ребенком, хотя это и не так. Тем не менее, этот
предмет может помешать ребенку взрослеть, потому что взрослеть означает
самому принимать решения в различных жизненных ситуациях. Если же
родителям можно позвонить всегда, когда возникает любая, даже самая
мелкая трудность, ребенок становится не самостоятельным, а зависимым.
Таким образом, мобильник может привести к инфантильности.
В то же
время мобильный телефон может быть очень полезен молодежи. В первую
очередь это касается подросткового возраста при условии умеренного
использования телефона (например, не по ночам). В этот момент его польза
объясняется тем, что он позволяет установить связи со сверстниками и
приятелями, а также сформировать жизненный опыт при том, что отношения с
родителями будут постепенно размываться, чтобы ребенок мог физически
отделиться от них.
Комментарии 0