Как "отпевали" Кремль
13 апреля 2012, 13:53, ИА Амител
"Новые Известия" опубликовали фоторепортаж из прошлого – историю о том, как помпезный и официозный Кремлевский Дворец съездов был оккупирован первыми "неформалами" – музыкантами культовых рок-групп и их буйными поклонниками. Материал подготовил Владимир Машатин.
Кремлевский Дворец съездов был построен на месте старого здания Оружейной палаты и остатков древних построек двора Бориса Годунова. Великолепное здание в стилеампир было снесено, а архитектурная композиция из старинных русских пушек, стоящих цепью вдоль фасада здания во главе с Царь-пушкой, уничтожена. В итоге Московский Кремль получил гигантский белый сарай-куб с мраморными пилонами и алюминиевыми витражами. Общественно-политические мероприятия, для проведения которых и был спроектирован КДС, стали под стать чудо-зданию, классическому порождению советской архитектурной мысли – этакому всесоюзному Дому культуры.
С октября 1961 года во Дворце съездов, кроме высших партийных и комсомольских собраний, проходили многочисленные концерты и музыкальные фестивали дружбы народов. Историческая сцена видела многих коммунистических вождей. Леонид Ильич Брежнев, генсек ЦК КПСС, последний раз был замечен автором в этих стенах 21 мая 1982 года, когда советский лидер "зажигал" перед делегатами XIX съезда ВЛКСМ, провожая на БАМ Всесоюзный студенческий строительный отряд. Это было последнее выступление Брежнева в КДС.
Кремлевский Дворец съездов был построен на месте старого здания Оружейной палаты и остатков древних построек двора Бориса Годунова. Великолепное здание в стилеампир было снесено, а архитектурная композиция из старинных русских пушек, стоящих цепью вдоль фасада здания во главе с Царь-пушкой, уничтожена. В итоге Московский Кремль получил гигантский белый сарай-куб с мраморными пилонами и алюминиевыми витражами. Общественно-политические мероприятия, для проведения которых и был спроектирован КДС, стали под стать чудо-зданию, классическому порождению советской архитектурной мысли – этакому всесоюзному Дому культуры.
С октября 1961 года во Дворце съездов, кроме высших партийных и комсомольских собраний, проходили многочисленные концерты и музыкальные фестивали дружбы народов. Историческая сцена видела многих коммунистических вождей. Леонид Ильич Брежнев, генсек ЦК КПСС, последний раз был замечен автором в этих стенах 21 мая 1982 года, когда советский лидер "зажигал" перед делегатами XIX съезда ВЛКСМ, провожая на БАМ Всесоюзный студенческий строительный отряд. Это было последнее выступление Брежнева в КДС.
Понадобилось целых 10 лет, завершившихся отменой КПСС и самораспуском комсомола, чтобы нога "несистемного" молодого человека переступила порог этого партийного храма.
Идея устроить рок-фестиваль в Кремлевском Дворце съездов принадлежала Стасу Намину. Мысль собрать в Кремле все лучшие, но на тот момент практически запрещенные рок-группы казалась многим фантастической. Но соблазн оккупировать на несколько дней в центре Москвы гигантский зал на 6 тыс. мест, а также моральный драйв от сокрушения последнего идеологического бастиона советского маразма помогли реализовать этот проект.
Идея устроить рок-фестиваль в Кремлевском Дворце съездов принадлежала Стасу Намину. Мысль собрать в Кремле все лучшие, но на тот момент практически запрещенные рок-группы казалась многим фантастической. Но соблазн оккупировать на несколько дней в центре Москвы гигантский зал на 6 тыс. мест, а также моральный драйв от сокрушения последнего идеологического бастиона советского маразма помогли реализовать этот проект.
Как ни странно, многие лидеры рок-групп поначалу отказались выступать в этом "коммунистическом логове". Но всех уговорил Костя Кинчев из знаменитой "Алисы". Убежденность Кинчева в том, что Кремль –
место святое, просто опоганенное коммунистами, которое надо как-то отпевать, отмаливать и возвращать людям, объединила всех лидеров русского рока.
И вот с 23 по 26 января 1992 года на сцене КДС прошел исторический фестиваль "Рок из Кремля", в котором приняли участие легендарные группы: "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Наутилус", "Коррозия металла", "Моральный кодекс", "Кросс Роудз", "Калинов мост". Открыла рок-н-ролльное святотатство "Бригада С". Оркестр пролетарского джаза исполнил песню "Гады", посвященную всем участникам партийных и комсомольских съездов, проходивших на этой сцене.
Сдача в аренду хозрасчетного Дворца Съездов уже в те годы приносила значительную прибыль администрации кремлевского комплекса. Поэтому персонал КДС был настроен весьма благосклонно к мероприятию в целом, но относился с опаской к фанатам рок-групп – персонажам, прежде не виданным в интерьерах этих мраморных залов. Особенно было страшно за бархатные кресла – глубокие и высокие. Чувствовалось, что их обязательно разнесут. Предчувствия их не обманули...
И вот с 23 по 26 января 1992 года на сцене КДС прошел исторический фестиваль "Рок из Кремля", в котором приняли участие легендарные группы: "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Наутилус", "Коррозия металла", "Моральный кодекс", "Кросс Роудз", "Калинов мост". Открыла рок-н-ролльное святотатство "Бригада С". Оркестр пролетарского джаза исполнил песню "Гады", посвященную всем участникам партийных и комсомольских съездов, проходивших на этой сцене.
Сдача в аренду хозрасчетного Дворца Съездов уже в те годы приносила значительную прибыль администрации кремлевского комплекса. Поэтому персонал КДС был настроен весьма благосклонно к мероприятию в целом, но относился с опаской к фанатам рок-групп – персонажам, прежде не виданным в интерьерах этих мраморных залов. Особенно было страшно за бархатные кресла – глубокие и высокие. Чувствовалось, что их обязательно разнесут. Предчувствия их не обманули...
Несмотря на то, что на первом концерте для танцпола в партере были убраны все первые ряды дорогостоящей мебели, сотни грязных кроссовок пляшущих фанатов все же прошлись по креслам, еще помнящих чресла послушных депутатов. Движение разгоряченной толпы осуществлялось в направлении сцены исключительно по спинкам и подлокотникам кремлевских кресел.
Есть легенда, что наведением порядка на сцене и в зале занимались бойцы спецподразделения "Альфа". На самом же деле служба безопасности КДС состояла из сотрудников Главного управления охраны РФ. Однако, судя по воспоминаниям поклонников отечественного рока, 20 лет назад в Кремле "били аккуратно и сильно". То есть работали все-таки профессионалы.
Во второй день фестиваля фанатам клуба "Армия Алиса" раздали бесплатные "проходки" на концерт любимой группы. И тут же начался штурм Кремля для захвата лучших мест в зале КДС. Милиция и чекисты с повязками "Дружинник" отбросили "Армию Алисы" назад к выходу из Кутафьей башни. Били опять-таки аккуратно и сильно, но уже резиновыми "демократизаторами". Нарушителей порядка не арестовывали, билеты и пропуска не отбирали – просто фанатам добавили новых ощущений еще до концерта. "Армия Алисы" не возражала против такого "общения", но затаилась и задумала перенести свой протест внутрь концертного зала. Так что снова досталось депутатской мебели.
Есть легенда, что наведением порядка на сцене и в зале занимались бойцы спецподразделения "Альфа". На самом же деле служба безопасности КДС состояла из сотрудников Главного управления охраны РФ. Однако, судя по воспоминаниям поклонников отечественного рока, 20 лет назад в Кремле "били аккуратно и сильно". То есть работали все-таки профессионалы.
Во второй день фестиваля фанатам клуба "Армия Алиса" раздали бесплатные "проходки" на концерт любимой группы. И тут же начался штурм Кремля для захвата лучших мест в зале КДС. Милиция и чекисты с повязками "Дружинник" отбросили "Армию Алисы" назад к выходу из Кутафьей башни. Били опять-таки аккуратно и сильно, но уже резиновыми "демократизаторами". Нарушителей порядка не арестовывали, билеты и пропуска не отбирали – просто фанатам добавили новых ощущений еще до концерта. "Армия Алисы" не возражала против такого "общения", но затаилась и задумала перенести свой протест внутрь концертного зала. Так что снова досталось депутатской мебели.
Разрушение дворца остановил Стас Намин, объявивший о выступлении "Алисы". Охрана, прижатая толпой к сцене, из опасений штурма и беспорядков вызвала по рации отряд милиции, но зал восхищенно замер перед босоногим Кинчевым, внезапно появившимся в лучах прожекторов. Константин в микрофон на весь зал заверил охрану, что бойцы его армии точно знают, кто должен находиться на сцене, а кто в зале, и что штурма не будет.
В течение часа, пока выступала "Алиса", охране только и оставалось попеременно спасать то Кинчева, прыгающего "рыбкой" в зал на руки своим поклонникам, то теряющих сознание от давки и духоты фанатов группы. Несмотря на дикое напряжение в зале, музыкальный грохот и отсутствие света, фотографам было легко и комфортно работать на сцене и за кулисами, среди профессионалов-чекистов и профессионалов-артистов. Такое случается очень редко!
На заключительном гала-концерте патриотические настроения зала превзошли все мыслимые ожидания организаторов фестиваля. "Родина" Шевчука, подхваченная шеститысячным хором, громыхала так, что уши еще долго отказывались служить хозяевам. Думаю, что со словами "еду я на родину, пусть кричат уродина" аудитория Дворца Съездов могла бы построить не одну Байкало-Амурскую магистраль. Борис Гребенщиков, лидер "Аквариума", сказал со сцены КДС: "Я пришел сюда с небольшой миссией. Я хочу спеть песню за своих друзей, которые живые, а некоторые уже мертвые – за тех, кто до этого дворца так и не дошел, однако предсказал курс развития нашей страны гораздо точнее тех, которые в этом дворце заседали".
В течение часа, пока выступала "Алиса", охране только и оставалось попеременно спасать то Кинчева, прыгающего "рыбкой" в зал на руки своим поклонникам, то теряющих сознание от давки и духоты фанатов группы. Несмотря на дикое напряжение в зале, музыкальный грохот и отсутствие света, фотографам было легко и комфортно работать на сцене и за кулисами, среди профессионалов-чекистов и профессионалов-артистов. Такое случается очень редко!
На заключительном гала-концерте патриотические настроения зала превзошли все мыслимые ожидания организаторов фестиваля. "Родина" Шевчука, подхваченная шеститысячным хором, громыхала так, что уши еще долго отказывались служить хозяевам. Думаю, что со словами "еду я на родину, пусть кричат уродина" аудитория Дворца Съездов могла бы построить не одну Байкало-Амурскую магистраль. Борис Гребенщиков, лидер "Аквариума", сказал со сцены КДС: "Я пришел сюда с небольшой миссией. Я хочу спеть песню за своих друзей, которые живые, а некоторые уже мертвые – за тех, кто до этого дворца так и не дошел, однако предсказал курс развития нашей страны гораздо точнее тех, которые в этом дворце заседали".
Раздавая многочисленные интервью на банкете после концерта, Константин Кинчев заявил, что главная цель фестиваля русского рока в Кремле достигнута: "Надо было разогнать тлетворный дух, копившийся здесь десятилетиями. Надо было разогнать висящую чернь, шугануть немного бесов. Вот и шуганули"...
Фото Владимира Машатина.
Фото Владимира Машатина.
Комментарии 0